Архивные непонятки

На этой неделе у нас было довольно мало событий, поэтому я хочу сегодня поговорить на немного отвлеченную тему. Нас многие упрекают, что мы не можем подтвердить документально подлинность храма на улице Новаторов. И я хочу вам рассказать, как устроена система поиска в наших архивах. Но сначала все-таки о событиях.

Их, собственно, было всего два. Или даже можно сказать – одно. В воскресенье к нам на молебен приезжала съемочная группа программы «Город» 3-го канала. И в понедельник по 3-му каналу прошел о нас новостной сюжет «Автостоянка вместо храма». Огромное спасибо Роману Щербине и всей съемочной группе. Как все-таки хорошо, что на частоте ТВЦентра, кроме лужковского телевидения вещает еще и 3-й канал, крайне неравнодушный, в отличие от ТВЦентра, к православной тематике.

Третий канал снимал сюжет про наш храм еще в 2005 году. Правда, сюжет этот, к моему удивлению, не вышел. Только через несколько месяцев я узнал от Андрея Доброва, что его попросил не выпускать этот сюжет в эфир Вячеслав Чикалин. Видимо, православный банкир уже тогда готовился к переговорам в префектуре о выделении землеотвода и не желал лишнего шухера. И в самом деле, я могу понять Вячеслава Геннадиевича. Зачем оставлять свидетельство того, что борешься за храм, который впоследствии будешь объявлять развалюхой неизвестного происхождения. Небось, Вячеслав Геннадиевич до сих пор локти кусает, что не удалось предотвратить появление сюжета в защиту нашего храма в программе «Времечко», где он долго рассуждает о том, как надо защищать святой храм от безбожников.

Второе событие тоже произошло в это воскресение на молебне. Молебен в этот раз с нами служил иеромонах Владимир (Гусев).  Отец Владимир – человек очень интересной судьбы. По своему происхождению он певец и музыкант. В молодости он пел в ансамбле «Лейся, песня!». Многие музыканты, став священниками, а тем более, монахами, оставляют увлечения молодости. Не таков отец Владимир. Про благословению своего духовника он создал православно-миссионерскую рок-группу «Экзорцист», и сам в ней поет и играет.

Название рок-группы тоже не случайно. Дело в том, что по благословению все того же духовника о.Владимир является практикующим экзорцистом. То есть, говоря по-простому, изгоняет бесов. Так что, в этом своем качестве он нам очень кстати. Уж очень много бесов вьется вокруг нашего храма, вдохновляя одних людей упорствовать в идее сноса, а других – предавать, ради иудина греха сребролюбия.

Духовник о.Владимира, который благословил его на экзорцизм и на православную миссию посредством рок-музыки – тоже очень интересный человек. Он не только духовник и учитель о.Владимира, но и духовник Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Это – схиигумен Илий (Ноздрин).

Отца Илия многие православные верующие почитают за старца. Именно к нему в свое время ездили о.Роман Марков и Вячеслав Чикалин, прося благословения на защиту нашего храма. И, по их словам, такое благословение получили вместе с наставлением «стоять за наш храм до последнего».

Так что, и в этом смысле, появление о.Владимира у нас на молебне я считаю провиденциальным. Надеюсь, что о.Владимир расскажет о.Илию о том, как у нас обстоят дела. Так что, как говорится, привет о.Роману и Вячеславу Чикалину из Оптиной Пустыни.

А теперь я хочу вернуться к теме, про которую обещал поговорить в начале этой колонки – к теме архивов. Хочу объяснить, почему найти документы, подтверждающие подлинность нашего храма, очень непросто.

Первая трудность заключается в том, что наш храм был построен в годы Первой мировой войны. Храмы, построенные в это время, как правило, не документировали, и их подлинность приходится доказывать свидетельствами очевидцев и заключениями экспертов. Дело в том, что документы, связанные с этими храмами, не успели попасть в архивы до революции, будучи документами на то время современными. А после революции большая часть документов «проклятых попов» была попросту уничтожена. Грубо говоря, эти документы были употреблены красноармейцами на подтирку и на сворачивание «козьих ножек».

Те же немногие документы по церковной линии, которые смогли уцелеть, находятся в так называемом архиве Святейшего Синода. И здесь другая трудность. В связи с переездом части госорганов в Санкт-Петербург, этот архив был перемещен. И в настоящее время хранится неразобранным. По словам архивистов, этот архив будет приведен в порядок и доступен для работы не раньше, чем через несколько лет.

Остаются документы по светской административной линии. Они находятся в двух местах: в архиве Московской области и в Госархиве на Калужской. Казалось бы, они вполне доступны. Но здесь возникает уже третья трудность. У нас, к сожалению, не Швейцария. И проследить судьбу отдельных зданий по архивным документам относительно легко можно только в городах. Даже в малых городах более-менее можно. А вот с сельской местностью – полный голяк. За исключением документов об исторических поместьях, о которых более-менее известно, где они лежат, все остальные документы, включая документы 30-х и даже 50-х годов, кодифицированы плохо.

Это касается почти любой сельской местности в нашей стране. Но еще вдвойне это касается бывшего ближнего Подмосковья, то есть тех районов Московской области, которые в 30-е - 60-е годы вошли в состав Москвы. По словам специалистов, почти невозможно сегодня наложить на нынешний план нашего города очертания не только довоенных, но даже и послевоенных совхозов и колхозов с их населенными пунктами. Единственными реперами являются старые деревни и села, чье расположение документировано вместе с историческими поместьями.

Это не значит, что задача такого архивного поиска является неразрешимой. Просто она требует очень больших трудозатрат. Требуется работа группы человек из пяти в течение двух полных месяцев. Причем, желательно, чтобы из этих пяти хотя бы один, а лучше два были бы профессионалами.

И все это только, если повезет. А может ведь и не повезти. Значительная часть архива Московской области уже довольно давно вывезена в Бронницы. И если искомые документы окажутся там, то там и придется жить всем все эти два месяца. Поскольку специфика архивного дела такова, что ответ на твой запрос может прийти через несколько дней, причем количество этих дней заранее не ясно.

У нас на сегодняшний день таких ресурсов, к сожалению, нет. В старые времена можно было бы уговорить знакомого профессора, чтобы он направил на такое доброе дело своих дипломников и аспирантов. А сейчас, как известно, дураков нет. Так что остается рассчитывать только на православных меценатов.

И это я описываю только объективные трудности. А есть еще и субъективные. То есть, сотрудники архивов, как известно, получают очень маленькую зарплату. И некоторые из них крутятся как могут. Первая типовая ситуация: какой-то фонд востребован. То есть, на него имеется спрос. А спрос, как известно, рождает предложение. И из десяти, стоящих в очереди, до искомого фонда доберется самый щедрый.

Еще хуже вторая типовая ситуация: вы запрашиваете какой-то фонд, а вам всегда сообщают, что он на руках. И никакие шоколадки и мелкие денежные суммы вам не помогают. Это значит, что фонд выкуплен. То есть, сам-то фонд, ясное дело, лежит на месте. Но вот право на его пользование монополизировано. Одним пользователям это нужно, чтобы располагать фондом монопольно и не допускать к нему конкурентов. Другим – для того, чтобы скрыть нежелательную информацию.

Поэтому тот факт, что уже несколько лет в Госархиве на Калужской всем, просящим документы по окрестностям Воронцово, отвечают, что документы на руках, вызывает определенные подозрения. Более того, эти подозрения сильно укрепились после того, как мы обратились к так называемым «архивным брокерам», то есть к людям, которые за плату проводят архивные изыскания по определенным темам. Специалисты по поиску архивных документов о храмах, работающие через архив на Калужской, наотрез отказались нам помочь с поиском информации по нашему храму, сказав, что это «гиблое дело». «Мы вашу церковь знаем, но документы по ней все давно утеряны. Так что, искать бесполезно». И глаза отводят.

В области определенных подозрений у нас три версии. По одной документы придерживает от нас наша родная Префектура ЮЗАО. Ей для этого и денег тратить не надо. Ведь архив находится на ее территории, и сильно зависит. Как говорится, «а не будете слушаться, отключим свет».

Но есть и вторая версия. До меня доходили смутные слухи, что все документы по нашему храму давно уже выкуплены Вячеславом Чикалиным, вице-президентом «Евразбанка», старостой у о.Романа Маркова. Честно говоря, мне в эту версию верить не хочется. Не могу я поверить, что православный человек может точно знать, что «спорное здание» является храмом, но желать его сноса ради землеотвода в промзоне Обручевского района для строительства храмового комплекса.

Третья версия, что с нашим храмом связано что-то нехорошее. Я имею в виду, в период , когда в нем находился спецобъект НКВД.

Таковы те трудности, которые подстерегают на сегодняшний день исследователя, желающего доказать или опровергнуть подлинность нашего храма. И как разрешить все эти архивные непонятки, я, честно говоря, не знаю.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram