Калининградцы сами решат свои проблемы

Заместитель главы администрации Калининградской области Михаил Цикель ответил на вопросы корреспондента ИА «Росбалт» о том, что означают итоги прошедшего 11 ноября в Брюсселе саммита Россия-Евросоюз, для его региона. АПН публикует наиболее интересные выдержки из этого материала.

- Многие политики заявляют, что принятый на нем совместный документ решает лишь одну и отнюдь не самую важную для Калининградской области - визовую проблему. За скобками, дескать, остался куда более серьезный вопрос обеспечения беспрепятственного транзита российских грузов через территорию Литвы, без чего экономика региона не сможет нормально работать... Так ли это?

- Абсолютно неверно. Спор о том, что важнее - безвизовый проезд россиян из Калининграда на остальную часть страны и обратно, или грузовой транзит - так же схоластичен, как известный вопрос о яйце и курице. Одинаково важно и то, и это. Другое дело, в какой последовательности эти проблемы решать. Думаю, федеральный центр, администрация области поступили правильно, сделав приоритетной в переговорах с Евросоюзом гуманитарную - визовую проблему, решение которой определяет одно из главных прав человека: на свободу передвижения из одной части своей страны в другую. И ЕС с этим согласился, пойдя на беспрецедентный шаг, признав уникальность ситуации с Калининградской областью и согласившись, в связи с этим, на внесение изменений в Шенгенское законодательство, возможность чего поначалу категорически отрицалась. В результате граждане России получили право до 31 декабря 2004 пользоваться при транзите через Литву внутренними паспортами. Я хотел бы обратить на этот нюанс особое внимание, потому что некоторые критики называют упрощенный транзитный документ (УТД), который вводится Евросоюзом с июля будущего года, суррогатом визы, что является принципиальной ошибкой - для выдачи даже суррогатной визы требуется загранпаспорт. Не менее важно для нас и то, что при разовых поездках этот УТД будет носить уведомительный характер - пункты продажи железнодорожных билетов по электронной почте просто будут передавать литовской стороне паспортные данные пассажира...

- Ну, положим, это не совсем так: в совместном заявлении саммита говорится, что у Литвы остается право контроля и отказа в выдаче УТД без объяснения причин...

Действительно, такого права Литву, как суверенное государство, никто не может лишить, но, во-первых, пассажир узнает об отказе еще при покупке железнодорожного билета и сможет для поездки в Калининград или в Россию воспользоваться другим видом транспорта - паромом или самолетом, на которые УТД не требуются. А во-вторых, необходимость в УТД для железнодорожного транзита отпадет после того, как в московском и питерском направлении станут ходить безвизовые и безостановочные высокоскоростные поезда, о чем также была достигнута договоренность в Брюсселе.

- И все же согласитесь, что вопрос грузового транзита не был предметом переговоров России с ЕС, хотя совершенно очевидно, что без его решения российский эксклав на Балтике рискует оказаться в изоляции от отечественных рынков сырья и сбыта своей продукции. Не говорю уже о калининградских портах, которые могут потерять нынешние объемы перевалки экспортно-импортных грузов, если они будут перевозиться через Литву по правилам, действующим на территории Евросоюза.

Я бы не стал так драматизировать ситуацию. Тем более, что хотя - подчеркну - таких детальных переговоров, как по визовой проблеме, по данной тематике действительно не велось, в итоговом документе саммита все же зафиксировано, что «Российская Федерация и Европейский Союз договариваются продолжить в рамках СПС (Совета по партнерству и сотрудничеству) обсуждение соответствующих технических процедур регулирования транзита грузов». А раз обеими сторонами признано существование такого вопроса, то он непременно будет ими рассматриваться и решаться. Причем с учетом, снова повторюсь, уже признанной руководством ЕС уникальности нашего эксклавного положения.

Мы-то сами имеем представление о том, что нас ждет, какие требования предъявляет ЕС к таким перевозкам?

Пока что в самом общем виде. Поэтому, памятуя о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, мы не стали ждать, пока Совет по сотрудничеству Россия-ЕС займется этим вопросом, и практически сразу после саммита провели в администрации области совещание, чтобы, прежде всего, самим разобраться с транспортной составляющей. Было решено создать две специализированные - по перевозкам по железной и автомобильным дорогам - рабочие группы, которым предстоит проанализировать все возможные препятствия, которые могут встать на пути перемещения грузов как с момента ввода в действие упрощенных транзитных документов с 1 июля 2003 года, так и непосредственно после вступления Литвы в Евросоюз. До 30 ноября предложения по формированию позиции России в отношении транзитных перевозок грузов через территорию Литвы должны быть сформулированы.

Но есть еще и проблема приграничной инфраструктуры...

Вы абсолютно правы: транзитные перевозки связаны с пересечением не только территории соседней страны, но и границы, которая должна быть обустроена по современным стандартам, чего пока нет. Мы считаем, что это - проблема не только внутрироссийская. Все-таки это Евросоюз расширяется на восток, а не наоборот, и, по справедливости, он, как хороший сосед, не должен этим причинять нам неудобства и создавать дополнительные трудности. А коль скоро они неизбежны, то надо искать вместе с нами взаимоприемлемые решения возникающих по его инициативе проблем жизнеобеспечения российского эксклава, в новых геополитических условиях. Это касается транзита электроэнергии, газа, людей и грузов и, в равной степени, - развития приграничной инфраструктуры - пунктов пропуска, дорог и мостов.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram