Кого вы можете назвать современным русским философом?

Вадим Руднев

Кого вы можете назвать современным русским философом?

– Александра Иосифовича Сосланда («Фундаментальная структура психотерапевтического метода»). Традиционно считается, что в России беда с интеллектом, в том числе и с философским. Скорее всего, у нас есть одна полноценная философская традиция – отсутствие всякой философской традиции.

Почему в России невозможно организовать философскую традицию?

– Честно говоря, я считаю, что сейчас приключается кризис гуманитарного знания во всём мире. Парадоксальным образом ничего не происходит. Нет никаких новых идей. Идеи, которые носятся в воздухе, не нужно специально отслеживать. Они сами себя заявляют.

Михаил Эпштейн

Что вы думаете о постсоветской русской философии? Возможна ли у нас новая качественная философия – вне идеологических запретов?

– Ещё в 1992 году я начал писать книгу на английском языке о русской философии 2-й половины XX века – «Феникс философии». Я замыслил эту книгу в ответ на то, что русскую философию обычно заканчивают на Н. А. Бердяеве, как будто дальше ничего не было. Написано 600-700 страниц. Я выделяю 7 основных направлений позднесоветской и постсоветской русской мысли, среди которых марксизм, рационализм (включая структурализм), персонализм, религиозная философия, философия национального духа, философия культуры, постструктурализм. Книга до сих пор не опубликована, да и не отделана. Кое-какие главы печатались в журналах. Отдельная статья вышла в «Континенте» («Третье философское пробуждение»). Переводить себя на русский нет смысла. Я писал её для американского читателя. Работал 2-3 года. Много в неё вложил. Теперь нужно найти силы и время завершить работу.

Елена Петровская

Не переживает ли современная русская философия «бронзовый век»?

– В смысле первобытных народов, когда они занимались собирательством?

И в таком смысле тоже – собирательством чужого (американского, английского, немецкого, французского)…

– Нет, с таким определением не соглашусь. То, что делается в России, вторичным не является. Всему виной – наш политический невроз. Когда-то мы были в центре – одним из двух мировых полюсов, – а сейчас оказались на геополитической периферии...

Но, по-моему, в отношении философии Россия всегда была на периферии. Нас как не знали, не знают, так и не хотят знать. Наших философов мало переводят на иностранные языки, мало цитируют.

– Есть точка зрения, согласно которой именно наша эмигрантская философия сыграла положительную роль в пропаганде русской мысли. Эта философия по-прежнему недооценена, но уже нами самими. Конечно, многие из тех философов находились под сильным воздействием западной философии, и тем не менее им – этим культуртрегерам поневоле – удалось многое сделать. Сначала, как вы знаете, был советологический интерес к русской философии и культуре. Теперь же мы скатились до уровня так называемой славистики (её подчас конъюнктурно объединяют с германистикой и прочими локальными дисциплинами), – это факультеты именно что славистики, не философии. Наши философы практически не интегрированы в мировой философский контекст, и в этом их драма. Как недавно заметила Н. В. Мотрошилова, наша проблема – в местной культурной политике, которая не воспринимает русскую философию как национальный приоритет. Для сравнения упомяну программу французского Министерства иностранных дел (у нас она называется «Пушкин»), имеющую целью распространять культурное влияние Франции по всему миру. Это гранты, совершенно целенаправленно выделяемые Министерством иностранных дел – заметьте, не Министерством культуры – на поддержку культурных инициатив по продвижению французских достижений за границей.

Фёдор Гиренок

Существует ли сегодня русская философия? Какими именами она может быть представлена?

– Для того чтобы судить о современной русской философии, нужно составить представление о самой русской философии. Я думаю, что русская философия – это славянофилы, потому что они – наше самосознание.

Русская философия изначально близка литературе. Образцом русского философствования являются Розанов и Флоренский. А, например, Шпет вообще ничего не понял в русской философии, ибо слишком любил научную философию. Русская философия возникает вне рамок философии, поэтому она изначально является незаконнорождённым, внебрачным дитя русского ума. Поэтому она носит неметафизический и неэстетический характер. Русская философия создавалась не для того, чтобы передавать аналитические истины, не ею открытые, а для того, чтобы уметь переводить человека из одного бытийного состояния в другое. Чтобы его утешать, а не обучать. Поэтому русская философия является религиозной, а вовсе не потому, что в ней кто-то говорит о Боге или исихазме.

Если выполняются все эти условия, то современная русская философия существует. И тогда есть русские философы. Кто такой русский философ? Это человек примерно 40 лет или старше, не обязательно женат, славянофил, не столько учёный, сколько писатель.

В современной России утешают только два человека. Первый – Гачев. Второй – Гиренок.

Опросил Алексей Нилогов.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram