Выбор Запада: между реальностью и лозунгами

Станет ли Казахстан председателем ОБСЕ в 2009 году важно не столько для Астаны, сколько… для самой ОБСЕ. Решение Запада будет индикатором его готовности к геополитическим вызовам нового времени.

ОБСЕ: между Атлантикой и Евразией

28 марта после заседания Евротройки и стран Центральной Азии Комиссар по внешним связям Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что ЕС не против того, чтобы в 2009 году кресло председателя ОБСЕ занял Казахстан. Но при определенных условиях. «Мы за то, что чтобы Казахстан получил председательство ОБСЕ в 2009 году, но при условии, что здесь в скором времени будут осуществлены дополнительные реформы. Недавно президент Назарбаев в своем выступлении пообещал, что ряд реформ будет произведен. Теперь мы хотим это увидеть».

Подобного рода заявления можно услышать от многих политиков в Вашингтоне и Брюсселе. Смысл все тот же: мы «за», «но»... Вопрос о председательстве Казахстана в ОБСЕ уже был отложен в конце 2006 года на более поздний срок, и не может оставаться в подвешенном состоянии бесконечно. В конце нынешнего года выбор должен быть сделан. Что же перевесит — «за» или «но». И кто останется в наибольшем проигрыше, если различного рода «но» все же возобладают?

Чтобы дать ответ на этот вопрос следует напомнить, какие задачи Запада отражает ОБСЕ и насколько подходит Казахстан к критериям этой организации. Только тогда мы сможем объективно и непредвзято оценить целесообразность назначения Казахстана на пост председателя данной организации.

Краткий экскурс в историю. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была создана в 1975 году для налаживания диалога и предотвращения конфликта между Западом и странами Варшавского договора. После распада последнего и развала Советского Союза задачи ОБСЕ и ее структуры принципиально изменились. ОБСЕ включила в себя государства Восточной Европы и бывшего СССР и из американо-европейской превратилась в американо-евроазиатскую структуру. ОБСЕ объединяет сегодня 55 государств Европы, Азии и Северной Америки, и задачи, которые она перед собой ставит, могут быть диверсифицированы по трем направлениям:

- экономика и экология;

- политика и безопасность;

- права человека и гражданские свободы;

Экономические требования предусматривают, что в государстве, входящем в ОБСЕ, действуют законы рыночной экономики, обеспечивается экономическая безопасность частных лиц и организаций, и принципов социальной справедливости, соблюдаются международные законы по охране окружающей среды.

Военно-политический вектор включает в себя приверженность принципам демократии, власть закона, урегулирование конфликтов, наблюдение за проведением выборов, контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, соблюдение международных норм. ОБСЕ призвана решать наиболее острые и болезненные проблемы, выдвинувшиеся на первый план в последние годы — а именно, растущий исламский экстремизм, неконтролируемую миграцию из стран Третьего мира, сдерживание наркопотоков, идущих с Востока на Запада.

Наконец, третье направление говорит само за себя: обеспечение прав и свобод человека, национальная и религиозная веротерпимость и т.д.

Экономика и политика: из аутсайдеров в лидеры

Насколько Казахстан соответствует данным критериям? Руководство этой центрально-азиатской страны с самого начала определило свои приоритеты и тем самым — свой путь. Тот путь, что сегодня называют «казахстанским», и который считается одним из наиболее успешных не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Во главу угла здесь поставлена экономика, ибо без экономического благосостояния невозможно построить подлинно демократическое и стабильное общество. «Экономика, потом политика, либерализация общества через экономическое развитие», — определил свой курс Нурсултан Назарбаев.

Эта задача была реализована. За последние семь лет среднегодовой темп роста экономики составляет 9-10%. За шесть лет, с 1999 по 2005 год, ВВП на душу населения в республике вырос в три раза: с 1130 до 3440 долларов. Сегодня этот показатель составляет уже 5083 доллара, и предполагается, что к концу 2007 года достигнет 6560 долларов. Минимальная зарплата выросла в 25 раз, средняя зарплата — в шесть раз. Сегодня Всемирный банк относит Казахстан уже не к странам Третьего мира, а к государствам со средним уровнем дохода. Астана опередила по ведущим экономическим показателям большинство республик СНГ, и на постсоветском пространстве пока уступает только государствам Балтии. В отчете мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Казахстан в 2005 году из 117 государств занял 61 место, обогнав остальные государства СНГ. В республике уже проведена пенсионная и жилищная реформы, которые пытаются сейчас осуществить в России.

В Казахстане приняты законы по защите частных инвестиций, создана нормативная база для работы частных коммерческих структур, готовятся законы по защите материальной и интеллектуальной собственности. Иными словами, республика достигла этапа экономического развития, который соответствуют требованиям и нормам ОБСЕ.

«Казахстан достиг совершенно феноменального развития и стал примером процветания и благополучия для всех», — признал президент Грузии Михаил Саакашвили.

Достижения в политической области измерить труднее, ибо здесь нельзя апеллировать конкретными цифрами и показателям. Налицо однако тот факт, что на протяжении полутора десятилетий Казахстан остается наиболее стабильной в политическом отношении страной, благополучно избежавшей внутренних конфликтов, смут и репрессий, которые сотрясали и сотрясают СНГ. При этом он остается демократической страной, гарантирующей гражданские права и права национальных меньшинств. Напомним, что результаты последних президентских выборов были признаны всеми демократическими странами. Здесь свободно действуют оппозиционные партии и международные организации по защите прав человека, такие как Хельсинская группа, например. Казахстан, которому в начале 90-х годов прочили неизбежный распад и этнические конфликты, стал моделью гармоничного мультикультурного общества, которое только мечтает построить Европа.

С учетом пожеланий ОБСЕ, руководство Казахстана внесло поправки в выборное законодательство и провело реформы местных органов самоуправления. По словам министра иностранных дел республики Касым-Жомарта Токаева, в настоящий момент готовится реформа закона о СМИ.

В сфере безопасности Казахстан участвует в Договоре о коллективной безопасности (ОДКБ), ЕврАзЭс и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По инициативе Назарбаева создано Совещание по безопасности и мерам доверия в Азии (СВМДА), чья цель — упрочнение стабильности в регионе.

Права человека: изъяны и спекуляции

Единственный пункт, по которому у Запада в лице ОБСЕ могут быть претензии к Казахстану — это вопросы соблюдения прав человека. Часть из этих претензий оправданна, часть — надуманна. Несомненен достаточно высокий уровень коррупции среди казахстанских чиновников и предпринимателей, и с этим пороком трудно бороться, учитывая тоталитарное прошлое республики, входившей в Советский Союз, недостаточную открытость общества, традиционные клановые связи и сильную бюрократию. В Казахстане был принят Закон о борьбе с коррупцией, но очевидно, что потребуется много усилий и времени для искоренения этого зла.

Система выборов в стране не вполне прозрачна, и это признал сам Назарбаев. Пресса остается во многом зависимой от государства, хотя главную роль здесь играют не столько запреты и силовое давление, сколько опять-таки культурное наследие, привнесенное из недавнего прошлого.

Вместе с тем, некоторые обвинения в адрес Казахстана отдают явной предвзятостью и порой трудно различить, где проходит грань между завышенными требованиями и преднамеренными спекуляциями. В частности, абсурдом было бы видеть в объединении партий и создании движения «Нур-Отан» подавление оппозиции и «авторитарные тенденции». В стране, как уже было указано выше, свободно действуют оппозиционные партии, а местные либералы открыто и беспрепятственно критикуют правящее руководство и в собственной стране, и на всех трибунах Европы и Америки. Причем, обратим внимание, сегодня государство и оппозиция пришли к соглашению о мерах по укреплению демократии в стране.

Точно также несомненной инсинуацией являются попытки выдать совершенное на криминальное почве убийство экс-чиновника А.Сарсенбаева за политические репрессии, и представить дело так, словно в республике действуют «эскадроны смерти».

Если подвести итоги, следует признать: Казахстан по ведущим критериям ОБСЕ подходит для того, чтобы возглавить эту организацию и демонстрирует позитивные тенденции. «Каждый раз, приезжая в Казахстан, я констатирую прогресс в политической, экономической и культурных сферах. Эта, страна, являющаяся перекрестком этносов и религий, живет в атмосфере стабильности», — дал свою оценку председатель Сената Франции К.Понселе.

Единственное несоответствие западным нормам лежит в сфере прав человека. И очевидно, что как бы не стремилось руководство страны к реформам в этой области, оно не успеет осуществить их в ближайшие полгода и превратить свою страну в Данию или Швецию. Это — существенное «но», с точки зрения западных политиков и правозащитников. А теперь посмотрим, насколько целесообразно для ЕС и США активное вовлечение Астаны в деятельность ОБСЕ в терминах геополитики.

Аванпост стабильности на Востоке

Как я уже писал, главные вызовы Запада сегодня это: зависимость от ближневосточной нефти, находящейся в руках тоталитарных, нестабильных и порой враждебных демократическому миру режимов; угроза исламского экстремизма; наркопотоки и неконтролируемая эмиграция из слаборазвитых стран, прежде всего из Азии.

Во всех этих областях Казахстан обладает уникальным потенциалом и опытом, которые могут быть использованы цивилизованным миром для его же блага.

Сегодня Казахстан — один из крупнейших и при этом едва ли не самых стабильных поставщиков энергоресурсов на Запад. Если учесть взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке, антизападный курс Уго Чавеса в Венесуэле, растущую напряженность в отношениях с Россией, временами вызывающую дежавю «холодной войны», и кровавые религиозные распри в Нигерии, Казахстан превращается в оазис энергетической стабильности. После того, как эта республика подключилась к проекту трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и системе Каспийского трубопроводного консорциума, казахская нефть может стабильно и без помех поступать на Запад, обеспечивая его энергетическую независимость от неустойчивых, враждебных и малопредсказуемых режимов. В этом контексте неудивительно приглашение Назарбаева в Санкт-Петербург для участия в саммите «большой восьмерки» прошлым летом.

Вторая главная геополитическая угроза Западу — исламский экстремизм. И в этом отношении Казахстан обладает особой и неповторимой миссией. Эта единственная мусульманская страна, обладающая во-первых, сравнительно развитой демократией, а во-вторых, иммунитетом против исламского экстремизма. Сегодня нет ни одной мусульманской страны, не исключая и остальные государства Центральной Азии, которые не были бы вынуждены сдерживать натиск агрессивного ваххабизма. Казахстан не только свободен от «зеленой чумы», пустившей корни в соседних Узбекистане и Таджикистане, но является мощным буфером на пути ее распространения из глубин арабского мира. Являя собой образец просвещенного ислама, республика превратилась в культурный мост между Западом и Востоком. И это не результат стечения обстоятельств, а следствие выбора, сделанного Астаной. Казахстан — единственная страна в мире, организовавшая диалог мировых религий. И учитывая религиозную составляющую нынешнего конфликта цивилизаций, эту инициативу, ставшую уже традицией, трудно переоценить. Казахстан делает то, что сам Запад сделать не в состоянии: создает предпосылки для не политического, формального, а истинного сближения двух враждебных культур.

Далее. Кратчайший и наиболее легкий маршрут наркопотоков из Афганистана и Пакистана в Европу проходит через среднеазиатские республики, Россию, Украину и Молдавию. Ограниченные финансовые возможности этих государств, политическая нестабильность, недальновидность властей превращают транзит наркотиков в легкий и доходный бизнес. Тоже самое можно сказать и о нелегальной миграции на Запад, которая стала источником наживы для торговцев «живым товаром». Ни Узбекистан, ни Киргизия, ни Украина, ни Молдавия сегодня в силу объективных причин не могут стать барьером на пути наркотиков и современных рабовладельцев. Но это в состоянии сделать стабильный и более экономически развитый, знакомый с местными реалиями Казахстан.

На посту председателя ОБСЕ Казахстан способен направить деятельность этой организации в русло, которое может оказаться максимально полезным для Запада. Дело теперь за собственно Западом. Предпочтет ли он с помощью Астаны решить свои наиболее болезненные и острые проблемы или выберет пресловутую и потерявшую связь с современными реалиями политкорректность? Примет ли вызовы меняющегося мира или будет прятаться за демагогией о правах человека? Ответ на этот вопрос мы получим уже в этом году...

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram