ВТО против СНГ

Присоединение России к Всемирной торговой организации в этом году не состоится. Об этом заявил главный российский переговорщик Максим Медведков. Директор департамента торговых переговоров МЭРТа на тюменской конференции “Россия и ВТО: интересы бизнеса” также высказал предположение, что вступление в ВТО не произойдет и в 2007 году. “Таким образом, у нас есть время для того, чтобы подготовится к членству в ВТО и понять те плюсы и минусы, которые мы получим”, — добавил г-н Медведков.

Эта свежая новость радует нас сразу по двум причинам. Во-первых, неимоверными усилиями экспертов-государственников удалось отсрочить принятие Россией кабальной сделки по вхождению в ВТО. И во-вторых, у общества появился шанс еще раз публично обсудить условия и саму необходимость членства России в ВТО. Ведь до сих пор переговоры России по проблеме ВТО велись в тайне. Как неоднократно подчеркивал известный экономист, депутат Сергей Глазьев, даже депутатам Госдумы не были известны условия вступления в ВТО. Все попытки Торгово-промышленной палаты получить информацию о том, на каких условиях Россия будет присоединяться, также большого успеха не имели.

Между тем, социальная цена вопроса о вхождении в ВТО крайне высока, и о ней приходилось уже не раз писать на страницах АПН и других изданий. Но особо хотелось бы сказать еще об одном аспекте присоединения России к ВТО, о котором говорят крайне мало и как-то вскользь. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, то есть о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве. С точки зрения национальных интересов России этот аспект может оказаться более серьезным, чем прямые экономические и социальные последствия.

Так какие же рациональные, а не эмоциональные доводы в духе “нерушимой дружбы народов” можно привести в пользу экономической интеграции внутри “большого экономического пространства” СНГ?

Несмотря на то, что экономики стран СНГ по своим масштабам несопоставимы с экономикой России, формирование интегрированного экономического пространства со странами-соседями играет принципиально важную роль для развития страны. Во-первых, внешнеэкономические связи Украины, Казахстана и Беларуси устойчиво занимают лидирующие позиции во внешнеторговом обороте большинства российских регионов. Так, в структуре внешнеторгового оборота Курской области по итогам 2005 года целых 43,9 % приходится на страны СНГ! Этот постсоветский внутренний рынок особенно важен для регионов, поскольку готовность предприятий к международной конкуренции не превышает 10-15%. А если учесть, что в 60-65 регионах социально-экономическое положение ухудшится после вступления России в ВТО, то ценность внешнеэкономических связией российских регионов со странами СНГ многократно возрастает.

Во-вторых, экономики стран СНГ крайне необходимы нашей стране как рынки сбыта продукции высокой степени переработки российских производителей. Например, в структуре экспорта все той же Курской области в страны СНГ, по итогам 2005 года, удельный вес продукции высокой степени переработки в 12 раз выше, чем в страны дальнего зарубежья. Таким образом, для многих отраслей российской промышленности (прежде всего, электротехнической) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. И добавим — условием сохранения важнейших технологических цепочек, делающих Россию полноценной индустриальной державой, а не примитивным “нефтяным государством”.

Приведу пример с недавней выставки “День российского поля–2006”, на которой состоялась конференция на тему “Состояние и перспективы развития сельхозмашиностроения в России”. По мнению президента “Союзагромаша” Константина Бабкина, на протяжении последних лет в российском сельскохозяйственном машиностроении удалось обновить весь модельный ряд машин. Это зерноуборочные комбайны “Вектор” и “Дон-1500М”, а также кормоуборочный комбайн “Дон-680М”. Современные российские комбайны участвуют и побеждают в международных тендерах как на традиционных рынках стран СНГ, так в “дальнем зарубежье”. Однако, президент ОАО “Агромашхолдинг” Наталия Партасова не исключает, что в связи с грядущим вступлением России во Всемирную торговую организацию сельхозмашиностроение как отрасль может просто исчезнуть. Аналогичная участь после необдуманного вступления в ВТО ожидает российское авиастроение, автомобильную промышленность, станкостроение и многие другие российские отрасли, являющиеся кладовыми современных индустриальных технологий.

С точки зрения степени конкурентоспособности и готовности противостоять зарубежным производителям и ТНК наиболее уязвимой отраслью в СНГ является машиностроение. Дело в том, что здесь очень низка степень обновляемости видов продукции, а также высок уровень специализации производства, изначально рассчитанный на кооперацию внутри бывшего СССР. Кроме того, на сегодняшний день производственные мощности большинства российских предприятий машиностроения загружены не полностью, на них велик износ основных фондов. И, наконец, самое главное — конечная продукция большей части российский заводов нацелена на внутренний рынок или на страны СНГ.

В случае присоединения России к ВТО вся сложившая система взаимной торговли со странами СНГ подвергнется значительным корректировкам. В первую очередь, потому, что двухсторонние прямые соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий здесь может стать резкое понижение на российском рынке конкурентоспособности товаров из стран СНГ, а также возможное снижение взаимного торгового оборота. Таким образом, невозможность одновременного вступления в ВТО стран СНГ дополнительно окажет негативное воздействие на экономику России и особенно ее индустриальных регионов, которые могут превратиться в зону социального бедствия.

Между тем, результаты широко разрекламированного адептами ВТО исследования социальных и экономических последствий присоединения России ко Всемирной торговой организации, выполненные группой независимых экспертов под руководством А. Данильцева (Государственный университет управления, г. Москва), полны необоснованного оптимизма. Судите сами. Возьмем, к примеру, выводы экспертов в отношении обсуждаемой проблемы “ВТО и СНГ”:

“Присоединение к ВТО не потребует отказа от развития регионального сотрудничества в рамках СНГ, однако в результате присоединения члены СНГ получат дополнительные стимулы к развитию сотрудничества с третьими странами, а юридические формы регионального сотрудничества станут более четкими и определенными. Это в свою очередь во многом избавит сотрудничество в рамках СНГ от политических элементов и потребует конкретизации его экономических компонентов, что в целом в сочетании с развитием отношений с третьими странами приведет к рационализации регионального сотрудничества в рамках СНГ”.

Тут достаточно вспомнить недавнюю попытку повышения цен на газ для Белоруссии, чтобы понять все политические риски такой “рационализации регионального сотрудничества в рамках СНГ”. А газовое соглашение с Украиной при посредничестве сомнительной конторы “РосУкрЭнерго”, видимо, следует воспринимать как пример того, что “юридические формы регионального сотрудничества станут более четкими и определенным”. Кроме того, явное стремление независимых экспертов избавить “сотрудничество в рамках СНГ от политических элементов” на практике означает потерю Россией стран-союзников вместе со статусом регионального центра силы.

В этой связи необходимо в кратчайшие сроки предпринять конкретные действия по завершению формирования договорной базы таможенного союза и согласованию позиций по вступлению стран СНГ в ВТО. В выступлениях экспертов ИНС неоднократно подчеркивалось, что вступление России в ВТО отдельно от своих соседей по СНГ, в первую очередь — от Белоруссии и Казахстана, ставит крест на любых проектах постсоветской интеграции.

Оптимальным вариантом было бы создание единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России и последующее за этим вступление в ВТО единым таможенным союзом. Нынешняя передышка с вступлением в ВТО и новый интеграционный импульс в СНГ, приданный инициативами Нурсултана Назарбаева, дает уникальный шанс еще раз вернуться к проблеме создания полноценного Таможенного союза на постсоветском пространстве. Поскольку многое заставляет оценивать возможные последствия участия России в ВТО как катастрофические, необходимо, пока не поздно, максимальное привлечение внимания экспертных и политических кругов к этой проблеме.

Текст был опубликован на сайте АПН-Казахстан.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram