Евровидеопея

Как уже было отмечено очевидцами, главным трендом "Евровидения" в этом году стали крашеные блондинки. Английская красавица мулатка гордилась волнистыми желтыми волосами, как и израильтянка с древней сефардской фамилией Маймон, не говоря уже об эстонских, латышских и швейцарских девочках и мальчиках… Исключений было совсем немного: немка, венгерка и наша Наталья Подольская.

Эта мода напоминает о тридцатых годах прошлого века с Марлен Дитрих, Лени Рифеншталь и Любовью Орловой, и пятидесятых с Мэрилин Монро и Валентиной Серовой. Означает ли это ретро возврат в политическое прошлое, к похолоданию международной обстановки?

Песенный конкурс "Евровидение" со столь сокрушительным для России результатом нынешнего года изначально организовывался как масштабный проект, имеющий значительную политическую составляющую. Для Европы он стал чем-то вроде вокально-музыкальной Лиги наций, включающий субпроект "санитарного кордона", а для России обернулся двойником незадачливых футбольных чемпионатов.

В середине 1950-х годов членами Европейского вещательного союза (ЕВС) был создан специальный комитет, занявшийся исследованием возможностей сплотить Европу посредством зрелищной развлекательной программы. Комитет возглавил Марсель Безенкон, гендиректор швейцарского телевидения. В январе 1955 года на заседании в Монако совет, вдохновившись популярным фестивалем в итальянском Сан-Ремо, принял решение об организации нового песенного конкурса. Осенью предложение было одобрено Генеральной Ассамблеей ЕВС в Риме. Тогда же было решено, что первый "Большой Приз Евровидения", как поначалу окрестили конкурс журналисты, состоится весной следующего года в Швейцарии.

В первом конкурсе "Евровидения" участие приняли всего семь стран: Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария и ФРГ. Австрия, Дания и Великобритания опоздали с подачей заявки и на конкурс не попали. Победителем конкурса 1956 года стала Швейцария с песней "Refrain", исполненной Лиз Ассиа.

Конкурс стал ежегодным, но, как отмечают критики, музыкальных открытий не приносил, за исключением шведской группы ABBA в 1974 году. Хотя звездные имена появлялись среди участников конкурса неоднократно. Среди самых известных исполнителей, побывавших на "Евровидении", можно назвать Селин Дион, Тото Кутуньо, "Secret Garden" и транссексуала по имени Дана Интернэшнл с песней "Дива". Однако "Евровидение" никогда не имело прямого отношения к их эстрадному успеху, и о своем участии в конкурсе звезды, как правило, распространяться не спешили. Как, кстати, и украинская певица Руслана, которая отказалась быть ведущей нынешнего конкурса, сославшись на большую занятость в качестве посла ЮНИСЕФ.

Итак, изначально конкурс "Евровидения" был событием не столько музыкальным, сколько политическим — или художественным. В 1969 году рекламный плакат для конкурса создал сам Сальвадор Дали. Любопытно, что "Евровидение" имеет свою так называемую "большую четверку" (или "постоянных членов Совета Безопасности", но без "права вето"): Великобританию, Францию, Германию и Испанию. Представители этих стран всегда участвуют в финале конкурса, вне зависимости от занимаемых исполнителями мест. Первые три страны раньше поддерживали друг друга, но теперь Великобритания оказалась в изоляции. Возможно, ее трудности на песенном фронте объясняются колониальным прошлым.

Россия участвует в "Евровидении" с 1994 года. Первой нашей евродивой стала Мария Кац (сценический псевдоним — Юдифь, литературный — Пилигрим, как были подписаны ею самой написанные слова песни "Вечный странник", которые сейчас вряд ли кто-либо помнит:

Ты не со мной сейчас, ты далеко
В разных мирах жить нелегко.
Может быть, только сон может помочь
Увидеть тебя, коснуться рукой.
И снова ночь уходит прочь, твой голос далеко,
И я кричу тебе через моря:
"Наш дом хранит твоё тепло, в нём пусто без тебя.
В этом доме я".

Россия тогда заняла девятое место из 25-ти, получив 70 баллов. За нашу Юдифь проголосовали: хозяйка конкурса Ирландия

(4 балла), Исландия (4), Кипр (3), Великобритания (5), Хорватия (1), Португалия (2), Эстония (1), Румыния (3), Нидерланды (5), Германия (6), Литва (6), Норвегия (3), Греция (4), Австрия (6), Венгрия (6), Польша (10), Франция (1).

За всю историю музыкального конкурса нашим соотечественником ни разу не удавалось привезти домой победу (как и в футбольных чемпионатах). Лучших показателей добилась в 2000 году Алсу, выигравшая второе место, Пока никому из россиян не удалось улучшить этот результат. Евровидеопейцы не оценили ни Пугачеву (1997 год), ни Лагутенко (2001), ни группу "Премьер-министр" (2002), ни даже дамского любимца Киркорова (1995), занявшего наихудшее 17-е место, то есть, как говорится, "Бывали хуже времена…".

В 2003 году в Латвии за Россию выступал дуэт "ТАТУ", занявший не такое уж и "провальное" третье место, но это для тех, кто почему-либо забыл, чем были для нас и значительной части озабоченного мирового сообщества "ТАТУ". Никогда так остро не встал вопрос о неправедном судействе (опять-таки очевидная параллель с футболом). Это было все равно, как если бы Эдуард Стрельцов все-таки поехал бы в 1962 году на чемпионат мира в Стокгольм и был бы "засужен" уже там, на поле. И тогда — кто бы вспоминал сейчас о Карибском кризисе, по сравнению с тем, что могло бы случиться… По одной из версий, к провалу дуэта наших начинающих "тигриц" приложили руку финансист Джордж Сорос и политолог Збигнев Бжезинский.

В прошлом году Россию на "Евровидении" в Турции представляла Юлия Савичева (выпускница "Фабрики звезд" Аллы Пугачевой), занявшая 11-е место. Победительницей стала украинка Руслана, вскоре проявившая себя как участница "оранжевой" революции.

Ее новая песня "В ритме сердца" стала украинским музыкальным символом "Евровидения-2005", организаторы которого неоднократно заявляли об "оранжевом стиле" мероприятия. Оранжевыми лентами были украшены фуражки милиционеров. По словам директора Национальной телерадиокомпании Тараса Стецькива, "в революционной эстетике" был выдержан и палаточный лагерь на Трухановом острове для журналистов и гостей конкурса. Говоря о преимуществах размещения в лагере, Стецькив отмечал "уникальную революционную атмосферу, молодежный формат общения и широкие возможности для межкультурного обмена".

Однако замышляемый как масштабное мероприятие государственной важности (в стране даже отменен визовый режим для граждан ЕС и Швейцарии с 1 мая по 1 сентября), киевский конкурс "Евровидения" стал и местом приложения сил оппозиции, примерно так же, как саммиты "большой восьмерки" стали поводом для выступления антиглобалистов. Около пятисот сторонников Виктора Януковича пытались под вечер 19 мая ворваться на полуфинал конкурса. Они забросали милиционеров открытками на английском и русском языках с обвинениями нынешней власти в политических преследованиях оппозиции.

Несмотря на призывы вице-премьера Николая Томенко не использовать конкурс "Евровидение" "для удовлетворения собственных и партийных интересов", лидер Партии регионов Янукович заявил: "Мы приняли решение привлечь внимание международного сообщества к действиям власти относительно лидеров оппозиции. Это предупреждение".

Для музыкального продвижения Украины в направлении ЕС была выбрана песня группы "Грынджолы" "Разом нас богато" ("Вместе нас много"), ставшая гимном "оранжевой" революции. Чтобы превратить этот повсюду звучавший в Киеве в ноябре 2004 года гимн в настоящий "Интернационал", участники группы решили подредактировать текст: в песне появился куплет на русском языке "Пока мы едины, мы непобедимы" и англоязычные вставки. Наконец, музыканты приняли решение заменить слова "Ми — не бидло, ми — не козли" на строчку "Ми вже разом, ми навжди" (Мы уже вместе, мы — навсегда). Первый Президент Украины (в прошлом — секретарь КПУ, сейчас — депутат Верховной Рады) так отозвался о нынешних песенных коллизиях: "Новый вариант песни "Разом нас багато" группы "Грынджолы" я не слышал. Вариант с Майдана точно не для "Евровидения". Я считаю, что если в первый и, думаю, в последний раз Украина получила такую яркую возможность заявить о себе в новом ракурсе, то надо было выставить другой коллектив!".

Между прочим, накануне финала так называемый Социалистический Конгресс Молодежи выступил с заявлением по поводу еще одного проявления "революционной целесообразности" новой власти, выдвинувшей по просьбе вице-премьера Николая Томенко вместо считавшейся главной претенденткой певицы Ани Лорак группу "Гринджолы", не принимавшей участия в ни одном из отборочных туров: "Для того чтобы "Евровидение-2005" для Украины не превратилось в "Европозор-2005", СКМ призывает группу "Гринджолы" отказаться от участия в конкурсе "Евровидение-2005", что было бы настоящим проявлением патриотичности (поскольку отборочные туры проходят за счет средств украинских налогоплательщиков) и этичности по отношению к другим финалистам; Национальную телекомпанию Украины, как организатора всеукраинского отборочного конкурса на участие в Международном песенном конкурсе "Евровидение-2005", провести повторный финал отборочного тура в соответствии с утвержденными прежде правилами проведения конкурса и обеспечить прозрачную систему голосования".

От России с украинскими песнярами конкурировала гражданка Белоруссии певица Наталья Подольская, одна из победительниц пятой "Фабрики звезд" и подопечная примадонны Аллы Пугачевой. В прошлом году Подольская чуть-чуть не стала участницей "Евровидения", однако тогда она должна была представлять Белоруссию. В том же 2004 году певица выпустила в обеих странах свой дебютный альбом со странным пророческим названием "Поздно".

В этом городе Света больше нет.
Одиночество так быстро для меня
Стало лучшим другом,
И теперь не нужно
Мне играть такую не простую роль,
Что прошла печаль
И утихла боль.

На "Евровидении-2005" Подольская представила пацифистскую песню, не лишенную политической окраски — "Nobody Hurt No One" ("Не причиняйте друг другу боль", или, в другом, более идеалистическом варианте перевода, "Никто никого не обидит"). Музыку написал продюсер Подольской композитор Виктор Дробыш, слова — его друзья Мэри-Сьюзан Эпплгейт и Джей Пи Чейз. Песня о "сладкой Америке", проповедующая жизнь без войны и террора, исполнялась на английском языке, напоминая о событиях, лежащих в основе фильмов Гаса Ван Сэнта "Слон" и Майкла Мура "Боулинг для Коломбины", а также, косвенно, о Беслане и многих других печальных происшествиях.

Перед поездкой в Киев Наталия заявила, что на 50-м конкурсе "Евровидения" и десятом участии в нем России она является первой всенародной российской "евроизбранницей", имея в виду результата телефонного и SMS-голосования. На сцене Подольская выглядела не так по-детски, как год назад Савичева, но все равно смотрелась слишком скромно. Ее плохо было слышно за ревом гитар и воем "подпевки". В итоге пришлось довольствоваться 15-м местом из 24-х. Точно такой же результат был в свое время и у примадонны Аллы Пугачевой. Кстати сказать, второй год подряд Россию представляет на "Евровидении" участница телевизионной "Фабрики звезд". Это показатель того, что "Первый канал", двигая "фабрикантов" на конкурс, преследует исключительно корпоративные интересы, в чем был открыто обвинен в прессе его гендиректор Константин Эрнст. В результате наша участница снова оказалась не харизматичной личностью, а лишь марионеткой продюсеров, что, конечно, вряд ли повлияло бы на общеевропейский расклад предпочтений. Стратегический проигрыш заключался в том, что не были учтены общеевропейские музыкальные тенденции, главная из которых — обязательность национального колорита. Руслана в прошлом году выиграла во многом благодаря фольклорным ритмам. И победительницу конкурса гречанку Елену Папаризу назвали "Русланой в белом".

Во время своего выступления она появилась на сцене, как греческая богиня Афина, и работала поистине с олимпийской уверенностью. Ее песня с пророческим названием "My Number One" ("Мой номер — первый") оказалась достаточно понятной, вполне заводной, запоминающейся, а главное исполненной профессионально и с драйвом. Гречанка оказалась именно тем, что нужно. В стилистику конкурса она попадала по всем параметрам: немного танца, игра на оригинальном музыкальном инструменте, яркий национальный колорит. В результате гречанка набрала по итогам голосования 230 баллов, оторвавшись от ближайших преследователей на 30 позиций. Кстати, Папаризу уже становилась призером "Евровидения". В 2001 году в Копенгагене она заняла третье место.

При этом так же отмечено, что на официальных сайтах "Евровидения" гречанке доставалось чуть больше внимания, чем всем остальным конкурсантам, а букмекерские конторы Европы еще за несколько месяцев до конкурса объявили, что самые высокие ставки делают на нее. Журналисты утверждают, что в PR-кампанию певицы на "Евровидении-2005" было вложено $880 тысяч, и именно эта сумма позволила ей победить. Отчасти причины столь бурной PR-кампании прояснила сама Елена на пресс-конференции после финала. Она несколько раз поблагодарила покровительствующий ей мировой звукозаписывающий гигант Sony-BMG. Корпорация, судя по всему, была настолько заинтересована в продвижении артистки, что вложила в ее раскрутку в Западной Европе не один десяток тысяч долларов. В странах СНГ гречанку знали гораздо меньше, чем в Британии, Бельгии, Венгрии, Сербии или Швеции. Поэтому Белоруссия, Эстония и Украина вообще не дали ей баллов. Впрочем, среди причин ее победы называется также и то, что Елена не прочь попозировать на страницах различных греческих журналов в весьма откровенных нарядах. Фотографии эти перед конкурсом как раз "вовремя" появились в Сети.

Что же на самом деле сыграло решающую роль в победе Греции, равносильной ее недавней победе на чемпионате Европы по футболу? Стоял ли за этим триумфом какой-нибудь закулисный Сорос или Бжезинский? Очевидно, что соседи выставляют оценки друг другу не только в силу политических отношений, но и по соображениям близости национальных культур. Ясно, что Мальта ставит 12 баллов Греции не потому, что у них, может быть, министры культуры дружат и на совместной рыбалке договорились, а потому что мальтийцам импонирует близкая им по духу балканская культура. Но то, что Россия и Украина так поскупились в отношении друг друга, в самом деле свидетельствует о кризисе их геополитических отношений, которые не смог спасти даже оранжевый цвет волос Подольской. По этой теме хорошо высказался как-то Рейнард Кауперс, лидер латвийской группы BrainStorm, занявшей 3-е место на Евровидении в 2000 году: "Политика, несомненно, присутствует, но выражена здесь не напрямую. По идее единственный повод называть конкурс политическим — это то, что соседние страны голосуют друг за друга. Что, в общем, неплохо. Ведь когда у вас кончается соль, вы идете за ней к своему соседу, а не к тому, кто живет на другом конце города, да? Но все-таки не надо надеяться на соседей, надо просто делать качественное шоу".

Поразительно, но теперь, если исходить из результатов голосования, за эстрадной "солью" пошли друг к другу сербы и хорваты, македонцы и албанцы. Так рождается новая европейская, в частности, восточно-европейская идентичность. Что касается российской "соли", остается привести актуальный анекдот:

" — Це силь?

— Эта сол, казол нерусский!".

Таковы песни нашего двора.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram