Виталий Савельев рассказал каким будет лоукост «Аэрофлота»

 

Стали известны подробности создания будущего национального лоукост-авиаперевозчика. Об этом в интервью телеканалу «Вести 24» рассказал генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев. Запуск нового проекта авиакомпания планирует осуществить в Москве, с тем, чтобы по мере развития продвигаться в регионы. Летать национальный лоукостер будет на небольшие расстояния, примерно в радиусе 1500 км от Москвы. «Это Петербург, Калининград, мы можем набрать многие города. Но это будет полет до 2-2,5 часов», - рассказал Виталий Савельев. Временные ограничения связаны с тем, что путешествие на лоукостере – компании, которая экономит буквально на всех возможных сервисах – дело, подчас, сложное чисто физически.

«Такой проект может существовать в европейской части России. Условно говоря, до Поволжья и Юга России – это направления, где есть более или менее стабильный пассажиропоток и высокая плотность населения. Потому что лоукостер существует только тогда, когда есть 100% заполняемость самолетов», - комментирует главный редактор портала avia.ru  Роман Гусаров.

В авиапарке нового перевозчика будут только новые самолеты: для начала планируется закупить 12 воздушных судов. С моделью в «Аэрофлоте» еще не определились, хотя и не исключают, что выбор может быть сделать в пользу российского Superjet.

Причем, тот факт, что компания в итоге окажется успешной сомнений не вызывает. «В целом мировые пассажирские авиаперевозки растут примерно на 5% в год. Российская отрасль за 9 месяцев текущего года выросла на 12%, «Аэрофлот» вырос на 26%. Это означает, что в России есть пассажиры, есть необходимость перемещаться: у населения есть деньги и они готовы путешествовать. Мы готовы им такую возможность предоставить», - рассказал Виталий Савельев.

«Конечно же потребность в такой авиакомпании есть, потому что, во-первых, пассажиропоток растет, - соглашается аналитик «Номос банка» Игорь Голубев. – А, во-вторых, если цены будут сравнимы со стоимостью железнодорожного билета, то на некоторых направлениях они будут конкурировать с жд-перевозками».

О создании национального лоукостера в «Аэрофлоте» начали говорить еще в 2010 году, однако, одним из главных тормозов создания лоукостера сегодня является действующее законодательство, не позволяющее авиаперевозчикам максимально снизить издержки. А ведь именно за счет этого лоускостеры предлагают максимально низкие цены на билеты. «Никто реально лоукостером не занимался по разным причинам: есть чисто законодательные ограничения, которые надо убрать, иначе лоукостер не полетит», - пояснил Виталий Савельев. Эта тема обсуждалась, в частности, и на недавней встрече главы «Аэрофлота» с президентом Владимиром Путиным. Среди первоочередных законодательных изменений – возможность продавать  безвозвратные авиабилеты, нанимать на работу иностранных пилотов, поскольку своих кадров в России катастрофически мало, отмена налога на ввоз воздушных судов и многое другое.

В общей сложности, максимальная экономия на билетах для пассажиров при пользовании услугами лоукост-перевозчика может составить порядка 30-50% по сравнение с традиционными авиакомпаниями. Однако обольщаться не стоит: билеты на самолет по 5-10 евро у лоукостеров – не более чем хорошо раскрученный миф и реклама. «Действительно билеты по 5 евро – это большие легенты. Более того, лоукост-авиакомпании не продают все билеты по низким ценам. Они начинают продавать по низким тарифам и продают только определенную часть билетов. Но по мере наполнения рейсов, билеты продаются ох, как недешево. Дешевле, да, но уже вполне сопоставимо со стоимостью билетов у традиционных авиаперевозчиков», - поясняет Роман Гусаров.

В реальности бросовые цены в 5-10 евро за билет просто невозможны чисто экономически. «За каждого пассажира мы платим 15 долларов в одну сторону на вылет. Вот слетали вы по маршруту Москва-Питер-Москва, авиакомпания заплатила за вас 30 долларов, - объясняет Виталий Савельев. – «Аэрофлот» только в адрес Шереметьево платит напрямую за обслуживание всех наших самолетов, за всех наших пассажиров 180 млн долларов, плюс еще около 40 млн долларов мы платим за безопасность компании «АэроМАШ –Авиационная безопасность». Итого 220 млн долларов».

Аналогичным образом устроена экономика процесса и за рубежом. Не стоит забывать о том, что лоукостеры максимально упрощают процесс для себя и при этом максимально его усложняют для пассажира. Простой пример: анонсированная стоимость билета в пресловутые 10 евро на деле вырастет в 3, а то и 5 раз, при этом придется еще и помучится. Сначала доплатить 5 евро за звонок в кол-центр, потом еще 10 за использование кредитной карты, еще 5 за сам факт бронирования. Не говоря о том, что у лоукостеров все дополнительные услуги, начиная от провоза багажа и заканчивая питанием на борту – за дополнительную плату. Причем плата эта отнюдь не маленькая: простенький бутерброд на борту самолете в лоукостерской компании может стоить около 10 евро. «Недавно с RyanAir (одна из крупнейших лоукостерских компаний в Европе – ред.) произошла такая ситуация: девушка пришла на борт, у нее с собой была книга и какой-то сверток. Ей говорят: «вы заплатили только за одно место, а у вас два – сверток и книга». Она сначала поупиралась, но потом решила рассчитаться кредитной картой. Но портал для безналичного расчета не сработал. Выходить она не захотела. Так что вы думаете? Вызвали полицию, девушку высадили и улетели», - приводит пример обслуживания в лоукосте Виталий Савельев.

О комфорте на борту самого воздушного судна также можно забыть. К примеру, у традиционных авиаперевозчиков в самолете А319 размещается 116 кресел, лоукостеры покупают аналогичное воздушное судно с 156 креслами. На практике это означает: 12-15 см расстояния между креслами, неоткидные спинки. Без особых проблем выдержать перелет в таких условиях можно только на небольшие расстояния – 2-3 часа. «Лоукост компании стараются поставить в самолет как можно больше кресел: убирается бизнес-класс и между креслами очень маленькое расстояние. Чем больше кресел, тем ниже топливные затраты на одно кресло. Это позволяет экономить, но и приводит к определенному дискомфорту для пассажиров», - добавляет аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Экономия на авиабилете, купленным у лоукостера, может и вовсе сойти на нет, если не позаботиться о его приобретении сильно заранее, как минимум за месяц до предполагаемого перелета. Например, стоимость билета по маршруту Лондон-Дублин у традиционного перевозчика British Airways при бронировании за день до вылета составляет 272 доллара. У лоукостера RyanAir – 115 долларов. Но не забывайте, что цена лоукостера указывается без сборов и всевозможных доплат за услуги, которыми вам непременно придется воспользоваться – плата за бронирование, использование кредитной карты и т.п.

Цены российского лоукостера, по словам Виталия Савельева, будет примерно в два раза ниже средних цен на аналогичные рейсы у «Аэрофлота». К примеру, если средняя стоимость билетов на рейсы Москва-Сочи составляет примерно 250-260 долларов, то у лоукостера цены будет около 100. «Если провести оптимизацию по всем без исключения пунктам, то получится, что уровень издержек можно сократить. То есть в принципе, с той или иной степенью достоверности можно оценить, насколько можно сократить издержки авиаперевозчика на выполнение базовой услуги – перевозки из точки А в точку В, в том случае, если не нагружать на эту базовую услугу какие-то дополнительные расходы, как гарантия возврата денег, бесплатный провоз багажа, бесплатное питание и т.п., - рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – «Аэрофлот» - компания, способная сделать масштабный проект. Есть шансы на то, что он будет успешным, тем более с опорой на их авиационно-техническую базу».

Тот факт, что реализацией проекта занимается именно крупнейший российский авиаперевозчик, обладающий достаточным количеством ресурсов, по мнению аналитиков, будет способствовать его успешной практической реализации. «Скорее всего, проект получится, потому что «Аэрофлот» - это очень большая авиакомпания и ресурсов у них, в том числе и финансовых, намного больше, чем у S7 или «Трансаэро», которые обременены достаточно большой долговой нагрузкой», - отмечает Игорь Голубев. Причем, по мере развития компании, аналитики прогнозируют существенный рост пассажиропотока. «Практика полетов, например, авиакомпании «Скайэкспресс», а впоследствии и «Авиановы» показала, что когда перевозчику удается совместить удобное расписание со стоимостью билета немного ниже, чем купейный вагон, это действительно позволяет успешно конкурировать с железной дорогой, отнимать у нее пассажиров и расширять рынок за счет привлечения новых клиентов», - заключает Олег Пантелеев.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram