Антикоррупционная программа для современной России

1. Коррупция как фактор существования / развития Российской Федерации и российского общества.

Коррупция признана всеми – включая действующую власть – одной из центральных проблем современной России.

Коррупция - это противоправная деятельность, заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и/или имущественных интересов. Достижение должностным лицом личных и/или имущественных интересов чаще всего происходит в форме получения коррупционной ренты - любого имущества (материальных, нематериальных, движимых или недвижимых активов, выраженных в денежных средствах, товарах, работах, услугах или правах, юридических документах или актах, подтверждающих право собственности на такие активы или интерес в них), приобретенного или полученного, прямо или косвенно, в результате коррупционной деятельности.

Генеральная Ассамблея ООН 1979 г. и конгресс ООН (Гавана 1990 г.) предложили следующее определение: коррупция – это злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.

Государственный аппарат на сегодняшний день практически полностью парализован коррупцией. Это означает, что у должностного лица, входящего в систему исполнительной власти России, в подавляющем большинстве случаев отсутствует какая-либо позитивная мотивация принятия решений и проведения их в жизнь, кроме коррупционной. Чиновник любого уровня начинает исполнять свои прямые обязанности, установленные Законом, подзаконными и нормативными актами, только в двух случаях:

- наличие прямого коррупционного стимулирования в виде взятки (в финансовой либо нефинансовой форме);

- наличие указания (команды) от постоянного спонсора (источника коррупции), находящегося, как правило, вне системы исполнительной власти.

Это означает, что пресловутая «вертикаль власти», которую активно рекламируют представители Кремля и их обслуживающий персонал, является столь же условной, сколь и неработоспособной. Типичный российский бюрократ наших дней де-факто подчинен не своему непосредственному руководителю (начальнику), а взяткодателям (постоянным или ситуативным). Потому административный механизм оказывается работоспособен лишь тогда, когда он подкреплен коррупционным стимулированием исполнителей. Иными словами, современный российский чиновник готов выполнять формализованную волю вышестоящей инстанции только при наличии дополнения в виде незаконного финансирования его деятельности. Там, где коррупционная вертикаль не соседствует с властной, государственные решения не исполняются или же откровенно саботируются.

Фактически, можно констатировать, что широко разрекламированная «вертикаль власти» есть многоуровневая система распределения коррупционных доходов, и только в этом качестве и состоянии она может быть относительно эффективна с управленческой точки зрения.

В последние годы мы нередко становились свидетелями того, как решения, принятые на уровне президента и правительства РФ, злостно не исполняются из-за отсутствия коррупционного стимулирования исполнителей.

 

Коррупция широко распространена и развита не только в системе исполнительной власти, но и:

· в муниципальных органах

· в корпоративных структурах, менеджмент которых под давлением коррупционного фактора нередко принимает решения, противоречащие интересам акционеров и корпорации как целостного субъекта экономики / деловой активности

· в общественных организациях

  

Коррупция в общественных организациях – это использование статуса / морального авторитета таковых для скрытого обслуживания каких-либо частных / коммерческих интересов под предлогом выполнения уставных задач и функций.

В современной России типичной является ситуация, когда общественные организации де-факто выполняют работу PR-подразделений корпораций либо структур исполнительной власти. Весьма показательна в этом смысле деятельность Общественной палаты РФ, многие члены которой рассчитывают на получение различных благ, никак не обусловленных законодательно определенными функциями Палаты, и взамен играют роль рекламных агентов или формальных псевдоинициаторов некоторых

властных решений. Если чиновничество всех уровней использует для получения коррупционной ренты свои полномочия, определенные законом и нормативными актами, то общественные организации – авторитет своих учредителей / руководителей вкупе с определенными правами, предоставленными таким организациями законодательно.

 

2. Причины коррупции.

Основная глубинная причина тотальной коррупции в современной России лежит в философии правящей элиты.

Сегодняшняя элита воспринимает власть как механизм кормления, а не возможность служения. Государственный аппарат является в рамках этой философии лишь инструментом краткосрочного заработка. Это же относится и к корпорациям, и к общественным организациям, в менеджменте которых, как правило, нет ориентации на долгосрочные результаты, не связанные с быстрым извлечением коррупционной ренты из текущего должностного / служебного положения.

Мы можем констатировать, что неформальный моральный кодекс, который сформирован в нашей стране за последние 15 лет, фактически разрешает и даже поощряет коррупцию. Успешным человеком считается тот, кто освоил практики «кормления», нашел свою коррупционную «золотую жилу» (тот же, кто не нашел или не искал, чаще всего объявляется неудачником). Именно поэтому крупные коррупционеры сегодня зачастую не скрывают своих нелегальных доходов и прямо афишируют уровень потребления, существенно превосходящий их официальные заработки. Чиновники на Porsche Cayenne, готовые заплатить за ужин свое месячное жалованье, стали абсолютно типичным явлением в России. Традиционное понятие «репутация» подверглось серьезной эрозии.

Правящая элита живет по принципам «хоть день, да мой», «после нас – хоть потоп», что превращает коррупцию в норму, а честное законопослушное поведение – в отклонение, заслуживающее моральной санкции. Можно с уверенностью утверждать, что коррупционер стремительно превращается в героя эпохи, чего никак нельзя сказать о честном профессиональном бюрократе, сам образ которого исчезает из общественного сознания.

Долгосрочная профессиональная карьера бюрократа или менеджера более не является, как правило, ориентиром для тех, кто выбирает соответствующее поприще. Гораздо важнее становится скорый крупный заработок любой ценой с возможностью последующего безболезненного «выхода из игры».

Все это отражает глубинное неверие правящей элиты в будущее, исторические перспективы России.

Таким образом, стратегически победа над коррупцией возможно только посредством:

- кардинальной модернизации правящей элиты, выдвижения новых моральных образцов, маргинализирующих коррупцию;

- перехода к системе рациональной профессиональной бюрократии, в рамках которой должностную позицию (пост) определенного уровня можно занять только при наличии определенных подтвержденных заслуг соискателя перед государством / обществом и выслуги лет в госаппарате.

Подобные антикоррупционные реформы потребуют десятилетий, и осуществимость их в среднесрочной исторической перспективе неочевидна. Однако, при этом существует комплекс тактических мер, который может принести определенный антикоррупционный эффект уже в краткосрочной перспективе, в ближайшем будущем.

 

3. Тактика антикоррупционной борьбы.

Эксперты Института национальной стратегии полагают, что и сегодня в России существует субъект – в лице президента страны – который заинтересован в уменьшении уровня коррупции как необходимом условии обеспечения хотя бы минимальной работоспособности / эффективности бюрократической машины.

Этот субъект способен инициировать принятие законодательства, вводящего в действие тактико-технологические механизмы борьбы с коррупцией в государственном аппарате.

К таким механизмам, с нашей точки зрения, относятся:

· предварительная (до принятия и опубликования / вступления в силу) экспертиза всех федеральных законопроектов, определенных групп подзаконных и нормативных актов на предмет их коррупционной емкости / коррупциогенности

· делегирование полномочий подобной экспертизы специальному неправительственному профессиональному органу – Общественному совету по противодействию коррупции – который будет формироваться президентом и двумя палатами парламента на основе квотного принципа

· законодательное установление порядка, при котором ни один закон, а также (в ряде случаев) указ президента / постановление правительства, и, в отдельных случаях, акты министерств и ведомств не могут быть приняты без предварительной антикоррупционной экспертизы, осуществляемой Общественным советом

· создание новой спецслужбы - федерального силового органа, который будет заниматься исключительно предотвращением и расследованием коррупции в государственном аппарате всех уровней; использование существующих правоохранительных органов в борьбе с коррупцией не может быть достаточно эффективным в силу высокого уровня коррумпированности их самих; кадровую основу нового федерального антикоррупционного органа должны составить отборные профессионалы, которые не были уличены в нарушении профессионального / воинского долга, а также представители элиты бывшего КГБ СССР / МВД, не находившиеся в последние годы на государственной службе и потому не вовлеченные в разветвленные коррупционные схемы и сети; такая спецслужба должна быть наделена всеми необходимыми оперативными и розыскными полномочиями. 

Группой экспертов ИНС во главе с д.э.н., профессором Никитой КРИЧЕВСКИМ подготовлен проект федерального Закона «О противодействии коррупции» , который предлагается Вашему вниманию.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter