Возвращение копейки

Верным признаком полного отрыва «элиты» от так называемого общества стало возвращение в нашу жизнь разнообразных слухов.

К счастью, начало 1990-х по уровню иррациональности и идиотизма не достигнуто — про чертей, вылетающих из нефтяных скважин (эту историю мне недавно напомнили читатели моего интернет-дневника) пока не говорят. Народ, в целом, боится большого экономического облома, который обозначается жаргонным словом «дефолт» (к дефолту в его «научном» понимании оно никакого отношения не имеет, означая всего лишь нечто вроде «всё внезапно станет очень плохо и очень дорого»).

В последние два-три месяца среди простого населения Лучезарной Многонационалии нарастают слухи о грядущей деноминации 100:1. Обороты слухов всё сильнее и активнее, характерной темой стали сообщения о том, что в отделения Сбербанка привозят какие-то закрытые пакеты с указанием вскрыть тогда-то и во столько-то…

На тему деноминации уже осторожно высказалась пресса, которая тоже не обладает никакими особыми «инсайдерскими» сведениями — например, в «Известиях» (19.01.07) сказали нечто вроде «то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет» (впрочем, у нас теперь все социально-политические прогнозы такие). Но в целом «аналитики» склоняются, что деноминация «типа будет».

И действительно… Рассуждая логически, деноминация НЕИЗБЕЖНА, и я, Русский Удод, утверждаю, что в ближайшие два года она состоится с вероятностью 99%.

На то есть две очень существенные причины.

Первая причина — чисто вульгарно-материалистическая. Деноминация представляет собой прекрасный повод для «как бы незаметного» повышения цен. Этот трюк советский народ уже проходил. В 1961 г. случилась «хрущёвская деноминация» 10:1, и каково же было удивление граждан самого справедливого в мире государства, когда утром они пришли на рынки и увидели странную вещь: если вчера какой-нибудь пучок зелени стоил пять копеек, то теперь он стоит … те же пять копеек. То есть подорожал в ДЕСЯТЬ раз. Народ поворчал, но смирился — в целом ситуация становилась более понятной, копейка обрела силу, и это наложилось на ещё не забытую тогда антисоветскую пословицу «когда была свободна Русь, то две копейки стоил гусь» (он, конечно, столько никогда не стоил, но масштаб цен действительно был сравним). Тогда показалось, что Россия и в самом деле находится на пути к свободе. Ну, не без издержек, кому сейчас легко…

В наших условиях, конечно, такого не будет — копейки стоят разве что спички. Будет другое. Вот такое, скажем. Проезд в метро стоит 19 рублей? Ага, надо бы сделать 20 копеек, для порядку. Поэтому пишем 25 копеек (на этот случай даже можно выпустить российский «квотер», монету в 25 коп., чем мы хуже американцев?). Мороженое стоит 13 рублей — округлим до 20 копеек. Телевизор стоил 11999 р.? Пишем 130 руб., чай, не бомжи какие, заплатят. И так далее.

А вот зарплату будем выдавать точь-в-точь — положено тебе 313 р. 11 коп., вот за них и распишись… При этом 11 коп. обязательно не будет в кассе, ну ведь мы же не мелочные, да?

Но это, как говорится, экономическая сторона дела. А есть ещё и культурная. И она, эта культурная сторона, практически обрекает нас на деноминацию.

Мне уже как-то доводилось писать о том, что главным потребителем культуры в стране стал примерно мой ровесник. Ну, точнее говоря, человек, на 3-5-7 и даже несколько больше лет меня моложе (отличие это не особо существенное). То есть, примерно так, «поколение 73-81».

Мои ровесники (да и то не все) отличаются от этой «генерации» только тем, что к 1991 г. успели, помимо плюсов советской жизни (которых было немало), накушаться и советских свинцовых мерзостей (их ведь тоже хватало).

А вот поколение после 1973-го к началу «катастройки» только-только покинуло семью, где у большинства из них всё было благополучно и пристойно. И тут-то на них полезли всяческие гадости, которые представлялись тогда чем-то совершенно чужеродным. Юность у многих была испорчена, а потом по ней проехались ещё и катки феодальной реакции 90-х гг.

И вот поколение «73-81» выросло. Добилось каких-то успехов назло всему. У него появились деньги. И что же? Оно заказало возвращение собственного детства. Ни на что другое его фантазии попросту не хватило — не было времени развивать всякие там способности к воображению… Да и зачем?

Предыдущее поколение (начала и середины 60-х гг.) оказалось на редкость импотентным в культурном смысле. Ему мы, к примеру, обязаны устоявшимся понятием «российский кинематограф 90-х» (то есть, за крайне редкими исключениями, натуральной нечеловеческой клоакой — я думаю, оно даже войдёт в учебники истории культуры как парадоксальный случай всплеска творчества среди кишечных паразитов). Да и много чем ещё, в частности жуткой дискредитацией понятий «демократия», «либерализм», «свобода» и т.п.

Следующее поколение оказалось уже не столь бесчеловечным, оно проявило попросту инфантилизм. Оказавшись на свободе, оно немедленно попросилось обратно в пренатальный мир.

«Элита» уловила этот мощный импульс и сделала «чего изволите».

Теперь в каждом кафе, в самом затхлом супермаркете, в маршрутках, дома, на работе, в людях звучат бесконечные «старые песни о главном» (кстати, как правило, не уходящие в своей старости далее 1970-х гг.), «дискотеки 80-х» и всё такое прочее. Советская символика и советский быт чрезвычайно модны — это не гламур, а своего рода «народная культура». Иногда ловишь себя на мысли, что «элита» живёт в какой-то странной, но всё же России (ну, типа конца XVII века), а «народ» — в очень кривом Советском Союзе.

Иными словами, социологически выходит всё очень просто: эстетика постсоветской «элиты» оказалась близка образцам романовской империи, хоть и очень искажённым, а вот «народ» выбрал свой привычный СССР, причём исключительно в его позднебрежневском варианте (а ведь были и другие возможности). То есть для того, чтобы чего-то добиться в постсоветский период, нужно было развивать авторитарные черты характера. Причём культурный мир «элиты» до конца ещё не сложился, а вот с «народом» всё уже более-менее ясно. Это в массе своей инфантильный мирок провинциального брежневского среднего класса. «Алла Пугачёва», «юмористы», «сериалы про крутых ментов и чекистов», «дискотека 80-х», «Пинк Флойд» и «Арабески», «книжек особо не читаем», «Леонид Гайдай» и так далее…

Я не говорю, что это плохо. Это нормально, объяснимо и по-человечески понятно. Но это всё, по-моему, совершенно бесперспективно… И это вызывает вполне понятное сожаление.

Так вот. С победой такого типа «народной культуры» деноминация делается неизбежной. «Мы покупали в детстве мороженое по 48 копеек и ходили в кино за рубь семьдесят на двухсерийный фильм». А о чём мечтали? Я помню те времена: «чтобы шмотки и техника были дешёвые».

Ну вот оно и пришло.

Проезд в метро — 20 копеек (рост в четыре раза), а DVD-плейер стоит порядка 20 рублей (техника аналогичного для того времени класса зашкаливала под 500). Квартплата — под 40 рэ, а модные ботинки стоят рублей 25 (драный «Саламандер» в 1985 г. официально продавали аж по 90).

В общем, сбылись детские мечты моего поколения (всё-таки я во многом принадлежу именно к нему). Дети ведь не думают о квартплате и стоимости проезда, им нужны игрушки.

Посему деноминация им очень понравится. «Копейка» — это же архетип. Она и победит. И победит очень скоро. Это их (наше!) счастливое детство… И цена вопроса — всего какие-то два нуля.

Самое удивительное, что мне тоже не хочется против всего этого бороться. Так вышло, ну и ладно. Пусть себе всё плывёт по течению… «Впереди столетия латиноамериканской истории»… И вообще — мне тоже хочется иногда купить мороженое за сорок восемь копеек.

Ну, за деноминацию…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram