Делимита

- Да ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасешься!

"Иван Васильевич меняет профессию” (комедия)

За все годы, прошедшие со времени распада Советского Союза, вопрос о границах между Россией и ее постсоветскими соседями, никогда не вызывал особых споров. На любой сопредельный возглас "О, я, я! Кемска волост. О, я, я!". из Кремля слышались услужливые смешки: "Ха-ха-ха! Да пусть забирают на здоровье! Я-то думал!”. И административные границы,  произвольно проведенные в СССР, легко принимались в качестве межгосударственных.

Понятно, что в веселой комедии о территориальных и национальных потерях говорить не подобает. Можно лишь утешиться потертой шуткой: "Царь знает, что делает! Государство не обеднеет". Так что за разговорами о братском союзе, за битьем рюмок о кремлевский паркет процес реальной демаркации постсоветских границ шел сам собой.

Под поцелуи в диафрагму и вспышки блицев Россия отдала Крым и оставила Донбасс, затем передала полтора острова Китаю и предложила отдать два Японии. Но уважения в глазах собутыльников по банкету не поимела. Сергей Глазьев даже предположил, что "еще больший конфуз может произойти на Дальнем Востоке, где односторонние территориальные уступки России воспринимаются соседями как слабость и провоцируют еще большие претензии”.

"А слабых бьют", как объяснил нам однажды Президент РФ, он же — по долгу службы — гарант территориальной целостности  страны. Нет слов, обяснение исчерпывающее. Но и простая тенденция к тому, чтобы "отдать все", тоже просматривается.

Получается, что риторические заверения  о скорой отмене всех и всяческих границ в постсоветском прострастве, и экспертные рассуждения о "новом евразийстве" служат простым пиарным прикрытием одной проверенной схемы. Вначале условные границы делимитируются с дружественным режимом с намеком на ближайшее объединение, затем провозглошавший себя "пророссийским" режим уходит, а границы остаются навсегда. Как и войска НАТО и американские базы на обширной территории бывших соседей.

Так  было в отношениях с Грузией, уже есть печальная практика с Украиной. Скорее всего, так будет и с Казахстаном, где все более актуальной становится проблема смены политических элит. Поговаривают, что во время недавней поездки в Казахстан Путин в ходе личной беседы посочувствовал Назарбаеву: "Вы находитесь в сложном положении…". Может быть, поэтому Президент Казахстана поспешно прилетел в Москву, чтобы подписать договор о делимитации российско-казахстанской границы, протяженностью более 7,5 тыс. км.

Для прикрытия во всех СМИ как по команде сегодня замелькало магическое заклинание - "Делимитация границы — это проведение ее на подробной карте, предшествующее демаркации границы — обозначению ее на местности". Но эти слова медиа-пропагандистов не могут скрыть тенденцию к ускореному размежеванию постсоветского пространства. Как завил в интервью уроженец Казахстана Владимир Жириновский, "Вот сегодня делимитация, завтра демаркация, завтра Казахстан в НАТО и даже может быть в Евросоюзе, а мы везде будем окружены, везде будем окружены враждебными государствами".

Напомним, что, цена "казахского вопроса" для России очень велика. Как в прямом, так и переносном смысле. Достаточно представить себе расходы на обустройство пока неохраняемой границы России с Казахстаном (при сметной стоимости обустройства не ниже миллиона рублей за километр границы).

Но помимо финасовых вопросов существуют и другие. Например, не решается проблема русскоязычного населения Северного Казахстана, где русские являются большинством. Эти люди не по своей воле оказались на территории Казахстана, что не раз вызвало недовольство у самих жителей и понимание у ряда российских общественных и политических деятелей. Достаточно вспомнить знаменитое интервью Александра Солженицына, опубликованное в 1996 году в Комсомольской правде. Писатель тогда заявил, что Северный Казахстан — историческая часть России, и эти территории должны непременно присоединиться к России.

Однако стратегическое решение об обустройстве полноценной границы с Казахстаном уже не раз обсуждалось на самом высоком уровне. Например, на 127-м заседании Совета Федерации был принят парламентский запрос верхней палаты к Председателю Правительства России Михаилу Фрадкову  "по поводу финансирования строительных работ и оборудования пунктов пропуска на границе России с Казахстаном". Похоже, что постсоветское пространство заканчивается не только идейно, но и организационно, и "людей беловежья" сменяет откровенная "делимита"!

До сегодяшнего момента цивилизационный конфликт России и Запада мог восприниматься сугубо теоретически, как пресловутый "пережиток холодной войны". Но как только речь зашла о проблеме реальной демаркации наших исторических границ, этот цивилизационный конфликт стал содержанием внутрироссийской политики.

Напомним, откуда исходят требования к ускореной делимитации российских границ. Это требование, помимо США, предъявляют к нашей стране комиссары Евросоюза, отказывающиеся включать Россию в шенгенские соглашения. В Брюсселе неустанно твердят о необходимости создания непроницаемого пограничного барьера между Россией и Казахстаном, что сразу ставит крест на всей концепции евразийского пространства.

Вот только один факт. Говоря об условиях, поставленных Евросоюзом при обсуждении перспективы образования безвизового пространства России и ЕС, министр иностранных дел Сергей Лавров открыто заявил, что в первую очередь, речь идет об укреплении российских границ. "Надо укрепить и оборудовать свои границы, чтобы они соответствовали нормам общепринятым в мире, чтобы Евросоюз был спокоен за российские рубежи, которые не соприкасаются с Евросоюзом, — сказал глава МИД РФ.

После подписания Путиным договора о границах с Назарбаевым, Европа может быть не беспокоиться за свои цивилизационные рубежи. Теперь на казахско — финской границе все спокойно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram