Наказание за слабость

Утвержденная Советом Федерации в пятницу отставка Генерального прокурора Владимира Устинова вызвала настоящий информационный бум. Общество, изголодавшееся без политических новостей в условиях кадровой стабильности последних лет, стало бурно обсуждать, что значит эта отставка, а также кому суждено стать преемником ушедшего генпрокурора.

Однако гораздо эффективнее было бы обсудить не столько отставку как таковую, сколько роль Генпрокуратуры в политической системе Российской Федерации. И только поняв место прокуратуры во властной системе, следует начать говорить о последствиях добровольно-принудительного ухода генерального прокурора. Начать, как всегда, придется с азов.

На обывательском уровне принято считать, что прокуратура — одно из силовых ведомств. Если следить за ситуацией по средствам массовой информации, то генпрокурор — такой же силовик, как например, министр обороны или директор ФСБ. Однако на деле прокуратура — сверхведомство, структуры которого пронизывают всю государственную машину Российской Федерации, не уступая в этом структурам ФСБ и превосходя остальные силовые министерства.

Подтверждает нашу точку зрения и закон «О прокуратуре». Если изложить полномочия прокуратуры кратко, то они таковы: прокуратура осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание; уголовное преследование; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Федеральное министерство никогда не будет вмешиваться в деятельность другого федерального министерства. Прокуратура на это способна. В законе говорится, что «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов».

Иначе говоря, Генпрокурор России по закону — главный борец с преступностью, обладающий правом координировать деятельность всех силовых структур. Сверх того, он вправе вмешиваться в деятельность любого органа государственной власти. Не говоря уже о том, что в Вооруженных силах действует Главная военная прокуратура, не подчиненная министру обороны и подчиняющаяся исключительно Генпрокурору. С точки зрения внутреннего устройства, прокуратура — организация военизированная. Прокуроры назначаются Генпрокурором (в регионах по согласованию с органами местной власти). Это правило не распространяется на заместителей генпрокурора, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Прокуратура всегда отличалась высокой дисциплиной, власть Генерального прокурора традиционно неоспорима.

Иначе говоря, в лице Генпрокуратуры мы имеем дело со своеобразной «вертикалью силовой власти», по могуществу потенциально сопоставимой, например, с Администрацией президента или правительством.

Высокий статус Генеральной прокуратуры подчеркивает и закон. При вступлении в должность Генеральный прокурор произносит следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства". Принимает присягу председатель Совета Федерации.

Разумеется, присяга — это частность, статусная «фенечка». Но, тем не менее, — много ли чиновников Российской Федерации при вступлении в должность приносят присягу? Если обратиться к российским законам, то мы с удивлением обнаружим, что из действующих политиков присягу приносит только президент Российской Федерации. Ни председатель правительства, ни тем более, силовые министры этой чести не удостоены. Кроме президента и Генпрокурора, присягу приносят только судьи. Но руководители судебной ветви власти, председатели Конституционного и Верховного суда, не являются действующими политиками, не влияют на функционирование системы государственной власти. Между тем у генерального прокурора такая возможность имеется.

Таким образом, с точки зрения реальных полномочий и формального статуса, Генеральный прокурор — фигура чрезвычайно могущественная, которая фактически может стать, при желании, центром силового блока правительства. Учитывая объем полномочий главы прокуратуры и его утвержденное законом право координировать борьбу с преступностью, это легко осуществить.

Вернемся теперь к отставке генерального прокурора Устинова. Восстановим цепь событий. Сначала последовали масштабные отставки на таможне и в других силовых структурах, в том числе ФСБ. Затем Устинов неожиданно провел совещание, посвященное борьбе с коррупцией. Поползли слухи о его отставке. Затем состоялась и сама отставка.

Таковы факты. Переходим к гипотезам. Как уже было сказано выше, прокуратура потенциально — координационный центр всего силового блока. Однако прокуратура Устинова проявила слабость. Хотя у нее была возможность стать главным силовым ведомством, закон это позволяет, она была лишь «одним из». И проморгала сращивание части силовиков со слабо подконтрольными Кремлю бизнесами.

Можно, конечно, предположить, что Устинов пал жертвой борьбы между различными кремлевскими группировками, а президент «не знал» о репрессиях «злых силовиков» против таможни. Однако отставка нескольких членов Совета Федерации, вызванная таможенным делом, не могла осуществиться без решения главы государства. Равно как не мог осуществиться без санкции президента арест, а затем и снятие с должности губернатора Ненецкого автономного округа Баринова.

Следовательно, Генеральная прокуратура провинилась перед главой государства не «лютостью» и «зверством», а, напротив, слабостью, неспособностью осуществлять надзорные функции и координировать деятельность силовых ведомств по борьбе с преступностью. Грех Устинова состоял в том, что у него было слишком мало, а не слишком много власти.

Учитывая, что предстоящий трансферт президентской власти в 2008 году и выборы в Госдуму, которые должны состояться в 2007, а возможно и раньше, требуют мобилизации всех ресурсов, имеющихся в распоряжении режима, не исключено, что Генпрокуратуре придется играть большую роль, стать своего рода приводным ремнем между президентом и силовиками.

Вместо слабого Генпрокурора Устинова, если наша логика верна, должна прийти сильная фигура, завязанная лично на президента, «куратор силового блока», призванный помочь главе государства контролировать погрязшие в коррупции «органы» и направить на путь истинный, сиречь — на усиление контроля за элитами и политическим пространством в интересах правящей группировки.

Тема борьбы с коррупцией — традиционно выигрышная и благодарная с точки зрения политического пиара. Власть, борющаяся с коррупционерами, всегда привлекает симпатии граждан. Поэтому Генпрокуратуру, при желании, можно превратить не только в силовой аналог Администрации президента, но и в хороший инструмент для раскрутки преемника. Действительно, грозный Генпрокурор, борец с преступностью, коррупцией и мафией — лучшей маски для преемника и не придумаешь. Для реализации этого сценария надо лишь поставить потенциального преемника во главе прокуратуры, затем сделать несколько громких заявлений вроде «мочить бандитов в сортире», сделать пару раз под камеры зверское лицо — и рейтинг в 80% готов. В отличие от маловнятных «национальных проектов», о которых мало кто может сказать что-либо определенное, в теме борьбы с коррупцией кроется золотая жила.

Поэтому будущий Генеральный прокурор должен, как минимум, усилить контроль над силовиками в преддверии начала избирательной кампании. А как максимум — сам выдвинуться в преемники. Мы уже показали, что как стартовая позиция должность Генерального прокурора с его властью над силовиками и официальной присягой в Совете Федерации — вещь вполне подходящая.

Решение, конечно, остается за Владимиром Путиным. Фигура человека, которого он выдвинет на пост Генерального прокурора, покажет, какой из сценариев развития ситуации избран президентом.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram