Настоящее и будущее русской мысли

Дмитрий Галковский

– Следите ли вы за современной русской философией? Если да, то кого из современных русских философов могли бы назвать?

– Не слежу, и, кажется, не за чем следить.

– Что вы понимаете под словосочетанием «русская философия»?

– Мне кажется, что философия — это определённое состояние культуры, которое человечество давно преодолело. Сначала это была натурфилософия корпорации, затем государственная унификация. Общество всегда навязывает свою форму индивидуальностям, очевидно, что наиболее тотальное выражение это должно было принять в области свободного мышления. Ведь мышление очень опасно. На этот ящик Пандоры нужен государственный замок. Существует ли национальное мышление? Не знаю. Но в любом случае «национальная философия» так же относится к свободному мышлению, как учебник русской литературы к реальному литературному процессу. Читали себе современники Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова безо всяких учебников и инструкций. Философия Канта или Декарта — всё та же государственная или корпоративная «инструкция», по сути, совсем ненужная свободному человеку.

Наверно, можно говорить о «русской философии», как о некотором элементе российской истории, надо сказать, весьма тщедушном и дрянном.

– Каково, на ваш взгляд, будущее у русской философии?

– С точки зрения метафизической — безумный вопрос. С точки зрения социальной — я в своё время высказался исчерпывающе: закрыть философские факультеты по всей стране. Оставить один-два факультета или отделения. Ну и, конечно, штук сто на национальных окраинах, в виде светских медресе для байских сынков. Чем бы дитя не тешилось...

Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

– Имена каких современных русских философов вы могли бы назвать?

– Если брать философию культуры, то я бы назвал Александра Львовича Доброхотова. По натуре он человек очень мягкий, неагрессивно публичный, может быть, поэтому не так раскручен, но это настоящий философ. Бесспорно, Фёдор Иванович Гиренок, ажиотаж вокруг имени которого возник не по его вине. Алексей Михайлович Руткевич. Обязательно нужно упомянуть имена Геннадия Георгиевича Майорова и Карена Хачиковича Момджяна. На мой взгляд, совершенно оригинальным и ярким мыслителем является декан философского факультета Екатеринбургского университета Александр Владимирович Перцев, в работах которого блестяще сочетается теоретичность и публицистика, сложность и простота.

– А среди, условно выражаясь, маргиналов…

– Не люблю модных слов, ибо мода затмевает реальное содержание. Что значит маргинал? Есть классическое понимание, которое связано с тем, что это человек, находящийся как бы между двумя культурами. По отношению к обществу маргинал — деклассированный элемент, потерявший общественный престиж и т. д. А теперь перечислите в уме тех, кого мы называем маргиналами у нас. Это, как правило, профессора и доценты известных и престижных вузов. В чём проявляется их маргинальность? В наличии некоторых более или менее оригинальных идей? Но это нормальная ситуация в философии, и в принципе не может ничему противостоять, ибо философия слишком богата и в ней, как это ни прискорбно для считающих себя маргиналами, всё уже было.

Гиренок вполне институациализирован так же, как и Подорога, — так же, как были институализированы и Мамардашвили, и Щедровицкий, — так же, как вполне гармонично вписались в общую систему и постмодернисты разных направлений, занимающие свои профессорские должности в Сорбонне. Если вы хотите, чтобы вас считали маргиналом, сознательно откажитесь от звания профессора, доктора, не учитесь на факультете, не защищайте диссертацию. Если вы маргинал, то откажитесь от всего. Многие же хотят быть и маргиналами и при этом защищать кандидатские и докторские, — по неким, часто ими же критикуемым, правилам получать зарплату за «официальную» работу в качестве профессора.

А иногда философа называют маргиналом другие. Всё это игра, симуляция, и пусть она будет, только мы должны понимать её условность внутри философии. Поэтому внутри нашей философии я не могу выделить маргиналов, может быть, Галковский, который со скандалом окончил факультет и для которого сам этот факт является фактором творческой раздражённости по отношению к последнему, а также вообще к философским институтам…

Другой аспект этой проблемы. Играть легче, чем осваивать знания, поэтому термин «маргинальность» — лишь прикрытие для отсутствия знаний в соответствующей области. Кант обозначал людей, рассуждающих на основе принципиального незнания и нежелания знать, термином «мисологи», противопоставляя их философии, основанной, прежде всего на знании. Такие мисологи или маргиналы данного типа всегда очень критично настроены, но их критичность, по выражению Ю. А. Петрова, происходит от слова «крыть», покрывать, отчего они занимаются не конструктивной критикой, а «крытикой», развешивая направо и налево обвинения. Вряд ли кому-то придёт в голову зайти на кафедру квантовой физики и заявить на основании своей маргинальности, что квантовая физика — лженаука. А вот на философские кафедры «заходят» и даже работаю на них. Не случайно, маргиналы в философии — это люди, которые серьёзно философию не изучали, — пришедшие из филологии или других сопряжённых с философией дисциплин. Им кажется, что они говорят новые вещи, но философы молчат, ибо им это уже давно известно. Это ещё более распаляет пыл маргиналов, и они философствуют и философствуют. А если при этом их понимает наименьшее количество слушающих и читающих (в идеале лишь он сам), то цель достигнута — перед нами настоящий философ-маргинал.

Александр Пятигорский

– Как вы относитесь к современной русской философии? Какие имена из ныне живущих философов вы бы назвали?

– Решительно никого не хочу обижать, поскольку нахожусь в таком же трудном положении, как если бы меня спросили: «А кого бы вы назвали философами в США?».

– Так и не назовёте?..

– Могу назвать, но для этого нужно много думать. <…>

– По сути дела в России всегда существовала философомания, но не было философии?

– Конечно, не было.

– И не будет?

– О, это, простите, уже ваше дело. Это вы уже будете сами решать.

– Что нужно сделать для того, чтобы в русской философии появилось понятие философской традиции?

– Для этого нужно расчистить смотровую площадку сегодняшнего дня. Только с неё можно будет говорить о традиции. Ещё раз подчеркну, что русской философской традиции пока нет. Её можно выдумать.

Александр Сосланд

– Как вы относитесь к современной русской философии?

– Я очень хорошо отношусь к кругу лаборатории аналитической антропологии ИФ РАН — Валерий Подорога, Олег Аронсон, Михаил Рыклин, Елена Петровская. Очень внимательно и с большим удовольствием читаю всё, что выходит из-под пера Вадима Руднева, после чего мы над всем этим с жаром спорим. Высоко ценю тексты Михаила Эпштейна. Из более молодых выделил бы Виталия Куренного. Ясная голова и отличное перо.

Опросил Алексей Нилогов.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram