Оплату за проезд по дорогам большегрузных грузовиков перенесли на год

МОСКВА. Госдума приняла поправки к Бюджетному Кодексу, переносящие введение платы за проезд по дорогам большегрузных автомобилей с 1 января 2013 года на 1 января 2014 года. Несмотря на то, что соответствующая норма присутствовала в Бюджетном Кодексе с 2011 года, за прошедшее время Минтранс не смог выработать действенный механизм сбора этих платежей.

Первоначальная идея о том, что деньги будут собираться путём продажи неких "виньеток", наклеиваемых на лобовое стекло грузовика не выдерживала серьёзной критики - было вполне очевидно, что сии виньетки будут печатать любые желающие на лазерном принтере, а администрирование такой системы, в том числе отслеживание распространения этих документов будет стоить чрезмерно дорого. Суммарная стоимость внедрения и эксплуатации системы по расчетам специалистов Минтранса оказывалась сопоставима с поступлениями от неё.

Сорвав, что было почти неизбежно в поставленных законодателями рамках, сроки внедрения новации, Минтранс обратился к высоким технологиям. Теперь в министерстве рассчитывают собирать необходимую для системы информацию о передвижениях грузовиков с обязательно устанавливаемых на них ГЛОНАСС-навигаторов, а все расчеты с владельцами автомобилей оформлять в автоматическом режиме и вести, по возможности, в безналичной форме.

Эксперты отмечают, что подход выглядит, конечно, вполне работоспособным, но его реализаторам придётся столкнуться в процессе внедрения с массой неочевидных сюрпризов - таких как попытки отключения и подмены навигаторов водителями, оспорения маршрутов движения и т.д. Технические специалисты полагают, что в такой системе придётся применять некоторые средства, схожие по своей функции с фискальным оборудованием касс в магазинах - такие, чтобы сотрудники ГИБДД могли оперативно проверять как работоспособность конкретной системы, так и её соответствие грузовику.

В целом, предлагаемая Минтрансом система выглядит как некий сухопутный аналог системы электронных судовых журналов внедряемых, в частности, Росрыболовством на подведомственных ему судах. Внедрение это идёт крайне медленно и печально и развёртывание намного более масштабной системы вряд ли пойдёт с меньшими проблемами.

По сложности реализации предлагаемая Минтрансом концепция, возможно, даже превышает скандально известную ЕГАИС и шансов на то, что она будет реализована за 2013 год нету просто никаких. В РФ имеется свыше 5.5 млн грузовиков, не все из них большегрузные, но и таких - явно не меньше нескольких сотен тысяч, так что система контроля их передвижения предполагала бы массовую установку соответствующей аппаратуры. Между тем система даже ещё не спроектирована - так что и речи о выпуске промышленностью специальных навигаторов для неё просто не идёт. Впрочем, всё равно это лучше, чем идея с "виньетками", которая просто не может нормально работать.

Редакция АПН предполагает, что на протяжении 2013 года мы увидим вялое разворачивание работ по созданию всероссийской системы мониторинга большегрузных автомобилей, а в конце года депутаты перенесут начало сбора с грузовиков ещё на год. Или, сразу, на три.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram