К юбилею родину Путина побелят, но не починят

К юбилею родину Путина побелят, но не починят

Похоже, главный праздник России под угрозой. В отставку подал руководитель фонда по сбору денег на празднование 300-летия Петербурга Александр Запесоцкий. По мнению многих наблюдателей, его уход может быть вызван предчувствием финансово-административного скандала. Ни один проект в современной России не финансируется столь щедро, как юбилей СПб, и ни один не оказывается столь затратно-неэффективным.

Официально Запесоцкий покинул фонд-300 для того, чтобы посвятить себя ректорской деятельности в Гуманитарном университете профсоюзов, которым он руководит. Однако, как отмечает корреспондент ИА REGNUM-NEWSpb.RU, слухи о возможной отставке Запесоцкого появились еще перед Новым годом. Речь шла о том, что ректор не способен собрать нужную сумму в $20 млн. на празднование 300-летия Петербурга. Действительно, живых денег удалось привлечь немного, в основном генеральные спонсоры, такие как "Ленэнерго" и Балтийская строительная кампания, пообещали просто подсветить город или отреставрировать какие-то объекты в центральной части города. Поэтому отставка Запесоцкого, действительно, скорее всего, вызвана нежеланием нести ответственность за провал по сбору средств на юбилей северной столицы.

Новым руководителем фонда-300 назначен бывший депутат Законодательного собрания Борис КиселЈв, у которого имеется опыт по сбору денег на 300-летие. В частности, КиселЈв создал свой собственный фонд, куда привлекал средства на празднование юбилея Петербурга. Также он прославился тем, что сумел летом этого года договориться с владельцами футбольного клуба "Милан", который приезжал на товарищескую игру с питерским "Зенитом".

Между тем, проблема подготовки к 300-летию родины президента России может оказаться гораздо глубже и повести куда дальше простого ректора «университета профсоюзов». Вряд ли речь идет только лишь о недофинансировании. К примеру, министра финансов РФ Алексея Кудрина крайне удивляют разговоры о недостаточном финансировании работ. «Никому не выделяется больше, чем Санкт-Петербургу», — заявил он недавно. По его данным, в 2002 году на подготовку к юбилею в Петербург из федерального бюджета уже поступило 9,1 млрд. рублей, из них 1,8 млрд. – на строительство и реставрацию памятников архитектуры.

Об истории скандала вокруг реставрационого бума рассказывает ИА «Росбалт». Агентство анализирует, почему за весь год, отданный на подготовку к 300-летию Санкт-Петербурга год, не сдан ни один из 8 запланированных первоочередных «юбилейных» памятников архитектуры.

По одной из версий, Петербург просто не смог «переварить» федеральные средства.

Первая тревожная информация о том, что «не всЈ спокойно в королевстве Датском» поступила еще в конце апреля 2002 года: Северо-Западная дирекция Госстроя России приостановила реставрационные работы на четырех объектах — по причине нарушения технологии производства работ.

«Гром грянул» в начале июня, когда Санкт-Петербург посетил с инспекцией Президент России Владимир Путин. По его мнению, федеральные средства используются неэффективно, «ни по одной стройке нет сводных смет, комплексная проектная документация отсутствует по 12 из 21 проекта».

Заключение Счетной палаты России в сентябре прошлого года также вряд ли кого могло утешить:

«Наметилось серьезное отставание в освоении выделяемых бюджетных средств. ...Наибольшее отставание допущено в ходе реконструкции Александровского парка, Государственного музея-заповедника «Ломоносов», Смольного собора, Петропавловской крепости, Ботанического института, Центрального военно-морского музея. Кроме того, по 59 культурно-историческим объектам, организация работ по строительству и реставрации которых находится в ведении федеральных министерств и ведомств, выявлен низкий уровень технического контроля работ, часть заказчиков-застройщиков не имеет соответствующих лицензий на производство строительных и реставрационных работ».

В июле 2002 года в Петербурге была создана Рабочая группа при управлении Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления Президента РФ (далее — Рабочая группа). В ее функции вошло отслеживание текущего состояния дел на всех юбилейных федеральных объектах. По многим памятникам выводы инспекторов выглядели как приговор.

Из сообщений ИА «Росбалт» по результатам проверки Рабочей группы: «Фасады Казанского собора не будут обновлены к юбилею Санкт-Петербурга», «Фасады Адмиралтейства успеют только помыть и один раз покрасить», «Речь должна идти не о подготовке Шуваловского особняка к юбилею, а о его спасении... Может случиться так, что бюджетные деньги будут «размазаны» по фасаду, а через 2-3 года здание опять потребует ремонта», «Ботанический институт, вероятно, не будет отреставрирован к 300-летию города».

Итоговый объезд Рабочей группой «подшефных» объектов показал, что запланированный к юбилею комплекс работ не будет выполнен по 8 объектам: Театру музыкальной комедии, Академии художеств им. Репина, Учебному театру «На Моховой», особняку Шувалова, Смольному собору, Ботаническому институту, Петропавловской крепости и Адмиралтейству».

В середине января 2003 года стали известны результаты второй проверки Счетной палаты, подтвердившей выводы Рабочей группы: к юбилею часть объектов будет отреставрирована не в полной мере. Из 59 «министерских» объектов будут введены лишь около 30.

Кто же виноват в сложившейся ситуации?

По мнению членов Рабочей группы, причина срыва программы реставрации кроется главным образом в организации работ: нескоординированность действий и безответственность участников реставрации, в первую очередь — проектировщиков и заказчиков. Если бы к проектным организациям применялись штрафные санкции, они бы вели себя по-другому, считает руководитель Рабочей группы Маргарита Рудакова.

К срыву программы привело и то, что петербургские чиновники, по-видимому, даже не представляли себе реальный объем работ. Как показало «вскрытие» (снятие штукатурки), практически все памятники архитектуры оказались в аварийном состоянии. Объемы и стоимость необходимых работ возросли в несколько раз по сравнению с первоначально утвержденной сметой.

Усугубило ситуацию по освоению средств и то, что петербургские проектные институты в силу объективных причин оказались не способны выполнить весь свалившийся на них объем работ: невостребованность в течение последних десяти лет подорвала их потенциал. При этом не стоит забывать и о том, что ситуация постоянно менялась в сторону увеличения объемов работ.

По мнению директора союза строительных компаний «Союзпетрострой» Льва Каплана, не последнюю роль в уровне реставрационных работ сыграло отсутствие их долгосрочного планирования. Судьба реставраторов после юбилея находится в полной неопределенности, поэтому перед ними стоит дилемма: то ли своих специалистов воспитывать, то ли довольствоваться в предъюбилейный период услугами «варягов».

Особые «заслуги» Госстроя России в юбилейном коллапсе уже отмечены главой Счетной палаты. В марте текущего года Госстроем в одностороннем порядке был расторгнут договор с администрацией Санкт-Петербурга, выполнявшей ранее функции государственного заказчика по реконструкции и реставрации особо значимых архитектурных памятников. Скоропалительная и неподготовленная смена госзаказчика поставила под угрозу срыва своевременную сдачу в эксплуатацию культурно-исторических объектов, считает председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.

Действительно, логику в действиях Госстроя уловить сложно. В марте он меняет госзаказчика юбилейных объектов, сформировав свою структуру — Северо-Западную дирекцию Госстроя, что требовало дополнительного времени и денег. Дирекция, в условиях острого дефицита времени, физически была не в состоянии провести приемку объектов и тендеры, как того требует закон. Только на обмеры выполненных работ по некоторым объектам требовалось не менее полугода. В результате сдача-приемка объектов прошла чисто формально, без контрольного обмера.

«По наследству», без конкурсов, перешли к новому генеральному заказчику и подрядчики. Осенью 2002 года произошли изменения в высшем руководстве самого Госстроя: его возглавил Николай Кошман, известный как специалист по восстановлению Чечни. Буквально следом, «для выравнивания положения, создавшегося с реставрацией первоочередных юбилейных объектов в Санкт-Петербурге», он создает Оперативный штаб (ностальгия по Чечне?), по сути дублирующий функции Северо-Западной дирекции. В начале 2003 года Н. Кошман проводит кадровые перестановки: в кресло руководителя Северо-Западной дирекции сел неискушенный в реставрационных премудростях Борис Пайкин.

В провале юбилейной программы сыграла свою роль и финансовая составляющая. Впрочем, министра финансов РФ Алексея Кудрина крайне удивляют все эти разговоры о недостаточном финансировании работ. По его мнению, на город обрушился «золотой дождь»: по данным Управления федерального казначейства Минфина РФ по Санкт-Петербургу, в 2002 г. на подготовку к юбилею в Петербург из федерального бюджета поступило 9,1 млрд. рублей. Однако «львиная доля» этих средств (около 6,8 млрд. руб.) ушла на дороги (КАД и подходы к ней). Строительство и реставрация памятников архитектуры профинансированы на 1,8 млрд. рублей.

Между тем, петербургские памятники архитектуры без капремонта простояли целое столетие, пережив революцию и войну. Чтобы привести аварийный дворец в должное состояние требуется до 5-7 лет, сказал председатель городского Комитета по охране памятников Никита Явейн. Федеральные средства в полном объеме и своевременно стали поступать в город только в прошлом году. И то не по всем ведомствам.

По словам первого заместителя директора Северо-Западной дирекции Госстроя России Михаила Новикова, для своевременного ввода объектов в 2003 году необходимо 822,8 млн. рублей. Минэкономразвития РФ пока «дает добро» только на 332,2 млн. рублей. «Если не удастся достигнуть договоренности по всей сумме, то к объектам можно не приступать, — считает Новиков, — так как не удастся выполнить необходимый объем работ».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram