Заговор полпредов

"Новый способ избрания глав регионов появился вовсе не для того, чтобы перетряхнуть наш губернаторский корпус", — заявил в интервью "Эксперту" глава администрации президента Дмитрий Медведев. — "Вопрос — в единстве исполнительной власти в масштабах России. И, как следствие, в ее эффективности". Боюсь, что глава администрации не понимает очень простой вещи — необходимым условием единства исполнительной власти в масштабах России (и, как следствие, ее эффективности) является именно перетряска губернаторского корпуса. Причем перетряска не разовая, а проводимая на постоянной основе. Перманентная ротация кадров, как на региональном, так и на межрегиональном уровне — условие sine qua non функционирования бюрократической системы. Если администрация и ее глава действительно хочет, чтобы в государственный организм "вливалась свежая кровь", необходимо регулярно сливать кровь старую.

Товарищ Сталин ежегодно расстреливал по несколько десятков первых секретарей обкомов не потому, что был такой уж патологический садист. Он просто понимал, что кроме первого секретаря, в области есть второй и третий, которые будут работать при одном-единственном условии — если у них появится реальная перспектива стать первыми. Товарищ Сталин им такую перспективу с удовольствием предоставлял. "Черный воронок", разъезжавший ночью по улицам областного центра, чрезвычайно эффективно выполнял роль "социального лифта". Первый секретарь исчезал (куда — лучше не думать), второй занимал место первого, третий — второго, и так далее, и так далее, вплоть до последнего столоначальника, который тоже поднимался на одну ступеньку вверх. А на нижнюю ступеньку вскакивал бойкий паренек с рабфака, который твердо знал — лестница движется и движется быстро, совсем скоро он сам займет место первого. Свежая кровь, столь чаемая Д.Медведевым, исправно вливалась в государственный организм; система работала.

Сегодня в кровеносной системе государства образовались явные тромбы. И прежде всего именно на региональных уровнях. Тот самый бойкий паренек, желающий сегодня сделать карьеру в государственной структуре, очень быстро осознает, что "генералом тебе, сынок, не стать — у генерала свои дети есть". Пытаться реализовать себя в бизнесе или в криминале (что в наших условиях одно и то же) — столь же бессмысленно: и бизнес, и криминал в регионе напрямую завязаны на местную "элиту". И отодвинуть эту "элиту" от кормушки сегодня невозможно в принципе. Раньше помогала Москва: написал в ЦК или в НКВД — и "элита" в полном составе отправлялась на далекий север валить лес, освобождая место новым кадрам. Сегодня этот механизм не работает. А бойкому пареньку, который не хочет скиснуть на посту младшего столоначальника, остается одна дорога — на майдан, ломать систему полностью.

Пять лет назад вдруг показалось, что кровеносная система государства может заработать снова. Москва вроде бы недвусмысленно заявила о своих претензиях на роль верховного арбитра как в межрегиональных, так и во внутрирегиональных вопросах. Орудием контроля и селекции для засидевшихся на своих местах региональных "элит" должны были стать аппараты полномочных представителей президента в новых федеральных округах.

Получилось, к сожалению, как всегда. С самого начала не был продуман механизм "контроля над контролерами", в результате чего аппараты полпредств, вместо того, чтобы представлять в регионах интересы центра, начали представлять свои собственные. Произошла элементарная самоорганизация бюрократических аппаратов, осознавших свои интересы и лишенных механизмов контроля сверху.

Сегодня в федеральных округах действуют органы прокуратуры, налоговые и фискальные ведомства. Фактически, в федеральных округах сформированы и действуют полноценные правительства. Никакого сколько-нибудь эффективного механизма контроля из центра за окружными администрациями не предусмотрено. Единственное, что пока удерживает окружные администрации от сползания в откровенный сепаратизм — лояльность лично полпредов лично президенту.

Действительно, сегодня сложно представить себе Дмитрия Козака или Сергея Кириенко в качестве лидеров регионалистских (или, тем более, сепаратистских) движений. Но это сегодня. А что будет завтра, когда авторитет центральной власти упадет окончательно? Аппараты полпредств уже несколько лет выполняют в регионах ту работу, которую по определению должна выполнять администрация президента — роль медиатора и третейского судьи в межрегиональных (или внутрирегиональных) конфликтах. Обиженные региональные группировки едут с жалобами не в Москву (как надо было бы), а в Ростов или в Нижний Новгород — в полпредство. В этих условиях в окружных и региональных администрациях неизбежно возникнет вопрос: "А зачем она нам вообще нужна — эта Москва? Мы отличным образом можем решить все вопросы между собой". Еще пара-тройка сигналов из центра: "Нас не надо бояться, мы не хотим (не можем, боимся — О.П.) перетряхивать губернаторский корпус" — и дружба округов и регионов против Москвы оформится окончательно.

"Окружной регионализм" — гораздо более реальная угроза развала России, чем "губернаторская фронда". Ни один из губернаторов или президентов не станет в здравом уме объявить о выходе своего региона из состава России. Ни одна область, край или республика не в состоянии выжить самостоятельно, вне Российской Федерации. Любому из вновь создаваемых федеральных округов это вполне по силам. Можно не сомневаться в том, что поддержка подобным инициативам со стороны "мирового сообщества" будет оказана незамедлительно. Так что не стоит удивляться, если в ближайшие годы мы услышим о какой-нибудь Сибирской или Дальневосточной Республике или, например, Республике Московия.

И винить в данном случае будет некого, кроме самих себя. Назвался груздем — полезай в кузов; хочешь "достичь единства исполнительной власти в масштабах России" — достигай его сталинскими методами, просто потому, что других нет. Как говорил Марк Алданов (человек, в чрезмерных симпатиях к сталинизму не замеченный): "Диктатуры, основанные на страхе, могут иметь в мире успех — это достаточно показали бы новейшие события, если бы мы не знали этого и раньше. Но полудиктатуры, особенного страха не внушающие, почти неизменно обречены на скорую гибель".

Нынешняя власть особенного страха в регионах не внушает.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram