Тет-а-тет. Кабинет министров РФ. Выпуск первый: Авдеев

Говорят, наша власть не знает своего народа. Упрёк этот отчасти справедлив, но стоит обратить внимание и на другую сторону: наш народ не знает нашей власти. Не вообще власти — какое-то представление о «российских властях» у народа, разумеется, есть. Не хватает личного знакомства, взгляда в глаза.

Будучи, в силу жизненных обстоятельств, хорошо информированным оптимистом, я решился поспособствовать — в меру своих сил и возможностей — сближению народа со своей властью. Возможно, любви не случится, но, по крайней мере, мы будем лучше её понимать.

Поэтому я взял на себя труд написать серию заметок про членов Кабинета министроф РФ.

При этом я буду всячески избегать едкости и карикатуры. Напротив, моя цель — дать объективные портреты. Сложно себе представить, как можно без едкости писать например про Сердюкова, но я очень постараюсь.

Разумеется, про некоторых я ничего вообще писать не буду — ибо я про них ничего не знаю и в данных министерствах знакомых не имею. Не пользоваться же мне чужими материалами? — не вижу в том смысла без «инсайдерской информации». Так что минсельхоз может спать спокойно. Сердюков (некоторое время) — тоже: его я планирую оставить на десерт.

* * *

Итак, откроем нашу портретную галерею министром культуры Авдеевым. Просто потому, что, на мой взгляд, он — самый несуразный в Правительстве. Олицетворяющий не тот тип наглых воров, которые пришли в Правительство в эпоху Ельцина-Путина, а классический «салтыково-щедринский чиновник». Если и вор — то мелкий. Словом — просто чванливый старый хрыч с репутацией «европейца». Классический российский чиновник из литературы 19-го века.

Поэтому по справедливости (с точки зрения исторической справедливости — так скажем), а также из эстетических соображений, нужно начать с него.

 

— Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!

М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Ситуация со строительством «Охта-центра» (сам этот странный фаллический символ я обсуждать не хочу) в Питере неожиданно привлекла внимание к министру культуры Александру Авдееву, который вдруг стал публичным и демонстративно выступил против строительства Газпромовской башни в Питере. Вероятно, это явилось следствием каких-то интриг и наездов клана на клан, ибо такой чиновник, как Авдеев, никогда бы не посмел сделать такое высказывание о проекте, высочайше одобренном Путиным. Но не это - предмет исследования данной статьи.

До сего времени Авдеев оставался самым блеклым и «загадочным» членом Правительства. «Загадочным» — потому что никакой нормальной логикой невозможно объяснить это непонятное назначение «пенсионного посла», ничем ни запомнившегося на дипломатическом поприще. «Карьерные дипломаты» — они ведь в МИДе хороши и в международных организациях, а в реальной жизни — люди бессмысленные, чванливые и глупые (ну как некоторые актёры, например). Они умеют прямо держать спину, глубокомысленно молчать и не плюют на пол на приёмах, но больше пользы от них никакой нет[1].

Но вернёмся к Авдееву.

Честно говоря, ни один из наших послов во Франции последних лет двадцати никак ярко и осмысленно себя не проявил, но если выходец из «демократов первой волны» академик Юрий Рыжов был хотя бы «забавным» и живым (хоть и выпивал много, спаивая французов на бесчисленных приемах), то Авдеев, как кадровый дипломат высокого уровня, почему-то считался самым «продвинутым и европейским», и чувствовал себя в Париже более чем комфортно, но никакой деятельности вообще не проводил.

При его назначении в Минкульт фигурировало четыре версии этой неожиданной кадровой находки:

1. Посол Авдеев так прижился в Париже, пустил корни, кстати — приобрёл квартиру, увлекся коллекционированием старинных гравюр, которых, как известно, там на развалах море, что возвращаться на Родину ему совсем не хотелось и, по слухам, он по окончании дипломатической службы планировал там остаться жить. Естественно, для формально гордой российской политики это было бы неприемлемо. Мы же не Новая Зеландия, чьи послы один за другим остаются жить и работать в России. К слову, все наши послы в Новой Зеландии, включая двух последних советских, тоже там остались жить. Но к Франции другое отношение. Вот и был выдуман красивый повод его оттуда забрать — где-нибудь на годик. А заодно и вымести поганой метлой всю осевшую и уже прописавшуюся в Минкультуры швыдковскую команду. Дескать, новая кровь, «европеец» и пр. Эта версия циркулировала из секретариата Лаптева.

На мой взгляд эта версия неправильная — ибо никакой «гордости политики» в России реально нет. Ну, по крайней мере ради этого не будут отдавать министерство.

2. Авдеева хотели выдвинуть на должность Замгенсекретаря ЮНЕСКО и решили дать ему новую культурно-номенклатурную платформу в карьере.

3. Авдеев — один из лавровских друзей, который однако же имел чекистов-покровителей и все время маячил как кандидат в сменщики самому Лаврову, так что его срочно надо было куда-нибудь сослать или срочно его сделать кем-нибудь — дабы он не мешал тем — кто не желал видеть его в МИДе Министром.

4. И наконец, самая смешная, но единственно похожая на правду версия — если сопоставить все факты.

При формировании нового правительства в мае 2008 года на должность Министра культуры было согласована Людмила Нарусова. Она давно хотела, и все было решено.

При этом, на социалку шла Т.А.Голикова — это тоже решено. И вдруг, в последний момент, на должность министра экономического развития решают назначить Э.С.Набиуллину.

Потом ещё Минсельхоз.

И появляется мысль — а не перебор ли с женщинами? Экономика, здравоохранение, вся социалка, с/х и еще культура? А так как Нарусова, как и культура, никому особенно не нужна, ими решили пожертвовать. И вытаскивают Авдеева, которого вроде хорошо знает Светлана Медведева, часто бывавшая в Париже и т.д. Словом — просто случайно. По принципу «и один м-дак — просто так».

Вроде он и опытный, и «европейский», и «светский». И не интегрирован в «культурную тусовку» — то есть не будет иметь своих предпочтений в этой всем надоевшей клоаке.

Говорят — это назначение стало неприятным сюрпризом для него самого. Уж очень он разлюбил работать, а тут надо возвращаться в Россию, и не в структуру МИДа, — а ездить по регионам, смотреть грязные сельские клубы, библиотеки, разрушаемые памятники, разбираться в дрязгах деятелей культуры.

Неожиданно оказавшись назначенным на должность Министра культуры, он у некоторых пробудил надежду, что, наконец, вместо утомивших всех враждующих Швыдкова и Соколова пришел новый человек, не принадлежащий к «культурному профсоюзу» (и соответственно не имеющий шкурных интересов), который со свежим взглядом наведет порядок.

Вышло иначе. Придя в Министерство культуры, Авдеев сначала естественно вообще не разбирался ни в чем, и положился на совет своего приятеля — Ректора МГИМО Анатолия Торкунова — во всем ориентироваться на Швыдкова.

Известно, что последнего связывает с Торкуновым давняя дружба, походы в бани и т.п., «по слухам» ещё и финансовая составляющая — коллекционирование антиквариата и того, что называется «родной речью».

Торкунов имеет в своих запасниках больше оригинальных картин Шишкина, Айвазовского и пр., чем все музеи вместе взятые.

К слову, «родную речь» подделывают чаще и успешнее всего, так что в музеях, по слухам, давно уже оригиналы заменены копиями. А у Торкунова — подлинники...

Поэтому, по совету Швыдкого, Минкультуры было начисто очищено от всех людей Соколова, хотя было известно, что «наверху» Швыдкой уже всех утомил и новому министру было жестко сказано его первым замом не брать. Очень скоро, особенно после возбуждения уголовного дела по «Большому театру», хвосты которого тянутся к людям Швыдкого, Авдеев разочаровался и в нем и отодвинул всех его ставленников.

Стал просто терроризировать бывшего фаворита замминистра Павла Хорошилова и доверяет только одному заму — Андрею Бусыгину — серому и безынициативному чиновнику, бывшему сотруднику Администрации президента, которого Сурков сослал к Громову в Московскую область дожидаться пенсии, но Б.В.Громов попытался немедленно избавиться от такого «подарка» — и в итоге Бусыгина «ушли» в отстойник — т.е. в Минкульт (ещё при Соколове).

Исходящий из известного принципа «если ничего не делаешь, не сделаешь и ошибок», Бусыгин полюбился Авдееву — он и не беспокоит, и ничего не лоббирует. Собственно говоря — это любимый принцип «работы» МИДовцев: ничего не делать и писать отчеты. Понятно, что в нем Авдеев и Бусыгин нашли друг друга.

Самое удивительное, что и никакой «дипломатичностью» Авдеев, как оказалось, не отличается. Все сотрудники в ужасе от его неожиданных истерик, неоправданных вспышек ярости, перемен настроения. Сегодня кто-то может быть в списке фаворитов, а завтра стать злейшим врагом и окажется в черном списке.

Министр страдает крайней мнительностью, подозрительностью и чудовищной манией величия. Он считает себя «особо приближенным» и «избранным», демонстративно игнорирует все указания от курирующего его вице-Премьера А.Д.Жукова в частности.

При этом на людей, которых считает ниже себя, набрасывается вдруг с ни чем не объяснимой яростью. У работников Минкульта — у всех — уже сложилось мнение, что у него без преувеличения какая-то форма шизофрении, осложненная то ли язвой, то ли простатитом — по разным версиям.

С его приходом в Минкультуры, по словам сотрудников, пришел «37-й год», но в маразматическом варианте. Министра все ненавидят и боятся. Он жестоко и в грубой форме расправляется со всеми, вдруг не угодившими ему.

Особенно показателен был случай, когда вдруг уже после 21 часа ему зачем-то понадобилась заместитель управделами Колмазнина, ветеран работы в министерстве, отвечающая за весь документооборот. Когда выяснилось, что ее в это время на работе уже нет, Авдеев пришел в ярость и потребовал немедленного увольнения по статье за несоответствие. На следующий день целая делегация сотрудников пришла к нему и буквально умоляла не увольнять старейшую сотрудницу за полгода до пенсии.

О его стиле работы. Все сотрудники смеются, что Авдеев по вечерам патологически не хочет идти домой и изводит всех сотрудников, заполночь сидя в кабинете и бессмысленно смотря телевизор. При этом вся «обслуга», коей он, видимо, считает большинство сотрудников, должны сидеть на месте и ждать, вдруг он чего придумает.

Днем же Министр тоже сидит в кабинете и опять же бесится, если его заставляют работать: например, секретарши беспокоят его и просят подписать бумаги.

Неожиданные выезды Министра в подведомственные учреждения выглядят крайне комично.

С каменным лицом (как у Салтыкова-Щедрина), ни на кого не смотря и ни с кем не здороваясь, он в окружении свиты всё осматривает. При этом это выглядит, как будто носят вынутую из саркофага египетскую мумию — высушенную и с такими же эмоциями. Я несколько раз имел возможность это наблюдать вблизи на «культурных мероприятиях». Потом он, демонстрируя, что ничего не понимает в этой сфере, величественно задает несколько вопросов и, ближе к концу визита, в половине случаев — набрасывается на кого-нибудь из сотрудников с какой-нибудь претензией и такой злобой и неожиданной агрессией, что все расходятся с трясущимися руками.

Методы управления у всех руководителей разные, конечно. Но если бы за этим стояла хоть какая-нибудь работа. Единственным достижением министра за больше чем год стало разве что увольнение директора «Третьяковки» Родионова, тоже сомнительное с точки зрения профессионализма.

В любом случае, по прошествии полутора лет, пора ставить оценку деятельности министерства культуры. Да и год, по слухам отведенный Авдееву, уже прошел. А Министерство все больше начинает напоминать прачечную из знаменитого анекдота.

Из поставленных перед министерством задач не решена ни одна. Похоже — и не начиналось этого. А ведь это не ерунда. Совершенно не разработано законодательство в плане антиквариата и в части (важнейшая вещь!) хранения музейных ценностей. Ничего не сделано в части разграничения полномочий центра и регионов по многим спорным вопросам. Я уж не говорю о вещах и так всем заметным — уровень воровства при реставрации театров и т.п.

А как иначе может быть, если его возглавляет самый, за всю историю ведомства «бессмысленный» министр?

Разумеется — это лучше чем просто банальный вор и русоненавистник Швыдкой, но ведь при Авдееве в части воровства ничего не изменилось. Просто потерялся сам смысл существования Минкульта.



[1] Таких «карьерных» я знаю много, но вот по работе с таким персонажем сталкивался лишь один раз.

Помнится, в 1998-м я был членом правительственной делегации на одной ООНовской конференции в Португалии. Хоть главой делегации и был замминистра не из МИДа, да и вообще к МИДу эта конференция не имела никакого отношения, но всё-таки мидовца к нам приставили. Это был самый что ни на есть «карьерный дипломат» — старый безобидный болтунишка. Правда, болтал он исключительно о Громыко и о своём опыте работы «в те годы» — и надоел нам в первый же день. Вдобавок, он не умел играть в преферанс, ходил медленно и «степенно» — и мы все от него убежали в первый же вечер, ибо он был для нашей компании серьёзной нагрузкой.

Но вот что забавно. На сами заседания конференции он приходил каждое утро, без опозданий, пьяный до такой степени, что не мог вообще ничего сказать (так за три дня ничего и не произнёс, просто ни слова, как я потом обнаружил; вдобавок он ещё и очень плохо говорил на английском — хотя это просто странно), глаза были абсолютно стеклянные, но при этом он сидел гордо, прямо и неподвижно в кресле весь день (за исключением моментов, когда он отходил в буфет). И вид у него был такой, что абсолютно все иностранцы думали, что глава делегации — это он, а на нашего молодого замминистра не обращали внимания.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter