Как назначаются губернаторы

Свойством российской политической системы является невероятная изменчивость. Еще вчера всех устраивавшие политические сценарии мгновенно трансформируются, стоит только тому или иному игроку начать всерьез раскачивать лодку. Очередной прецедент создается при участии губернатора Нижегородцкой области Валерия Шанцева - изменению может подвергнуться порядок назначения глав регионов.

По сообщению нижегородской газеты «Новое дело», тесно связанной с областным правительством, на днях состоялась встреча губернатора Нижнего Новгорода Валерия Шанцева с председателем правительства России Владимиром Путиным. По информации газеты, в ходе встречи Шанцев получил «очень высокую оценку», а также был практически решен вопрос о выдвижении нижегородского губернатора на второй срок. Напомним, что официальное решение о том, кто возглавит область, ожидается в середине лета.

Неожиданная встреча Шанцева с Путиным создает любопытный прецедент, ибо ломает процедуру назначения региональных руководителей, во всяком случае ее публичную версию. В бытность президентом Владимир Путин предложил внести изменение в законодательство о выборах губернаторов. Главы регионов стали наделяться полномочиями региональными законодательными собраниями по предложению главы государства. Сменивший в 2008 году Владимира Путина на посту президента Дмитрий Медведев внес в систему усовершенствование, призванное увеличить роль партий в процессе определения кандидатуры регионального лидера. Отныне партия, имеющая большинство в законодательном собрании, получила право выдвигать на рассмотрение главы государства три кандидатуры. Одновременно шел переговорный процесс между партией и Администрацией президента, а затем глава государства вносил одного из кандидатов на рассмотрение регионального парламента. После чего местные депутаты наделяли полномочиями президентского избранника. Подобный механизм является общепринятым.

Понятное дело, что партией большинства в подавляющем большинстве российских регионов является «Единая Россия». На переговорах с Кремлем её представляют федеральные руководители, такие как председатель Высшего совета партии Борис Грызлов. Председатель правительства Владимир Путин, занимающий пост председателя «Единой России», обычно не вмешивается.

Получается, что в обычной ситуации решение о кандидате на пост губернатора принимается в результате консенсуса как минимум трех сил: Президента и его Администрации, федерального руководства партии «Единая Россия» и местных политических элит.

Валерий Шанцев, встретившись напрямую с Владимиром Путиным, и распространив информацию о своем согласовании, похоже, ломает устоявшийся порядок согласования кандидатов в региональные лидеры. Если верна информация, которую сообщает «Новое дело», то получается, что от решения вопроса о нижегородском губернаторе отстранены не только руководители «Единой России», но и сам президент Дмитрий Медведев. Газета намекает, что все предрешено и президенту остается лишь только утвердить уже принятое на встрече Шанцева с Путиным решение.

До сей поры предполагалось, что в российской власти действует тандем президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Вопросы государственной важности участники тандема, как предполагалось, должны решать совместно. Отсюда и сложный механизм согласования кандидатуры губернатора. Ведь в нем взаимодействуют как президент (и представляющая его интересы Администрация), так и премьер (опорой которого традиционно считается возглавляемая им партия «Единая Россия»).

Но на примере Нижнего Новгорода отработанная система дала первый сбой. Губернатор Шанцев, видимо, считает, что его выдвижение на второй срок предопределено, коль скоро его одобрил Владимир Путин. Подобная схема принятия решений характерна для стран с парламентской формой правления. Там премьер-министр действительно решает все, а глава государства, будь то монарх или президент, выполняет лишь церемониальные обязанности.

Говорят, что согласно британской правовой доктрине, королева «царствует, но не правит». Английские юристы утверждают, что королева должна будет утвердить даже решение о собственной смертной казни, если оно будет предложено ей правительством.

Аналогичная система существует и в Индии. Правительство этой страны фактически назначает губернаторов штатов. Формально это делается указом президента, но он в Индии также «царствует, но не правит». В итоге президент не может отказаться от подписания указа о назначении губернатора, коль скоро решение подсказано ему премьер-министром.

Похоже, в решении вопроса о губернаторе Нижнего Новгорода роль Дмитрия Медведева сведена до роли английской королевы или индийского президента. Ему остается лишь проштамповать принятое в Белом доме решение.

Другое дело, что в России существует диаметрально противоположная традиция – сильной единоличной власти. Исторически центр принятия решений всегда был един. Традиция была положена еще в царское время, когда российские самодержцы единолично управляли страной, не перекладывая свои обязанности на премьер-министров и фаворитов (подобные случаи были редки). В советское время принятие всех ключевых решений находилось в руках генерального секретаря – руководителя правящей Коммунистической партии. Поэтому неудивительно, что с началом демократических перемен Россия избрала президентскую форму правления. Именно президент традиционно принимал решение о назначении региональных руководителей (за исключением краткого периода в конце 90-х – начале 2000-х).

Больше того, Владимир Путин, переходя на должность премьер-министра, продемонстрировал, что желает сохранения единого центра принятия решений и впредь, отказавшись от внесения в Конституцию изменений, которые могли бы усилить роль главы правительства. Вместо этого он предпочел оставить все как есть.

В ответ на это президент Медведев сделал жест доброй воли и усилил влияние возглавляемой премьером «Единой России» на принятие решений о назначении губернаторов. Это система выглядела оригинальной, но до недавнего времени она работала. Сильный президент, чье право на принятие решений не подвергалось сомнению, координировал действия с «Единой Россией» и своим предшественником. Но при этом отнюдь не превращался в декоративную фигуру, как в странах парламентской демократии.

Теперь, в результате нижегородского прецедента система оказывается под угрозой. Перенос центра принятия решений в правительство грозит разбалансировкой всего тандема. У губернаторов может сложиться впечатление, что главное - это получить одобрение в Белом доме, а все остальное получится автоматически. Это подрывает авторитет главы государства и единоличный характер его власти.

Впрочем, как мы уже сказали, политическая система России весьма гибка. Не исключено, что шанцевская модель назначения губернаторов также будет подправлена – на этот раз со стороны президентской власти.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram