ВТО: сделайте это по-быстрому!

В минувшую пятницу (20 января) в Москве прошла конференция "От Гонконга до участия России в ВТО". Проведению этой заранее спланированной медиа-акции не смогли помешать даже пришедшие в столицу сибирские морозы. На конференции торжественно был представлен новый проект Евросоюза, направленный, как было заявлено, "на адаптацию законодательства РФ в соответствии с требованиями ВТО". Бюджет этого "скромного" адаптационного проекта оценивается в 3 млн евро. Сам проект будет осуществляться до конца 2007 года консорциумом партнеров из ЕС и России, который возглавила юридическая компания "Hammonds". В консорциум также входят группа "Соджес", "АЙ БИ ЭФ-международный консалтинг" и компания "Тандем-форум", в основном занимающаяся проведением бизнес-семинаров.

Представляя такой затратный проект, и.о. главы представительства Еврокомиссии в России Джон Ричардс довольно туманно рассказал о его целях: "Проект стоимостью в 3 миллиона евро направлен на поддержку присоединения России к ВТО. Россия и Евросоюз завершили переговоры по данной проблематике, но, тем не менее, мы являемся партнерами и намерены поддержать этот процесс".

Итак, переговоры России с ЕС в рамках Всемирной торговой организации формально завершены. Зачем же, спрашивается, практичному Евросоюзу надо вкладывать немалые средства в ускорение вступления России в ВТО?

На первый взгляд, евросоюзные траты выглядят совершенно не нужными — особенно на фоне победоносных реляций российских переговорщиков. Глава департамента торговых отношений Министерства экономического развития и торговли РФ Максим Медведков на той же пятничной конференции заявил, что Россия в феврале-марте 2006 года рассчитывает завершить все двусторонние переговоры по вступлению в ВТО. По словам главного российского переговорщика, Россия "очень близка к завершению двусторонних переговоров по доступу на российский рынок товаров и услуг". Известно, что 23-27 января глава МЭРТ Герман Греф проведет переговоры с министрами торговли США, Швейцарии, Колумбии и Австралии, т.е. тех стран, с которыми переговоры еще не завершены. Так что в Минэкономразвития по-прежнему надеются, что решить проблему присоединения России к ВТО удастся гораздо раньше, чем будет осуществлен новый проект ЕС.

Да и с "адаптацией законодательства", которую якобы необходимо провести для присоединения России к ВТО, все тоже в полном порядке! По оценке депутата Госдумы Алексея Лихачева, в последние пять лет система российского законодательства практически полностью подстроилась под нормы и требования ВТО. Лихачев заявил, что Госдума уже в этом году сможет рассмотреть "до конца" все вопросы вступления. Депутат с гордостью добавил, что, если бы наше членство в ВТО зависело только от депутатов, вопрос наверняка был бы уже решен. В том, что наша Госдума способна в течение часа "проштамповать" любой спущенный "сверху" проект, никто уже не сомневается. Ни в РФ, ни даже в ЕС.

Выходит, что под предлогом финансирования правовой реформы западные гранты пойдут на несколько иные цели. А именно, на создание "возможностей российского правительства выполнять свои обязательства и информирования представителей российского бизнеса и других заинтересованных лиц о преимуществах и вызовах присоединения к ВТО". По признанию Константиноса Адамантопулоса, главы брюссельского отделения юридической фирмы Hammonds, за счет этих средств будут проводиться семинары, консультации и подготовительные курсы по вопросам ВТО, в особенности для малых компаний. Эти пропагандистские усилия призваны смягчить то негативное отношение к форсированному вступлению в ВТО, которое существует сегодня в России.

Дело в том, что в среде наших промышленников, и особенно в российских регионах, нарастает понимание того, что резкое, непродуманное вступление в ВТО может привести к социальной катастрофе. При достижении уровня мировых цен на энергоресурсы и транспортные тарифы российские предприятия станут неконкурентоспособными, хотя бы в силу наших суровых климатических условий, — только в первый год российское государство может получить 14 млн. безработных вместо нынешных четырех.

Но западные специалисты считают, что российские предприниматели просто не осознают своего "счастья" — не понимают выгоду от присоединения России к ВТО во многом "из-за отсутствия элементарных сведений об этой торговой организации". Поэтому правительство РФ в рамках новой программы должно будет наладить информирование российского бизнеса. А специалисты ЕС окажут чиновникам посильное "техническое и консультационное содействие" российскому правительству по "законодательным и иным вопросам вступления в ВТО".

Получается, что на подотчетную ЕС сумму российское правительство расскажет населению страны о том, какие вызовы ждут нас в связи с вхождением в международную организацию. Можно себе представить, насколько "объективным" получится этот рассказ! Не хотелось бы отвлекаться на возможную коррупционную составляющую будущего проекта, но мы все прекрасно знаем, какие "чудеса" неизбежно возникают при зарубежном финансировании "создания возможностей российского правительства выполнять свои обязательства". С этой негодной практикой граждане России хорошо знакомы по истории российской приватизации 90-х годов и по стилю общению "реформаторов" с МВФ.

Казалось бы, режим "внешнего управления" остался в нашем печальном прошлом. Сегодня подобная щедрая раздача западных грантов на цели политического лоббирования уже служит полноценной основой для разворачивающегося "шпионского скандала". Но, видимо, по отношению к лоббистам ВТО действует какая-то особая политическая логика.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter