Предыстория убийства. Парламентский мятеж в Карачаево-Черкесии

Вчера вечером в столице Карачаево-Черкессии г. Черкесске убит один из самых видных местных политиков Фраль Шебзухов. Он являлся самым вероятным кандидатом (практически уже назначенным) на вакантный пост Премыер-министра республики и занимал должность советника президента Карачаево-Черкесии (КРЧ) Бориса Эбзеева. Шебзухов не имел заметных бизнес-активов, не был замечен в попытках их заполучить, всю свою сознательную жизнь провел на госслужбе. очевидно, что его смерть связана именно с государственной деятельностю и планами назначения на должность премьер-министра.

Пока, через 15 часов после убийства, рано делать какие бы то выводы и предположения о заказчиках и исполнителях этого престепления. кроме одного — ситуция в республике, в черкесском мире и на российском Ккавказе в целом будет ещё более дестабилизирована и что системе российского управления в этом самом проблематичном регионе федерации нанесен ещо один мощный удар.

Убийство Шебзухова стало дальнейшим развитием охватившего республику политического кризиса.

До получения первых результатов следствия самое время вспомнить события последних двух недель.

* * *

Действующая в Росси система власти основана на сложной системе недоговоренностей, на том, что Федеральный Центр, действуя внезаконными подковерно-аппаратными методами, манипулируя финансовыми потоками, диктует свою волю обществу и местной власти. Общественные группы и местные элиты, такими же внезаконными подковерными методами доводят свое мнение до Центра, лавируя между различными Башнями Кремля и играя на внутренних противоречиях внутри кремлевской властной группы.

Однако эта «византийская» система работает только в отлаженном бюрократическом государстве, когда все участники властной игры хорошо выдрессированы, знают и умеют использовать ее правила. В век «заката империи», когда Система уже не способна обеспечить попадание на верхние этажи Власти достаточно квалифицированных кадров, происходит разбалансировка механизма управления, местные властные группы начинают не просто перетягивать одеяло на себя, но разрывать его на части. И в один прекрасный момент оказывается, что система уже полностью неуправляема. Невидимые, неоговоренные в публичном Законе властные механизмы, составляющие «одеяние» центральной Власти, просто рассыпаются — и Центральная Власть оказывается абсолютно голой и абсолютно беспомощной

Именно начало этого процесса «раздевания власти» мы и наблюдаем сегодня в Карачаево-Черкесиии.

В Карачаево-Черкесии разворачивается я политическая интрига, могущая иметь самые непредсказуемые последствия и посавитть под вопрос всю сложившуюся в Российской Федерации «путинскую систему управления».

Во время недавнего (21 апреля) визита в республику полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, «Новый Наместник Кавказа», как его неофициально именовали в СМИ и в кулуарах власти, прямым текстом в очень категорической форме, говоря простым языком, «повелел» местной власти до 1 мая назначить нового Премьера, причем обязательно черкесской национальности. По закону Председатель Правительства назначается Главой республики по согласованию с Народным Собранием. Это был первый выезд нового руководителя Кавказа «на места», первое демонстративно-публичное проявление властных полномочий наместника Кремля, место для которого также было выбрано демонстративно — Борис Эбзеев летом 2008 года стал первым назначенцем Дмитрия Медведева на Северном Кавказе.

Но местная власть спокойно проигнорировала «руководящее указание».

Еще за несколько дней до наступления обозначенной полпредом даты, было абсолютно ясно, что к назначенному сроку нового премьер-министра в Карачаево-Черкессии не будет, но самое главное, никто из парламентариев и не собирался его выбирать. Еще во вторник 27 апреля вице-спикер парламента Руслан Хабов сообщил агентству «Интерфакс-Юг», что «Внеочередная сессия, назначенная на 28 апреля, перенесена. К настоящему времени на рассмотрение парламента внесена кандидатура на должность председателя правительства КЧР. Она будет рассмотрена на заседаниях комитетов и парламентских фракций».

Подобные столкновения были и раньше — но дьявол, как известно, прячется в

нюансах.

Недавно республика пережила еще один политический кризис, который, как сейчас видится, был репетицией нынешнего. Осенью 2009 года депутаты Народного Собрания КЧР несколько раз отклонили кандидатуру Вячеслава Дерева, предложенную Борисом Эбзеевым и негласно поддержанную Москвой, в качестве представителя республики в Совете Федерации РФ. Депутаты дали понять главе региона, что его авторитет не является непогрешимым, а выбор — не единственно возможным. Однако тогда еще можно было говорить о конфликте внутри республики, между местными властными группами, поскольку прямого «приказа из Центра» озвучено не было.

Теперь же Хлопонин публично и лично приказал назначить премьера до 1 мая

Президент КЧР Эбзеев пытался выполнить это указание, отправил 28 апреля правительство республики в отставку, и внес кандидатуру. Но депутаты ее тут же забаллотировали, под предлогом необходимости обсудить её в комитетах и фракциях.

В настоящий момент готовиться новее внесение кандидатуры на должность премьера. Рассматриваются три возможные фигуры, вcе черкесы: бывший бывший заместитель премьер-министра, а ныне и.о. Премьера с Мурадин Кемов, глава Адыге-Хабльского района Фраль Шебзухов и заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесии, депутат Народного собрания Мухамед Теркулов. Однако в республиканских политических кругах открыто говорят, что депутаты — карачаевцы решительно намерены «прокатить» первое внесение любого кандидата, чтобы «показать президенту Республики, что он для них — никто».

Похоже, что КЧР и дальше будет погружаться в пучину межнациональных и межклановой напряженности.

Административный кризис перекинулся и на официальные мусульманские структуры. От Духовного управления мусульман (ДУМ) Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского Края откололись мусульмане Ставропольского края, образовав свое Духовного управления мусульман (ДУМ) Ставропольского Края со своим муфтием. Причем мятежный муфтий нового образования Мухаммад Рахимов обосновывает свои действия таким вот образом: http://www.islamnews.ru/news-23968.html

«Тот мощный импульс развития, который придал региону Александр Хлопонин, должен распространиться и на духовную сферу». Похоже, непродуманное и неподготовленное назначение нового наместника вместо импульса стабильности придало Северному Кавказу импульс административного хаоса, грозящего перерасти в импульс распада.

Напомню, что хрупкий баланс сил в республике между двумя титульными нациями — карачаевцами (составляющими большинство населения) и черкесами — поддерживался системой национальный квот: Президент — карачаевец, председатель Народного собрания — русский, Премьер-министр — черкес. Нынешний президент республики Эбзеев (карачаевец) нарушил неписаный закон, назначив главой исполнительной власти этнического грека — что вызвало обвальный рост напряженности. Карачаевские этнические властные группы стали теснить черкесскую номенклатуру — и полпред Хлопонин решил использовать свою власть, авторитет Федерального Центра, что бы исправить ситуацию.

И тут неожиданно выяснилось, что никаким авторитетом и никакой властью федеральный Центр не обладает.

Фактически речь идет о парламентском бунте, об открытом неповиновении местных структур власти прямому указанию Федерального Центра.

Действующая в Росси система власти основана на сложной системе недоговоренностей, на том, что Федеральный Центр, действуя внезаконными подковерно-аппаратными методами, манипулируя финансовыми потоками, диктует свою волю обществу и местной власти. Общественные группы и местные элиты, такими же внезаконными подковерными методами доводят свое мнение до Центра, лавируя между различными Башнями Кремля и играя на внутренних противоречиях внутри кремлевской властной группы.

Однако эта «византийская» система работает только в отлаженном бюрократическом государстве, когда все участники властной игры хорошо выдрессированы, знают и умеют использовать ее правила. В век «заката империи», когда Система уже не способна обеспечить попадание на верхние этажи Власти достаточно квалифицированных кадров, происходит разбалансировка механизма управления, местные властные группы начинают не просто перетягивать одеяло на себя, но разрывать его на части. И в один прекрасный момент оказывается, что система уже полностью неуправляема. Невидимые, неоговоренные в публичном Законе властные механизмы, составляющие «одеяние» центральной Власти, просто рассыпаются — и Центральная Власть оказывается абсолютно голой и абсолютно беспомощной

Именно начало этого процесса «раздевания власти» мы и наблюдаем сегодня в Карачаево-Черкесиии.

Без коренной трансформации прогнившей системы власти обеспечить стабилизацию России, похоже, уже невозможно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram