Нормы этики должны быть подтверждены законом

Владимир Пехтин, депутат Госдумы четырех созывов, сложил с себя полномочия народного избранника после скандала вокруг недвижимости в США, принадлежащей его сыну. Это довольно нетипичный шаг для российского политика, тем более, что формально юридически Пехтин не должен был нести какой-либо ответственности за покупку в середине нулевых недвижимости за рубежом. Однако моральное значение поступка Пехтина оказалось чрезвычайно велико.

Самоочищение парламента — нормальная практика. Стоит также отметить, что члены Единой России – и Пехтин и другие его коллеги – уходят сами, делая это демонстративно, для того, чтобы не «подставить» свою партию, чтобы не дискредитировать возможными скандалами работу фракции и Государственной думы. В этом есть что-то благородное и этичное.

Уж точно это выглядит намного лучше, чем поведение некоторых членов «Справедливой России», которые хоть тушкой, хоть чучелом, стремятся остаться в Думе. Так, видный эсэр Геннадий Гудков выступал с пламенными речами, а параллельно решал коммерческие вопросы своего охранного предприятия, возглавляя одноименный подкомитет в Госдуме, и очень возмущался, когда его лишили мандата. Или еще один выдающийся деятель эсэров Олег Михеев, подозреваемый Генпрокуратурой в рейдерских захватах бизнеса и в хищении, долгое время боролся за свою неприкосновенность.

Как бы там ни было, Пехтина никто не обвинял в ведении бизнеса, да и то, что ему «инкриминировали» представители блооггерского сообщества, не является криминалом. Не стоит разбираться в семейных покупках экс-народного избранника — это сделают в ближайшее время американские суды — сам бывший депутат уже заявил о том, что намерен предоставить исчерпывающие доказательства того, что имущество ему не принадлежит. Но очевидно другое — поступок Пехтина является высокоморальным и задает планку для других депутатов и чиновников, но необходимо и правовое оформление подобного этического поведения. И надо сказать, что для этого в последнее время сделано многое.

В Государственную Думу на днях был внесен президентский пакет из двух законопроектов. Один из них - «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов». Второй – поправки в закон «О Правительстве Российской Федерации». Оба законопроекта по сути дела говорят об одном и том же — государственные управленцы и депутаты не имеют права хранить деньги в банках иностранных государств, оперирующих за рубежом, а также владеть акциями иностранных предприятий. Среди чиновников под этот запрет подпадают все члены правительства, главы регионов, все руководство силовых структур, лица, занимающие государственные должности, главы регионов, члены Совета директоров Центробанка, руководство госкорпораций, федеральные судьи, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, депутаты региональных законодательных собраний, а также их супруги и несовершеннолетние дети.

Таким образом, фактически предлагается своего рода концепция национализации российской элиты. Это новая политика Кремля, системная политика по очищению власти от коррупции и криминала, от ненужных соблазнов и от внешнего влияния (ведь там, где хранишь деньги, там хранишь и сердце). В рамках этой же кремлевской новой политики мы видим резко возросший накал борьбы с коррупцией — здесь и дело окружения экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, и процессы над высокопоставленными чиновниками Минрегиона и Минэкономразвития, и уголовный процесс над бывшим губернатором Тульской области Вячеславом Дудкой и многие другие действия правоохранителей, демонстрирующих, что неприкасаемых у нас нет.

В этом же контексте пакет предложенных Владимиром Путиным законопроектов призывает все российское руководство к дисциплине и ставит перед простым выбором — что важнее — активы за рубежом или благополучие своей страны. Интересы российской нации или офшорный бизнес.

Еще до внесения проектов в Госдуму ряд правительственных чиновников заявляли, что не намерены оставаться в должности, если перед ними станет такой выбор. Ну что же, вольному, как говорится, воля: граждане России должны доверять тем, кто получил власть и право руководить. Так что, в результате реализации закона будет проведено самоочищение государственного аппарата от лиц, которые не верят в будущее своей страны, в ее экономику. При этом, важно, что законопроекты не репрессивные, то есть, нарушителей всего лишь будут увольнять или лишать мандатов — посадок в соответствии с ним не планируется. Но любителей сидеть на двух стульях сильно потеснят. И это будет хорошо.

Таким образом, казус Пехтина найдет свое юридическое оформление. И этическое поведение, скорее уникальное для нашего депутатского корпуса, чем ему свойственное — должно стать системой и нормой. Нет сомнения, что уже сейчас примеру Пехтина нужно было бы последовать многим депутатам, силовикам и даже некоторым министрам и вице-премьерам Правительства.

Пехтина не испортил «квартирный вопрос» - он поступил достойно и культурно – если говорить о современных стандартах политической культуры, к которым нам еще предстоит привыкать. Но это нужно делать. В том числе тем, кого портят даже не квартиры, а целые «заводы, газеты и пароходы».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram