Коронавирус: футурология искусственных сред

Пандемия коронавируса — один из этапов появления нового мира, о появлении которого я уже неоднократно писал. Тяжелые последствия болезни для мировой экономики, значимость уровня социальной дисциплины либо её отсутствия в разных странах уже налицо.

Но общим экономическим спадом влияние пандемии не ограничиваются. Например, она делает очень актуальным социальное взаимодействие, исключающее личное общение между людьми. От бесконтактного обмена жизненно необходимыми товарами и услугами до  онлайн- посещения оперы. Особенно в случае, если коронавирус и подобные ему новые инфекции станут сезонными.

Всем известно, что подобные тренды существуют уже давно, только с началом пандемии коронавируса их развитие усилилось. Такая ситуация открывает несколько новых путей развития для разных человеческих сообществ.

Например, резкое снижение популярности и значимости массового туризма, тревелинга и некоторых других «икон потребления» конца XX - начала XXI вв.. Значимей может стать качественное «онлайн-посещение» чего-либо, которое, даже платное, будет значительно дешевле и доступнее. Это особенно важно в условиях нестабильности мировой экономики. А если ещё в стоимость подписки добавить возможность удалённой покупки сувениров, блюд национальной кухни и пр.?

В таких условиях громоздкая инфраструктура перемещения по миру и пребывания в разных его точках может оказаться невостребованной. Тем более, что различные меры по профилактике заразных болезней может сделать её ещё более дорогой.

На её место может прийти инфраструктура создания вокруг человека или малой группы людей замкнутой микросреды, соответствующей их желаниям и потребностям. Микросреды, максимально независимой от их географической локализации. Включающей в себя и набор впечатлений, питание, и микроклимат, и защищённость от вредных воздействий, и уклад жизни.

Что особенно важно в условиях роста популярности удалённой занятости одновременно с необходимостью активно перемещаться, иногда с континента на континент, высокооплачиваемым специалистам в разных областях.

В общем, что-то вроде личных апартаментов в оффшаре, описанных в пелевинском «Snuff».

При этом, разумеется, такая микросреда может быть в разной степени автономной и дорогой, полной или частичной, постоянной и временной, создаваемой полностью на заказ или усилиями самих пользователей, коллективной либо индивидуальной. От онлайн-трансляций с доставкой пиццы до передвижного производственно-жилого модуля, подобного космической станции.

В результате люди могут оказаться как полностью зависимыми от создателей комфортной среды, так и наоборот, стать независимыми от многих аспектов внешней реальности.

В первом случае может возникнуть небывалое по степени контроля над человеком тоталитарное общество. Например, с помощью искусственного интеллекта создающий и поддерживающий искусственную среду может получить абсолютный контроль за её пользователями, возможность фактически управлять ими в режиме реального времени как вещью. Это уже внегуманистическое общество (если таковое вообще можно назвать обществом).

Но, вероятнее всего, жизнь разных людей пойдёт разными путями. Многое будет зависеть от того, насколько люди будут самостоятельно формировать нужную им микросреду.

Использовать искусственный интеллект и усовершенствованные им возможности для бесконтактного взаимодействия можно по-разному. Например, с его помощью очень далёкие во разных смыслах слова  друг от друга люди могут организовывать регулярный обмен ценными услугами, избегая многих трудностей во взаимодействии, характерных для межличностного общения. Искусственный интеллект может участвовать в координировании деятельности коллективов выживания, выстраивания их сетей. Особенно тогда, когда от взаимодействия людей друг с другом «может стать только хуже».

Тем более, что в некоторых случаях искусственный интеллект может обеспечить гораздо более последовательное выполнение буквы закона, нравственных принципов, принципов целесообразности и их взаимное согласование, чем это могут сделать люди. Особенно если у них ослаблены внеличностные социальные регуляторы. Одновременно деятельность искусственного интеллекта, в принципе, легче регулировать, чем деятельность людей.

Конечно, регулировать будут люди, которых самих придётся регулировать. Да и чрезмерное расширение функций ИИ может быть опасным - люди могут утратить способность самостоятельно делать некоторые вещи, принимать решения.

Но человек никогда не создавал ничего идеального, и любые ответы на вызовы сами порождают новые вызовы. Но сейчас новые вызовы появляются и ответы на них также быстро «обрастают» побочными эффектами.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram