Как в Кургане искали эстремистов

Курганская славянская община «Пламя Сварги» является довольно заметной религиозной группой, действующей на территории Зауралья.

В отличие от многих других религиозных организаций, которые занимаются вербовкой своих последователей с помощью различных методов, свойственных, так называемым сектам, курганские родноверы осуществляют свою деятельность достаточно прямо, честно и открыто. С уважением относясь либо к славянскому, либо к православно-христианскому, либо к светскому или какому иному выбору зауральцами своего мировоззрения, они занимались прежде всего пропагандой народных традиций, фольклора, популяризацией изучения истории Древней Руси и многими другими видами деятельности, которые вполне вписываются в словосочетание «культурно-просветительная работа».

Разумеется, у данной достаточно успешной религиозной группы был свой Интернет-сайт. Кроме всех прочих материалов, посвящённых деятельности общины, он содержал ссылки на различные работы, посвящённые этнической религиозной традиции как славян, так и других народов. Никто не навязывал читателям прочтения тех или иных произведений. Каждый мог свободно найти заинтересовавшее издание и ознакомиться с ним, в том чисел и с целью критического анализа.

Ряд таких работ, ссылки на которые присутствовали на сайте, и попал в поле зрения курганских силовиков. Заметим, что произошло это до того момента, когда данные работы были включены в список экстремистской литературы, запрещённой на территории РФ.

Наиболее яркими и спорными среди этих произведений были книги известного советского и российского языческого национал-радикала Александра Добровольского (Доброслава), — к творчеству которого, кстати говоря, большинство российских родноверов относятся достаточно критически.

Казалось бы, если сотрудник курганского областного УФСБ, майор ФСБ О. В. Томчаковский заметил по роду своей службы на сайте одной из религиозных групп сомнительные материалы, то почему он не предупредил родноверов, что называется, по-хорошему и не потребовал удаления опасных, с его точки зрения, ссылок? Вообще-то это нормальная практика, принятая как во всём цивилизованном мире, так и в России.

Однако Томчаковский и разделившие его настрой работники курганской областной прокуратуры предпочли «разжечь дело». Они инициировали уголовне преследование религиозной группы. В июле 2007 года против группы «Пламя Сварги» и Радаря Мирослава, который, собственно, и занимался подборкой материалов для общинного сайта возбуждается уголовное дело по статье 282, части 1, УК РФ «Разжигание межнациональной и межрелигиозной розни».

В ходе следственных действий сторона обвинения допустила ряд грубейших нарушений. В частности, в декабре 2007 года, когда родноверы проводили одно из культурно-просветительных мероприятий в одной из курганских школ, сотрудники прокуратуры восприняли это мероприятие как «сектантское и экстремистское» и осуществили настоящий «наезд» на его организаторов.

Отметим ещё раз, что в своей культурно-просветительской работе родноверы никогда не применяли «сектантских» методов вовлечения несовершеннолетних в деятельность религиозной группы и действовали в чётком соответствии с российским законодательством. Но если христианским священникам можно заниматься культурно-просветительской работой, то почему представителям другой, также традиционной для нашей страны конфессии (а сторонники славянской традиции имеют в России самые глубокие исторические корни!) этого делать нельзя?

Впрочем, у курганских силовиков, как выяснилось, весьма своеобразные представления о законности.

Достаточно своеобразно обвинители и гонители подошли и к проведению экспертизы. Их интересы в качестве эксперта представляла Г. В. Янович, доцент Курганского Государственного Университета, кандидат педагогических (!) наук. Экспертиза, правда, требовалась филологическая и религиоведческая, но это стороне обвинения показалось мелочью.

Посмотрим же, насколько профессионально эксперт Янович справилась со своей задачей.

Своё заключение она начинает с необоснованного обвинения общины «Пламя Сварги» в экстремистской деятельности:

«…направление, представленное, например, языческой общиной «Пламя «Сварги», занимает крайне правое крыло этого движения и практически сознательно смыкается с националистическим и неонацистским движениями, культивируя идею национального превосходства и противостояния одной нации над другими и рассматривая крупнейшие национальные и мировые религии такие как иудаизм, буддизм, христианство, ислам, как транснациональные корпорации, которые подавляют свободу человека и делают его рабом государственной системы».

Возникает вопрос: что изучает доцент Янович? Материалы сайта, на основании которых ей предстоит делать научно обоснованный вывод или деятельность самой религиозной группы, о которой она не имела по роду своей работы никакого представления? Создаётся впечатление, что Янович Г. В. с самого начала подошла к выполнению своей задачи предвзято и непрофессионально. Что собственно и подтверждается её неуклюжими попытками анализа материалов сайта.

Так, она утверждает, что «разжигание розни» четко проявляется в текстах неоязыческой общины «Пламя «Сварги», размещенных на сайте общины. Ошибочка! К размещённым текстам никто из общинников не имел никакого отношения! Они были даны только в виде ссылок. Ну, да ладно, зачем доценту КГУ разбираться в таких тонкостях.

Однако дальше Янович снова забывает о пределах своей компетенции. Она заявляет, что в представленных для её анализа работах нравственная, политическая критика христианства, христианского духовенства, христианской церкви в целом и фактически всех религий, ведется «в общем психологическом режиме поношения».

Во-первых «эксперт-религиовед» совершенно необоснованно смешивает все, существующие в мире религии, а во-вторых она берёт на себя функции психолога.

Далее она выступит и в качестве юриста, заявив, что размещение на сайте в Интернете текстов неоязыческой религиозной организации является «действием, направленным на возбуждение вражды и унижения человеческого достоинства по признакам религиозного вероисповедания, национальной принадлежности, возрастным и личным качеством, непризнание достижений современной цивилизации, доступа к использованию различных источников информации». Заявление, очень нужное прокуратуре, да вот только доказать эксперт Янович правомерность своей позиции оказалась не способна. Так, одним из фактов разжигания розни она считает различие констатацию факта различия монотеистического и политеистического мировоззрения, присутствующую в ряде работ. Различия между межконфессиональным диалогом в виде дискуссии и религиозной рознью «высокопрофессиональный эксперт» видеть не желает.

Впрочем, с Г. В. Янович и так всё понятна. Она очень напоминает стилю своей экспертной работы тех «обличителей от науки», по вине которых в тридцатых годах минувшего века громились и осуждались инакомыслящие по заказу партии и НКВД. Главное обвинить — доказывать не обязательно!

Вполне понятно, почему экспертиза Янович не смогла стать надёжной базой для стороны обвинения. Она была наголову разбита защитниками обвиняемых!

И тогда обвинителям понадобились обыски с целью поиска «экстремистских материалов».

Курганский суд чисто «по басманному» дал санкцию — и в феврале 2008 года в квартиры курганских родноверов вломились сотрудники прокуратуры и ФСБ. В качестве экстремистских материалов были изъяты личные записные книжки, вполне легальная культурно-историческая литература и многое другое, что экстремистским не может быть по определению — у Всемира, главы общины, проходившего по делу в качестве свидетеля, изъяли дюралевый славянский меч и пытались отобрать гусли.

Но всё оказалось напрасным.

После мартовской публикации в «Газете.Ру», вызванной достаточно широкими протестами российской и зарубежной общественности, сочувствующей незаконно обвиняемым, курганская прокуратура вынуждена была прекратить следственные действия и снять с Радаря Мирослава подписку о невыезде. Видимо, курганские силовики предпочли больше не позориться не искать «разжигания» и «экстремизма» там, где их нет и не может быть. Им наконец-то пришлось признать отсутствие умысла, а стало быть, и состава преступления в действиях курганских родноверов.

На данный момент законность восторжествовала над беспределом. Однако, дело находится «на проверке» в следственном комитете прокуратуры, а курганский городской суд почему-то 4 апреля отказал удовлетворить жалобу верующих на действия курганских силовиков в ходе обысков. Данные факты указывают на то, что необоснованные репрессии против курганских родноверов могут продолжиться в любой момент.

Однако, нет сомнений в том, что у честных и свободомыслящих людей, вставших изначально на защиту ни в чём не повинной религиозной группы, всегда хватит силы и мужества снова встать на пути обличённых властью нарушителей закона.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter