Говорят документы

За годы обсуждения вопроса о «геноциде» адыгов издана масса сборников исторических материалов. Изданы самими адыгскими учёными. Эти сборники весьма содержательны и информативны. В них можно найти документы Российского государственного военно-исторического архива, госархивов Грузии, Кабардино-Балкарии, Краснодарского края и др. [1].

В результате кропотливого сбора материалов в сборника освещены все основные слагаемые вопроса. Фактически – всё необходимое для опровержения теории геноцида. Геноцид – это целенаправленное истребление людей по национальному признаку. Он может сочетаться с национально-культурной ассимиляцией.

Нигде, ни в планах, ни в действиях российского правительства это не прослеживается.

Речь идёт лишь о выселении адыгов из укреплённых природой гористых местностей на плодородную и очень удобную для жизни прикубанскую равнину. И о ДОБРОВОЛЬНОМ отъезде за рубеж тех, кто не желал мириться с российским владычеством. Эти меры имели своей целью прекращение кровопролития [2]. Т. о., были объективно полезны для адыгов, которые войну уже проиграли. Они фактически ОСТАНОВИЛИ ИХ РЕАЛЬНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ. К тому же первоначально для расселения адыгов на плодородных чернозёмных равнинах оттуда планировалось согнать казаков. Согнанных выселить в закубанские горы [3]. Чей, интересно, геноцид планировало правительство?

Сторонники теории геноцида всё же приводят некоторые доказательства своей теории. Это информация о том, что русскими войсками уничтожались сады, посевы, жилые дома адыгов. Это в действительности имело место. Но российские власти рассматривали это как вынужденную меру, направленную на подавление сопротивления поголовно вооруженного народа, который своими набегами постоянно тревожил собственно российские территории. К тому же адыги первыми начали применять подобные методы борьбы против приграничных русских поселений. Быть может, надо поставить вопрос о попытке геноцида адыгами русских?

Вообще, геноцид – это комплексное многофакторное явление. В случае, если он имел место, то репрессии должны были проводиться против всех адыгов вообще. На практике же они были направлены только против воюющих адыгских сообществ. Если какие-то объединения горцев прекращали военные действия, военные и государственные власти сразу шли им на встречу. Неудивительно, что после заключения мирных соглашений адыги сразу же переставали опасаться проходящих поблизости от селений российских войск. Именно так вели се6бя абадзехи во время прохождения в 1860 г. одного из отрядов русских войск по своей территории [4].

Мирные также пользовались различными льготами, о которых будет сказано ниже.

В документах нельзя найти упоминаний ни об одной попытке властей начать культурную ассимиляцию. Вообще ассимиляция народов Кавказа и Закавказья никогда не входила в планы российкого правительства [5].

Опровергает версию о геноциде и стремление большого числа адыгских выселенцев в Турцию вернуться обратно [6]. От настоящего геноцида бегут без оглядки. И не спешат вернуться, чтобы вновь попасть в его жернова.

В обращении генерала Евдокимова к шапсугам прописаны основные обязанности новых подданных империи. Это содержание местной администрации и выставление в особых случаях вооруженной милиции. При этом все платежи начинают вноситься только через три года после переселения на плодородные кубанские земли. Высказывается полное уважение к народным обычая, традиционному и религиозному праву [7].

Мы не видим ни регулярной воинской повинности, ни многочисленных выплат и налогов, которыми были опутаны русские крестьяне. К тому же живущие в несравненно более суровых природно-климатических условиях. В среднем налоги, собираемые с русских, были на 59 % больше, чем собираемые с жителей национальных окраин. Не говоря уже о службе в регулярной армии [8]. В 90-е гг. XIX в. государство тратило на Кавказ до 45 миллионов рублей в год. А получало 18 миллионов. Естественно, дефицит в 27 миллионов покрывали великорусские губернии [9].

Вообще большинство русских попросту не имели тех прав и возможностей, которыми обладали подданные-мусульмане. И не только адыги.

По отношению к последним применялись и специальные послабления. В 1861 г. кавказский наместник специально запретил командующему Кубанской областью накладывать на адыгов какие-либо налоги [10].

В 1864 – 1865 гг. казаки станиц Адагумского полка оказывали всяческую помощь выселявшимся в Турцию абадзехам, которые покинули свои дома, но не успели уехать и бедствовали на берегах Цемесской буты. (Казаки полковых станицах сами недавно переселились и жили в крайней нищете. К тому же некоторые командиры-взяточники позволяли горцам за мзду угонять казачий скот [11]). В станицах полка горцы были размещены по указанию командующего войсками Кубанской области генерал-лейтенанта М.Я. Ольшевского. И казаки не пытались оспорить решение подселить к ним голодающих горцев. Казаки восприняли это как христианский долг. В Крымской станице была открыта подписка в пользу голодающих адыгов. В той же станице для того, чтобы устроить их, офицеры регулярной армии с частных квартир были переведены в казармы. Так устроено было более 5 тыс. горцев. Деньги для их содержания выделялись из полковых сумм, организовывалось лечение заболевших. Несмотря на это, абадзехи промышляли в окрестностях приютивших их станиц набегами и кражами скота.

Но в целом обошлось без значительных столкновений. Абадзехи выразили свою благодарность как русскому «начальству», так и простым людям. Многие из них отказались от идеи переселения в Турцию. Человеколюбие русских отмечали в официальных документах даже турецкие чиновники [12].

Уже в конце XIX в. льготы, предоставленные адыгам, давали о себе знать. Многие бедные закубанские станицы жили гораздо хуже, чем адыгейские аулы. К тому же адыги были более привычны к хозяйствованию в предгорных горных условиях и быстрее накапливали капитал на торговле скотом. Они активно проникали в бедные станицы, постепенно захватывая в свои руки основные отрасли хозяйственной деятельности. Особенно торговлю и скотоводство. Одной из причин этого процесса стало то, что при переселении на новые места для адыгских аульных обществ выделялись более плодородные участки земли, чем для казачьих станиц [13].

Таким образом, заявления о «геноциде» адыгов лишены каких-либо реальных оснований.

Примечания.

1.Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX – начало XX в.). Нальчик, 2000.; Проблема Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи. Нальчик, 2001.; Архивные материалы о кавказской войне и выселении черкесов в Турцию (1848 – 1874). Нальчик, 2003.

2.Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX – начало XX в.). С. 20 – 30.

3. Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Воронеж, 1908. С. 186.

4. Архивные материалы о кавказской войне и выселении черкесов в Турцию (1848 – 1874). Нальчик, 2003. С. 35, 52; Проблема Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи. Нальчик, 2001. С. 91 – 92.

5. Сергеев С.М. Цена империи // Сергеев С.М. Пришествие нации. М., 2010. С. 179.

6. Проблема Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи. С. 119 – 120, 122 – 123, 124 – 129, 138 – 139.

7. Проблема Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи. С. 185 – 186.

8. Соловей В.Д. Кровь и почва русской истории. М., 2008. С. 105 – 106.

9. Сергеев С.М. Указ. соч. С. 182.

10. Проблема Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи. С. 117.

11. Македонов Л.В. В горах Кубанского края. С. 192.

12. Матвеев О.В. Забытый эпизод сотрудничества казаков и горцев // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2010. Вып. 5. С. 41 – 54.

13. Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Воронеж, 1908. С. 70.; Приложение 3 // Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Воронеж, 1908. С. 88, 91, 95 – 98, 100.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram