Бензиновые страсти

Потоки нефтедолларов устремляются в федеральный бюджет, грозя его сокрушить. Грозный призрак инфляции ковыляет по России. С трудом справляется с этой стихией лучший в мире министр финансов, направляя потоки в стабилизационный фонд, где они крутятся в неведомых водоворотах. Стонут граждане, глядя на растущие цены на бензоколонках, проклинают "мировую закулису" кубанские комбайнеры, пишущая братия строчит, не переставая, что в голову придет. "Либералы" проклинают чиновников, которые, оказывается, мешают работать на благо Отчизны честным олигархам, "патриоты" же, в свою очередь, клеймят олигархов и либералов вместе с Бушем и Ющенко, заговоры разные всюду ищут.

"Ну, ничего, пережили голод, переживем и изобилие", — утешают оптимисты. "Да нет, беда, нефть на мировых рынках дорожает, еще 10–15 миллиардов долларов дополнительно в бюджет получим, тут нам совсем и конец", — возражают пессимисты. "То ли дело в 2000 году было, после дефолта. Нефть дешевая, олигархи разорились, экономика оздоровилась, промышленность в рост пошла", — вспоминают старожилы.

Смотришь, слушаешь, диву даешься! Не страна, а Зазеркалье. Другим странам нефть — "хлеб промышленности", нам же чуть ли не яд какой-то получается.

И встают вопросы, на которые почему-то у лучших в мире министров нет вразумительного ответа:

- Как сделать так, чтобы внутренний рынок на нефтепродукты и прочие энергоносители не зависел в такой степени от мировых цен?

- Как сделать так, чтобы бензин, газ и прочее топливо продавалось по низким ценам, обеспечивая рост промышленности, конкурентоспособность экономики, привлечение инвестиций? создание рабочих мест и подавление инфляции?

- Как сделать так, чтобы при всем этом нефтяная отрасль активно развивалась на основе частного интереса и полной рентабельности.

Ответов как будто бы и ни у кого нет, кроме как у левых: "квотирование, регулирование, национализация" и прочие командно-административные химеры российского дремучего ума. Правые же в ответ бубнят свое заунывное про коррупцию и чиновников, как будто бы сами не возрастали под благодатными дождями нефтедолларов, а обитали до сей поры в заграничных институтах благородных девиц.

А ведь если на все это посмотреть непредвзято, то все ответы лежат на поверхности. "Подумаешь, бином Ньютона", — как говорил булгаковский персонаж. Не сложнее на самом деле задачки по математике для пятого класса про трубы и бассейны.

Для того чтобы внутренний рынок нашей страны был насыщен энергоносителями, и развивалась конкуренция, необходимо сделать так, чтобы он был более привлекателен для продавцов, чем рынок внешний, чтобы конечный финансовый результат на этом рынке для них был достаточно высок (20% — 25%. чистой прибыли) при сохранении низких рыночных цен на продукцию (нефть, бензин, газ). Это можно сделать, отказавшись от взимания всех или большинства налогов и иных платежей с таких компаний в федеральный бюджет (с сохранением только местных и региональных налогов) и взимая минимальные платежи за транспорт нефти и газа внутри страны.

Таким образом, минимализуя издержки производителя и проведя минимальные антимонопольные мероприятия, можно с учетом обеспечения прибылей всех хозяйствующих субъектов удержать цену на нефть внутри страны в пределах 15– 20 долларов за баррель. Закупочные цены для государственных нужд, на которые во многом ориентируется производитель, при этом могут определяться в пределах разброса внутренних рыночных цен, но ближе к минимальной рыночной планке. Таким образом, получится, что мы дотируем всю экономику страны и социальную ее сферу из федерального бюджета за счет недополучения налоговых и иных платежей, что весьма, и весьма либерально.

Однако, вместе с этим, необходимо взимать "плавающий", постоянно индексируемый в соответствии с мировыми ценами, акцизный платеж за нефть и газ при пересечении этой продукцией государственной границы, изымая доход от экспорта в федеральный бюджет свыше остающейся расчетной прибыли для производителей в пределах 15% — 20%, то есть несколько меньшей, чем при продаже на внутреннем рынке. Таким образом, у производителя с помощью акциза на границе изымается весь дополнительный доход свыше того, который был бы получен при продаже на внутреннем рынке для государственных нужд (по минимальной рыночной ставке). Это обеспечит доходность от экспортных операций для нефтяных компаний немного более низкую, чем при реализации продуктов на внутреннем рынке, что надежно будет защищать внутренний рынок.

Федеральный же бюджет при такой политике частично компенсирует за счет акциза на экспортируемую продукцию потери от недополученных налогов и платежей на внутреннем рынке, что очень, и очень "по-государственнически".

 

Какими же должны быть результаты проведения такой политики:

- внутренний рынок станет устойчивым и предсказуемым, будет отсечен от мировой конъюнктуры "плавающим" федеральным акцизом;

- нефтяные компании начнут с большей интенсивность завоевывать внутренний рынок, снизятся цены на энергоносители, и при применении минимальных мер антимонопольного регулирования возникнет полноценная конкурентная среда в этих отраслях;

- начнется рост промышленности и сельскохозяйственного производства, общий экономический подъем;

- увеличится приток иностранного капитала в энергоемкие отрасли российской экономики, вызванный благоприятными условиями снижения издержек производства, вернется и российский капитал;

- будут держаться на приемлемом уровне цены на российские товары широкого потребления, повысится конкурентоспособность российского производителя, будет подавлена инфляция.

Это и будет означать благоприятное, гармоничное развитие страны. Да, уменьшатся поступления в стабилизационный фонд, ну и что? Не надо будет думать, как его использовать для нужд развития, ведь все, что в него будет недополучено, станет работать на развитие страны без опасности увеличить инфляцию, а, наоборот, противодействуя инфляционным процессам.

Можно, конечно, поступить и по-другому: вмонтировать себя в мировой рынок энергоносителей, довести внутренние цены на энергоносители до мировых, разрушить собственное промышленное производство и сельское хозяйство, сесть целиком на экспорт продовольствия, ширпотреба и оборудования и необратимо скатиться в страны "третьего мира".

Можно и еще больше начудить: все зарегулировать, национализировать и повернуть вспять, развалить нефтяную отрасль и загубить российскую экономику. Такое тоже нам знакомо.

Но, надеюсь, у федеральной власти достанет знаний и опыта не сделать ничего такого, и они смогут ориентировать нефтяную отрасль на достижение блага для всей российской экономики, а не на воплощение неоколониальных (неолиберальных) или неокоммунистических (национально-бюрократических) бесперспективных моделей общественного развития.

Может быть, не будет больше у нас здесь Зазеркалья, и заживем, наконец, как люди?

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram