ЯНВАРСКИЙ ВЗРЫВ ЦЕН ХОРОНИТ ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

По итогам первых трех недель января месячная инфляция оценивалась хотя и на высоком, но не пугающем уровне в 2,4-2,7%, но в конце месяца произошел новый скачок роста цен.

В результате идущее вот уже почти полгода ускорение инфляции вышло на качественно новый уровень. После роста с 0,6% в сентябре до 1.1% в октябре, 1.4% в ноябре и 1.6% в декабре инфляция в январе 2002 года ускорилась почти вдвое – до 3.1%, не просто превысив уровень января 2001 года (2.8%) и поставив новый рекорд, достигнув уровня, непревзойденного с посткризисного февраля 1999 года.

В этом году инфляция может превысить прошлогодние 18,6%. Но даже в лучшем случае она не будет ниже 16,3%. Между тем официальный прогноз предусматривает ее в размере 12%, и на этом основан весь бюджет 2002 года, предусматривающий и масштабы роста курса доллара (сверхплановая инфляция усиливает рост реального курса рубля и вызванное им торможение экономики).

Первый же месяц 2002 года превратил прогноз Грефа в такой же анекдот, каким, по его признанию, стал его прошлогодний прогноз.

Что значительно хуже, январский рост цен превращает в фикцию и федеральный бюджет на 2002 год: при «сверхплановом» росте цен его расходов заведомо не хватит на нужды бюджетополучателей.

В 2001 году страну спасли дополнительные доходы экономики от благоприятной внешней конъюнктуры - $ 32 млрд. В результате доходы бюджета превысили утвержденный законом уровень более чем на треть, а расходы - на 15%. Последнее нейтрализовало основную часть критических последствий занижения инфляции.

Но нефтедолларов больше нет. Российская нефть будет стоить в 2002 году на 6-7 долл. за баррель дешевле, чем предусмотрено бюджетом ($23,5 за баррель), и это лишит его $ 6 - 7 млрд.

В условиях нехватки средств и ужесточения бюджетной дисциплины, при которой бюджетополучатель не может компенсировать сверхплановый рост цен и тарифов за счет переброски средств с менее приоритетных статей, станут нормой массовые отключения тепла и света. Их угроза уже превратилась в такой же источник навязчивых страхов и психических заболеваний, какой раньше была угроза ядерной войны; в 2002 году эти страхи уже стали реальностью не только на Тихоокеанском флоте, но и в городах-миллионниках (пример - Екатеринбург).

На фоне подлинного инфляционного взрыва и его уже очевидных последствий жвачка о «новом качестве устойчивого экономического роста», пережевываемая официальной пропагандой, выглядит как то самое издевательство над обществом и иностранными инвесторами, которым она, по сути дела, и является.

Падение мировых цен на нефть, высокая инфляция и вызванная ею дезорганизация экономики затормозят рост до 3%. В результате за годы третьего витка либеральных реформ темпы развития России замедлятся почти втрое: с 8,3% в 2000 до 5,2% в 2001 и около 3% - в 2002 году.

«Невидимая нога рынка», на которую уповали захватившие экономическую власть в России либеральные фундаменталисты, вдавила педаль тормоза в пол. Причина – нежелание государства решать структурные проблемы: незащищенность собственности, произвол монополий, деградация депрессивных регионов, разложение госаппарата.

Относительно высокая инфляция усугубит это торможение.

Последние три месяца в стране проводится беспрецедентно жесткая финансовая политика, а в ноябре вообще наблюдалась вещь, невиданная (за исключением ее сезонных январских сокращений) после дефолта, - сжатие денежной массы. То, что ужесточение финансовой политики сопровождается ускорением инфляции, означает, что последняя вызвана не монетарными факторами, не переизбытком денег в экономике.

Причина инфляционного взрыва - капитуляция государства перед произволом монополий, которая проявилась в грабительской реформе ЖКХ (коммунальные платежи выросли в некоторых регионах в 1,9 раза) и в примирении с монопольным произволом на рынках лекарств и плодоовощной продукции.

Правительство заслуженно гордится тем, что повысило тарифы естественных монополий не на 35, а на 14-16% (в годовом исчислении). Но оно по-прежнему не пытается обеспечить их полную финансовую прозрачность, ограничиваясь инвестиционными программами и игнорируя скандалы типа «дела Фалькона»». Но главное - оно забывает, что нелепо ограничивать естественные монополии, забывая про обычные: тогда цены повышают именно последние.

Страна задыхается без комплексной антимонопольной политики, но ответственное за нее ведомство – Министерство антимонопольной политики, - игнорирует остроту проблемы, сконцентрировавшись на громких, откровенно рекламных заявлениях и хаотическом выдвижении разнообразных и часто абсурдных обвинений (вплоть до телефонного терроризма), которые, как правило, не имеют продолжения.

Инфляционный взрыв января показал: оздоровление МАПа – ключевой фактор развития России, ибо без нормализации антимонопольной политики невозможно обуздать инфляцию, а значит - обеспечить гармоничное развитие экономики.

Михаил ДЕЛЯГИН

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram