Грузия противоречит самой себе и врет партнерам по переговорам

Итоги последнего в прошедшем году заседания Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК) в очередной раз продемонстрировали, как сложно вести дела с грузинской стороной. Обсуждая вопрос о задачах СКК в свете последних мирных инициатив президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, стороны не сумели договориться о создании в рамках Комиссии совместной рабочей группы. С этого шага должна была начаться выработка скоординированной грузино-осетинской программы по справедливому урегулированию конфликта в рамках трехэтапной схемы (демилитаризация зоны конфликта, восстановление доверия и гарантии безопасности на первом этапе, социально-экономическая реабилитация — на втором, и политическое урегулирование — на третьем). На протяжении всего заседания грузинская сторона морочила головы коллегам и бесконечно "путалась в показаниях". Итоговый протокол заседания СКК №47 зафиксировал лишь мнения сторон. Документ ясно показывает, что Цхинвал и Тбилиси по-прежнему стоят на противоположных позициях, и никакого сближения между ними не намечается.

Как отметила югоосетинская сторона, последние шаги, предпринимаемые грузинским руководством, "ставят под сомнение искренность декларируемой руководством Грузии приверженности мирному пути урегулирования конфликта".

Действительно, на словах одобрив инициативы Эдуарда Кокойты, в последнее время Грузия особенно активно создает вокруг Южной Осетии негативный фон, для чего творчески используются самые разнообразные методы. Во время недавнего посещения Южной Осетии автомобиль заместителя Главкома Сухопутных войск ВС РФ по миротворческим силам генерал-лейтенанта Валерия Евневича был обстрелян грузинской военной полицией, незаконно находящейся в зоне конфликта. На счету ее сотрудников —  похищение представителя МВД РЮО Вячеслава Кудзиева, недавний инцидент на Зарской дороге и ряд других аналогичных "спецопераций". В этом же ряду — заявление министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили о том, что 2007 год он, оказывается, будет встречать в Цхинвале. В свою очередь, начальник Генштаба Грузии Леван Николеишвили на днях заговорил о том, что находящийся в Ираке грузинский батальон будет использован в Южной Осетии и Абхазии для восстановления территориальной целостности Грузии.

Похоже, что Тбилиси планирует нейтрализовать российских и осетинских миротворцев и добиться одностороннего разоружения Цхинвала, чтобы использовать против республики силовой шантаж. Есть, впрочем, и другие замыслы. По информации югоосетинских компетентных органов, в период зимних каникул силами МВД и МО Грузии планируется осуществление ряда терактов на территории Южной Осетии. Намечен захват или физическое уничтожение президента РЮО и ряда высших должностных лиц республики.

Спецоперация начнется с провокаций против жителей грузинонаселенных сел Южной Осетии, для "защиты" которых в республику будет переброшен грузинский спецназ. Его задачей станет блокирование Транскама и Рокского тоннеля, связывающего Северную и Южную Осетию. Одновременно в Грузии может быть задействована так называемая осетинская оппозиция из числа бежавших из РЮО представителей криминального мира. Известно также, что в окружении Михаила Саакашвили обсуждается вопрос о создании в Грузии "правительства Цхинвальского региона в изгнании". Захватив или уничтожив президента, обескровив высшее руководство Южной Осетии и перекрыв дороги, связывающие республику с внешним миром, Грузия рассчитывает захватить РЮО, полагает югоосетинская сторона. Удивительно (а впрочем, чему удивляться?), но сопредседатель СКК с грузинской стороны Георгий Хаиндрава не стал опровергать эту информацию на заседании Комиссии. А на наш прямой вопрос о наличии подобных планов нервно ответил, что "не собирается комментировать сплетни".

Увлекательно наблюдать, как меняется позиция грузинской стороны в зависимости от поступающих из Тбилиси указаний. В первый день работы СКК Хаиндрава признал, что план Эдуарда Кокойты является руководством к действию. Однако уже во второй половине дня он, вопреки логике, предложил отказаться от первых двух этапов плана и перейти сразу к третьему, создав рабочую группу фактически для принятия решения по вопросу о будущем политическом статусе Южной Осетии. Представители Осетии и России не согласились с этим, полагая, что сие означает поставить телегу впереди лошади. Тем более что РЮО давно определилась со своим статусом независимого государства. Тбилиси готов даровать Цхинвалу исключительно "широкую автономию", что не является предметом обсуждения. А на следующий день Георгий Хаиндрава и вовсе заявил, что грузинская сторона не поддерживает реализацию главной идеи плана Эдуарда Кокойты — разработку единой программы действий. "Нами уже разработана программа, и надо ее выполнять, и никаких рабочих групп и единых программ создавать не надо", — полагает грузинский сопредседатель СКК.

В конце концов, как зафиксировано в протоколе заседания, грузинская сторона СКК предложила принять за основу положения собственного плана мирного урегулирования, представленного Грузией в Любляне. Для согласования вопросов дальнейшего сближения сторон и выработки совместной программы предложено создать рабочую группу, чтобы к 1 февраля 2006 года она представила на рассмотрение сопредседателей Комиссии проект совместных действий по ее реализации. Другими словами, СКК собралась, чтобы обсудить план Кокойты, а Тбилиси предложил всем одобрить его собственный план, который, по мнению осетин, "носит односторонний характер, не учитывает мнение другой стороны конфликта и потому не имеет перспектив реализации".

Несмотря на этот очевидный факт, на своей вчерашней пресс-конференции Георгий Хаиндрава пытался уверить российских и грузинских журналистов, что мирные инициативы Эдуарда Кокойты фактически повторяют основные положения плана Михаила Саакашвили. "Наш план практически соответствует тому видению, которое есть в Цхинвале", — добавил он. Впрочем, отметил Хаиндрава, взгляды сторон на реализацию этих планов "не до конца совпадают". Говоря о причинах, по которым стороны до сих пор не договорились, если их взгляды на урегулирование якобы практически одинаковы, Георгий Хаиндрава указал, что "не согласен с такой постановкой вопроса". Заседание ОБСЕ в Любляне, участники которого одобрили план Саакашвили, и заседание СКК, на котором Кокойты представил свой план, прошли всего месяц назад, напомнил он, и за это время прийти к какому-либо практическому решению было невозможно.

Сопредседатель грузинской части СКК назвал "наиболее сложным и противоречивым" вопрос о нахождении в зоне конфликта миротворческих сил. По его словам, "миротворческая операция стоит", а мандат миротворцев практически не выполняется. Грузинская сторона, указал Хаиндрава, представила Комиссии "большое количество фактов и аргументов", призванных доказать, что миротворцы "самоустранились" от выполнения своих функций. И если к 1 февраля 2006 года не будут реализованы договоренности, достигнутые в рамках СКК в течение последних полутора лет, в первую очередь по вопросам демилитаризации и экономической реабилитации зоны конфликта, то "мы доложим ситуацию парламенту Грузии, и он будет принимать решение", заявил Георгий Хаиндрава. Он решительно отверг возможность создания в рамках СКК рабочей группы по выработке скоординированной грузино-осетинской программы последующих шагов по справедливому урегулированию конфликта в рамках инициатив Эдуарда Кокойты. "Мы считаем, что легитимный орган один — это СКК, и создавать еще какие-то группы считаем нецелесообразным", — резюмировал Георгий Хаиндрава. По его словам, "Абхазия и Южная Осетия — составные части Грузии, всегда были, есть и будут".

Югоосетинская сторона расценила шараханья Хаиндравы как проявление абсолютной неготовности грузин обсуждать вопросы, вынесенные на повестку дня. По словам полномочного представителя президента Южной Осетии в Москве Дмитрия Медоева, "в подходе грузинской стороны полностью отсутствуют конструктивность и здравый смысл". Грузинская сторона, подчеркнул он, фактически торпедировала обсуждение плана Кокойты. Известно, что разные группировки в руководстве Грузии неоднозначно относятся к принципам и подходам урегулирования конфликта. "В этой ситуации взяли верх деструктивные силы, — убежден полпред президента РЮО. — Когда дело доходит до конкретики, грузинская сторона, несмотря на все свои "мирные планы", отказывается делать реальные шаги в сторону урегулирования. Инициативы Эдуарда Кокойты отвергнуты — это путь к войне". Такую оценку подтверждает и следующий факт. Глава миссии ОБСЕ в Грузии Рой Рив призвал политических руководителей сторон СКК выступить с заявлением, в котором провозглашался бы отказ сторон от применения силы и военного решения проблемы. Это предложение поддержали осетинская и российская стороны, однако грузинская почему-то выступила против.

Несколько обнадеживает довольно жесткая позиция, занятая российской частью Комиссии. По итогам заседания россияне с сожалением констатировали, что грузинская делегация отошла от позиции, обнародованной в официальном заявлении премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели от 13 декабря, где выражалось согласие с положениями плана Кокойты. Предложенная грузинской стороной рабочая группа должна заняться "рассмотрением "проекта совместных действий" по реализации некоего уже как будто бы существующего плана мирного урегулирования конфликта", что оспаривается сторонами, с иронией отметили россияне. Председатель российской части СКК Валерий Кеняйкин призвал грузинскую сторону скорректировать свою нынешнюю позицию и вернуться на путь соглашения о работе над совместной программой по урегулированию конфликта. Однако поведение официального Тбилиси показывает тщетность подобных призывов. Остается надеяться, что Грузия все-таки не решится по силовому пути, развязав против Южной Осетии вооруженную агрессию.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram