Британские традиции в России

21-22 февраля состоялась научно-практическая конференция "Британские политические традиции и реформа власти в России". Организаторы конференции  — Посольство Великобритании в Москве, Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС)  и Фонд "Национальный Проект" — ставили своей целью ближе познакомить российских политологов с опытом адаптации государственной службы и политических институтов современной Великобритании, успешно сохраняющей свои политические традиции в быстроменяющемся мире. Британская сторона, в свою очередь, интересовалась тем, как сегодня идет реформа власти в России. Для изучения этой проблемы с Британских островов в Москву высадился самый внушительный за три последних года "десант", состоящий из Депутатов Парламента Великобритании, советников Правительства, политконсультантов и ведущих аналитиков.

В первый день конференции, который проходил в залах Российской академии государственной службы при Президенте РФ, самое пристальное внимание уделялось параллелям развития институтов власти в обеих странах. О многовековой истории контактов русских и британцев  говорилось в приветствии Президента-ректора РАГС Владимира Егорова, а также в основном докладе Замминистра иностранных дел Великобритании, депутата Парламента Великобритании Билла Раммелла — "Парламентская система Великобритании в меняющемся мире". Депутаты Парламента Великобритании от консервативной партии Йан Тэйлор и Дэвид Карри в своих выступлениях на тему "Концепция эффективного парламента" рассказали о практическом опыте работы британских парламентариев и основных направления реформы власти в Великобритании.

Особый интерес зала вызвала существующая система контроля со стороны британского Парламента над деятельностью Правительства, эффективно организованная посредством системы специальных комитетов. В условиях столь негативного старта закона по "монетизации льгот"  особенно наглядно проявилось отсутствие контуров даже номинального контроля со стороны российских законодателей над действиями и предложениями исполнительной власти. Единственное, на что оказалась способна российская власть, — это принудить парламентское большинство к пропагандистской имитации обсуждения правительства в Госдуме или наспех сочинить сценарий фарса вокруг "вотума недоверия". Так что британский опыт окажется весьма кстати в ходе будущей реформы власти в России. Тем более, как почеркнул Михаил Мизулин (РАГС) в своем докладе "Этические основания политики. Традиции России и Великобритании", без надежного фундамента любая реформа власти будет несостоятельна.

В содержательном выступлении Андрея Медушевского (Высшая Школа Экономики, ИМЭМО РАН) на тему "Конституционные преобразования в Великобритании и России: сравнительные параллели" подчеркивалось неожиданное сходство путей трансформации политических систем двух стран. Унитарная Великобритания в последнее время тяготеет к децентрализации своих регионов, а Российская Федерация переходит от избыточной свободы своих составных частей к осознанию необходимости "переучередить Россию".  Касаясь предстоящей конституционной реформы в России, выступающий обратил внимание на возможность использования "скрытых и мета-конституционных возможностей президента" и на тенденцию фактического изменения Основного закона путем перетолкования ключевых статей Конституции. Надеемся, что в скором времени этот текст, как и другие наиболее интересные выступления (например, Сергея Перегудова и Сусанны Пшизовой), будут опубликованы на сайте АПН.

Второй день конференции "Британские политические традиции и реформа власти в России" проходил в стенах Посольства Великобритании в РФ. Заседание открыл г-н Стивен Уордсворт (Stephen Wordsworth), Полномочный Министр Великобритании в РФ, Заместитель главы британской миссии. Тема реформы государственной службы наиболее полно была раскрыта в выступлении Главы аппарата советников Премьер Министра Великобритании Майкла Барбера, который рассказал собравшимся о "Кодексе поведения государственных служащих". В его выступлении о роли британской государственной службы, эффективно работающей при смене партийных правительств, был фактически поставлен знак равенства между понятиями "эффективная" и "аполитичная". Этот проверенный временем принцип резко контрастирует с декларируемым российской "партией власти" огрнабором в свои партийные ряды наибольшего числа бюрократов, особенно из высших эшелонов управления.

Эта разница в подходах была особо подчеркнута политконсультантом Дэвидом Кларк, советником экс-Министра иностранных дел Великобритании Робина Кука. В докладе "Специальные советники Правительства Великобритании" он рассказал о роли и месте британских политических консультантов, занимающихся исполнением и важной технической работой по подготовке принятия политических решений. В отличие от своих российских колег, политические консультанты в Великобритании не претендуют на роль "коллективных Распутиных" и практически не участвуют в проведении избирательных компаний, тем более, как шекспировские персонажи.

О путях модернизации партийно-политической системы обеих стран говорилось в ярких выступлениях Алексея Громыко из Центра британских исследований Института Европы РАН и известного аналитика Бобо Ло из Департамента России и Евразии, Королевского Института Международных отношений. Доктор Бобо Ло — автор книги "Владимир Путин и эволюция российской внешней политики" - выступил с обстоятельным докладом "Реформы Владимира Путина. Взгляд из Лондона". Ведущий специалист по России довольно жестко критиковал российские власти за слабую приверженность идеи "прав человека" и недосточную "прозрачность" действий власти.

Из этого выступления и ответов британских парламентариев на многочисленные вопросы в дискуссии стало окончательно ясно, что на Западе сложилось однозначное неприятие "третьего срока мистера Путина" в любом виде, будь то продление президентских полономочий или гипотетическая должность сильного премьера. В своей реплике депутат Парламента Великобритании Йан Тэйлор (Ian Taylor) даже предложил собравшимся "вместе подыскать господину Путину другую престижную работу". Как уже отмечали эксперты ИНС, пакет косметических поправок, проведенных через управляемое Федеральное собрание, только усугубят растущий дефицит легитимности власти. Похоже, что такая "ручная настройка" Конституции однозначно будет воспринята международным сообществом как "узурпация власти" или как "конституционный переворот".

Сегодня политический режим, выросший в рамках ельцинской Конституции, переживает системный кризис, связанный с проблемой передачи власти преемнику действующего Президента. Этот кризис не может быть разрешен на уровне авральных политтехнологических кампаний или путем проведения конституционных поправок через управляемое Федеральное собрание. Пути выхода из системного тупика были намечены в докладе Юрия Солозобова ("Россия в пост-имперский период: применим ли пост-колониальный опыт Великобритании"), представлявшего Фонд "Национальный проект". Выступающий показал, что сама способность усиления России и ее будущая притягательность зависят от такого фактора, как внутреннее состояние ее постимперского ядра. Реакция зала на этот тезис продемонстрировала, что осознание опасности дальнейшего раскола России и необходимость интеграции новой постимперской элиты, ответственной за общественное Целое, все больше и больше охватывают значительную часть российского политического класса.

Его Превосходительство Посол Великобритании в РФ Энтони Брентон (Anthony R Brenton), закрывая конференцию, сердечно поблагодарил участников и организаторов российско-британской конференции и назвал ее работу весьма успешной. Посол Великобритании выразил также удовлетворение обменом научно-практическим опытом со стороны как британских, так и российских специалистов и призвал продолжить в будушем эти взаимополезные контакты.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram