Национализм во фраке

В российской общественной мысли сформировалось цивилизованное националистическое крыло — сообщество грамотных и спокойных людей, в форме светской беседы ведущих “рациональный диалог о приоритетных интересах русского народа и формах их реализации в современном мире”. Задачу такого рационального диалога поставили перед собой участники научно-практической конференции “Русские в XXI веке. Стратегия возрождения”, проведенной на днях Институтом национальной стратегии и Лигой консервативной журналистики.

Обойдемся без Кремля

Всякий, кто помнит кликушеские собрания националистов времен позднего Горбачева и раннего Ельцина, мог убедиться: “новая русская партия” прошла серьезный путь. Слово “сионисты” на конференции не упоминалось вовсе. Не было и проклятий в адрес демократов (как и вообще практически не было политической патетики). Угодничества перед властями также не наблюдалось.

У меня ощущение глубокого разочарования во власти, — заявил известный политик, депутат Госдумы Дмитрий Рогозин. — Занимаясь в основном бизнесом, причем, чаще всего личным бизнесом, она просто удерживает общество под контролем”. Напомнив о временах десятилетней давности, когда патриоты дружно осуждали Александра Лебедя за подписанный им сомнительный мир с чеченскими сепаратистами, Рогозин заявил, что Хасавюртовский договор — мелочь по сравнению с тем, чего добились от России нынешние хозяева Чечни во главе с Рамзаном Кадыровым.

Между тем, по мнению Рогозина, все недавние инициативы Кремля, которые можно отнести к сфере национальной политике, позаимствованы у его коллег по партии “Родина”. “Все наше было принято властью, до обезьянничанья, — считает Рогозин. — Но ничего серьезного власть делать не будет”. Более того, по его мнению, “власть будет бороться с русским национализмом, так как считает это поле своей собственностью”.

Но теперь Дмитрий Олегович видит на своем фланге достаточно сторонников, чтобы обойтись и без помощи Кремля: существует “национальная патриотически-настроенная интеллигенция”, обширные интернет-ресурсы, и организации “уже не слабые”. “Я чувствую в поездках по стране: масса русской молодежи! — воскликнул Рогозин. — Этого не было раньше. Их надо окормлять”.

Российское государство показало себя как безнадежно нерусское”, — считает главный редактор газеты “Спецназ России” Константин Крылов. По его хронологии, “русское движение началось в 1991 году как ресентимент, связанный с потерей СССР”. Но уже после 1993 года “классический советский патриотизм, в общем, погиб”. А далее, с 1999 года, “исчерпало себя и классическое патриотическое движение”. Крылов связывает это с тем, что Россия тогда не поддержала Сербию, которую бомбили войска НАТО. По мнению журналиста, даже последовавшая в 2000 году смена Ельцина Путиным ничего в характере государственной власти принципиально не изменила.

Однако были и другие мнения: так, председатель Лиги консервативной журналистики Дмитрий Володихин предположил, что “резерв толкания (идей националистов) во власть еще сохраняется”.

Империю “на мыло”

Какие же цели ставят перед собой просвещенные националисты? Самое, пожалуй, интересное в том, что сегодня мыслители “русского крыла” четко различают национализм и империю. Ничего подобного не было 10-15 лет назад, когда поклонники “русской идеи” с восторгом открывали для себя слово “империя”, освобождаясь от комсомольского словаря. Теперь же выбор был сделан явно в другую сторону.

Современная Россия — не империя, и русские перестали быть имперским народом, — считает историк, эксперт “Горбачев-фонда” Валерий Соловей. — Впервые за 500 лет русские почувствовали себя народом, чье будущее не гарантировано”. “Русские превращаются из народа для других в народ для себя”, — вот та мысль, которая явно импонировала большинству собравшихся. Правда, по мнению Соловья, скорее всего, “русским национализмом этот шанс использован не будет”, и в России наступит новая смута. “Я Соловей, а не буревестник”, — пошутил историк, пытаясь сгладить впечатление от своих слов.

Россия будет оставаться империей поневоле, но эта ценность ушла”, — суммировал данные многих опросов социолог, руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов. По его мнению, “современные россияне очень бедны сверхидеями и очень прагматичны”.

Резче высказался “спецназовец” Константин Крылов. “Весь имперский период русские существовали для империи, — напомнил публицист. — Опыт служения всегда полезен. Осталось сделать последний шаг: понять, что служить нужно себе”.

Взрослый империализм начинается там, где преодолено детское имперство”, — сформулировал Крылов понимание того, что только после укрепления самого русского народа можно будет думать об установлении контроля над какими-то еще территориями. А пока русские должны отказаться от трех вещей: “понимать чужие проблемы, терпеть чужие выходки и платить по чужим счетам”.

Голоса в защиту имперской идеи прозвучали довольно слабо. Так, Дмитрий Володихин высказался в пользу “почвенной империи с православным идеологическим столбом”. Но о завоевании мирового господства тут речь, разумеется, не шла.

Своеобразную черту дискуссии подвел Дмитрий Рогозин. “Если у нас много детей у каждой русской бабы, — то нет и проблем с имперской идентичностью, — заявил он. — Но сейчас этап другой. Не до Дарданелл нам сейчас, не до Босфора”.

Русским не хватает солидарности

Каким же путем намерены укрепить и объединить русский народ нынешние идеологи национализма? О том, что русские чудовищно разобщены, говорили многие выступавшие, прежде всего президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов и его заместитель Виктор Милитарев.

Для больного, деградирующего общества, единственной структурой идентичности является этничность”, — предположил Ремизов. То есть, только на базе того, что “мы с тобой оба русские”, возможно восстановление “атрофированных элементарных навыков солидарности”.

Наш народ пока еще не стал нацией в плане солидарности”, — с горечью отметил Милитарев. Он рассказал, что его знакомые русские предприниматели предпочитают брать на работу азербайджанцев — “с ними работать можно”, а русские “кинут, подсидят”. Первоочередную задачу политолог видит в том, чтобы в выражении “бедные русские” “паролем служило слово “русские”, а пока служит слово “бедные”.

В практическом плане Милитарев предложил, чтобы любая русская национальная организация имела общественные приемные, выслушивала голоса простых людей. И чтобы после вопиющих случаев притеснения русских немедленно проводились акции протеста на месте происшествия и у зданий органов власти, отвечающих за ту или иную территорию.

Как можно больше людей нужно вовлекать в свою орбиту”, — предложил в связи с этим лидер Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов. Правда, после этого призыва дискуссия сразу приняла другой оборот. Как известно, ДПНИ является главным организатором “Русского марша” 4 ноября, запрещенного столичными властями. Напомним также, что борцов с нелегальной иммиграцией часто обвиняют в заигрывании с нацистами и скинхедами.

И когда речь зашла о вовлечении новых людей, в очередной раз всплыло имя руководителя пресловутой организации “Славянский союз” (СС) Демушкина, устроившего 4 ноября прошлого года нацистскую выходку с вскидыванием рук и соответствующими выкриками. Александр Белов в связи с этим заметил: “Мы не имеем права наших соплеменников за другие убеждения лишать права быть русскими. Из-за того, что Демушкин является поклонником Гитлера, я не могу ему сказать: “Демушкин, ты не русский!”.

Таким образом, вопрос о том, будут ли восприняты интеллигентные националисты рядовыми сторонниками “национальной идеи”, повис в воздухе. И кто конкретно выйдет на улицы 4 ноября, на научно-практической конференции так и не прозвучало...

Текст был опубликован на сайте Росбалт.ру

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram