СССР без красоты

Два понятия правят миром, — это «справедливость» и «красота».

Чтобы не происходило в истории, человечество в целом идет к миру справедливости и красоты. Ибо тяга к справедливости и красоте заложена в самой природе человеческой.

Человеческое общество должно быть справедливым по одной простой причине — люди изначально понимают, что они равны. Это заложено в их подсознании. Человеческое общество взбесилось сравнительно недавно. Распри и войны раздирают человечество только последние несколько тысяч лет. И в эти тысячелетия зарождались всякие представления о неравенстве людей. Тут тебе и касты, тут тебе и рабство, тут тебе и феодальные представления об изначальном неравенстве.

Но даже во все эти времена существуют представления о Боге, перед которым все равны. И всегда существовали социальные идеи, которые говорили о равенстве всех людей.

Нужно учитывать, что мы говорим о мире мужском, патриархальном. О мире, в котором было тесно, не хватало ресурсов, выживали те, кто получали эти ресурсы. Отсюда борьба, отсюда культ воинов, т.е. тех людей, которые могут защитить. Феодализм весь построен на культе воина.

Но в женской части человечества культ справедливости и равенства никак не страдал и не менялся в зависимости от того, какое тысячелетие было на пороге. Каждая женщина внутри себя знала и знает, что она уникальна, что лично она рождена для счастья, что вся вселенная существует, чтобы она была счастлива.

Равенство «по-женски» означает право каждой женщины на счастье. Точно такое же право на счастье женщина оставляет и мужчине.

Другое дело, что мужчина не ставит себе цели — быть счастливым. Мужчина существо социальное, и если мужчина задумывается о счастье, то сразу же думает, как осчастливить всех. Истоки почти всех религий и идеологий в том, как сделать этом мир счастливым. Мужское счастье в выполнении долга и в вере.

И не нужно быть уж очень наблюдательным, чтобы увидеть, что последние две тысячи лет мужской европейский мир принимает идеи равенства. Сначала — это христианство, потом ожившие оккультные представления о равенстве всех без Бога. Европейская идеология общества равенства — это идеология демократии, где место Бога занимает нация, и это идеология социализма.

Так что наивно сводить идеологию европейского социализма к двум радикальным писакам — Марксу и Энгельсу.

* * *

Вторая, после стремления к равенству, составляющая вечных стремлений человека — это красота.

Что такое красота — объяснить невозможно. Но стремление человека к красоте, к гармонии — это стремление всеобщее. Человек ищет красоту везде: ему хочется жить в красивом доме, ему хочется обладать красивым оружием, ему нужен красивый конь. Человек создает музыку и танцы, красота которых необъяснима, но понятна.

Для мужчины красота заключена в «правде», а для женщины красоте «правда» не нужна, можно обойтись и иллюзией.

Человек стремиться к красоте в математических формулах, конструкторы говорят, что некрасивый самолет не может хорошо летать.

А что человечество устроило из полового влечения? Сам акт так же прост как и у животных. Всех и делов! Но ведь отношения людей в этой сфере безумно усложнены. Потому, что люди стремятся не просто к акту, а красоте. Вся мировая культура пропитана эротикой. Простой акт близости ради продолжения рода, люди превратили в движение к красоте.

На основе банального совокупления созданы целые философские и религиозные концепции.

* * *

Советский проект имел колоссальный успех в мире, и отчасти имел успех в самой России, за счет того, что в нем изначально вроде бы сочеталось стремление к справедливости и стремление к красоте. Большевикам никогда бы не удалось бы заполучить и то ограниченное число союзников, которое они получили, если бы не их убежденность в том, что они строят новое общество, где все будут счастливы.

Сами они, с их повадками не очень походили на тех, кто знает пути к счастью. Они говорили: да, мы убиваем, и будем убивать, в том числе убивать совершенно невиновных. Мы строим концлагеря, мы решаем за людей, как им жить и что им думать. Но делаем мы это во имя блага всех народов на земле, во имя счастливого будущего всего человечества.

На убийствах и крови счастье для людей построить нельзя. Это аксиома.

Но все-таки среди большевиков было достаточное количество фанатиков, которые заражали молодежь в своем неистовом стремлении исправить этот плохой и неправильный мир и сделать его правильным.

Но то, что из авантюры Ульянова ничего путного не выйдет, изначально понимали все его продвинутые соратники, потому и сопротивлялись социалистической революции в одной стране. Хотя потом и они стали получать кайф от безграничной власти над людьми, над их умами и жизнями.

Какой порок был заложен в конструкции СССР? Это — существование государства. Там где есть государство, равенства быть не может. Если нельзя обойтись без государства, то не следует говорить об обществе равных возможностей. Это понимали европейские и русские революционеры всех поколений. Диктатура пролетариата Маркса — это короткий по времени промежуток, потом государство должно было быстро отмереть. И вот тогда и будет социализм и коммунизм.

А как может отмереть государство, если «диктатура пролетариата», а точнее диктатура ВКП (б), победила в одной стране? Как можно обойтись без государства во «враждебном окружении»?

И заметьте, у Маркса все «по науке». Пролетариат растет в численности, достигает 80% населения в развитых странах мира, власть и собственность переходят к нему. Но не нельзя же 80% населения этих стран сделать собственниками? Где наберешься на всех фабрик и заводов? Значит, они объективно будут вынуждены перейти к коллективной собственности. Класс буржуазии в этом случае исчезает, а если нет антагонистических классов, то и государство отомрет за ненадобностью, ибо людям делить будет нечего. Все они будут собственниками и работниками одновременно.

Наивно это, конечно, но на уровне схемы логично. Ведь, в самом деле, нет ничего вечного на земле, и капитализму рано или поздно придет конец. Вот юный «идеолог» партии Бухарин в письме пытливо спрашивает Ильича, что раз смена формаций неизбежна, то она может произойти и мирным путем? Ильич, отвечает, что, конечно, произойдет, но это слишком долгий путь. Вот он нам сердечный, и скоротал дорожку к равенству и счастью.

Почему не может быть социализма, если есть государство? Да потому, что государство — это власть. Обладающий властью не может быть равен тем, кто этой властью не обладает. Государство выстраивает людей в иерархию, государство создает пирамиду власти, где нижестоящие зависят от вышестоящих. Какое же это общество социального равенства, какой же это социализм?

Недаром Бакунин отреагировал на желание Маркса оставить, пусть и на время новое государство, следующим образом. Он написал, что «марксов социализм приведет к созданию элиты еще более жестокой, чем элита буржуазного государства». Что у нас и случилось. Элита буржуазных государство не расстреливала своих соотечественников миллионами.

Итак, социализма у нас не было. А что было? Западные философы назвали строй, который господствовал в СССР, «варварской формой капитализма». В самом деле, равенства не было, но уничтожение и жесточайшее отношение к людям, было. Ну какой капиталист мог посадить рабочего за опоздание на работу в тюрьму? А родная советская власть вполне могла. Массовый характер это не носило, кто работать тогда будет? Но для примера с некоторыми пролетариями расправлялись жестоко.

Но я бы назвал поздний СССР, не варварской разновидностью капитализма, а номенклатурным социализмом, который потом плавно перерос в нынешний номенклатурный капитализм. Вот наш нынешний номенклатурный капитализм на фоне западных обществ, и являет собой «варварскую разновидность капитализма».

Отсутствие справедливости в СССР был основной темой для разговора на кухнях. И отнюдь не только в брежневское время. Заявленной большевиками справедливости не хватало всегда. В двадцатые годы был обычный капитализм и социальное государство. А в тридцатые годы, во времена, когда министров и прочих начальников расстреливали пачками, и вроде бы «справедливость» торжествовала, появилась поговорка: «У него блат выше Совнаркома».

При Сталине не только высшая номенклатура имела личную прислугу, но и средняя номенклатура ее имела. Роскошно, по-барски, жили и некоторые деятели культуры. Режиссер Наумов вспоминал, как они с другим режиссером, Аловым, попали в 50-е годы в квартиру известного режиссера и одного из руководителей советского кино Пырьева, и ахнули от роскоши.

На что Пырьев философски сказал: «Все мы стоим в очереди к коммунизму, но одни в этой очереди ближе к коммунизму, а другие дальше».

Та степень равенства, которая была в СССР, достигалась не за счет богатства, а за счет бедности. Большинство было равно в бедности.

Меня всегда удивляло в юности и молодости, что советские пропагандисты достижения СССР в 70-е годы продолжали сравнивать с 1913 годом. Я думал, что они это делают по дурости. Отнюдь.

* * *

Сейчас я обнародую кой-какие данные по 1913 году, только фанатов СССР прошу эти цифры не читать. Из-за вас, чудаков, я и так перестал смотреть коменты, а уж после опубликования этих данных я даже краснею при мысли, что вы там напишите. Краснею за вас, сторонников самого передового на земле марксистско-ленинского учения.

Ну, помолясь, приступим. Цитирую по учебнику « Новейшая отечественная история», «Владос», м., 2004.

Средняя заработная плата рабочего в 1913 году составляла почти 22 рубля. От 18 рублей у текстильщиков до 50 рублей у металлистов.

Много это или мало? Посмотрим на цены:

хлеб черный (кг) — 5 копеек,

хлеб белый (кг) 12 копеек,

мука (рисовая, пшеничная) (кг) — 6-7 копеек.

Внимание!!! Основная еда при социализме примерно до 1960 года, картофель (кг) — 2 копейки.

Молоко (1л) — 8 копеек.

Говядина (кг) — 50 копеек.

Колбаса варенная (кг) — 35 копеек.

Масло растительное (1л) — 32 копейки.

Водка (1л) — 30 копеек.

Ботинки мужские — 3 рубля.

Сапоги — 7 рублей.

Полушубок — 15 рублей.

Визит к врачу — 20 копеек.

Билет в кино — 18-20 копеек.

Плата за обучение ребенка в школе (в месяц) — 2 рубля.

Билет в Большой театр — 32 копейки.

Цены на жилье: «угол» можно было снять за рубль в месяц, комнату от 3 рублей. Аренда квартиры стоила 20 копеек за квадратный метр.

Т.е. рабочий-металлист мог жить как барин. Профессор получал 170-250 рублей в месяц, имел бесплатную многокомнатную квартиру и бесплатный «выезд». 23% людей интеллигентного труда имели заработную плату 100-160 рублей в месяц.

Для рабочих по закону воскресение был нерабочим днем, помимо этого в год было 17 праздничных нерабочих дней. Реально рабочий год состоял из 275 рабочих дней. Для сравнения в США — 305 дней.

Скажут: а крестьяне? Середняк, а их было большинство, имел 1-2 лошади, 1-3 коровы. Можно быть голодным в семье, в которой две коровы? Правильный ответ — нельзя. Интересно, что по денежным доходам середняки уступали беднякам, потому что те жили «промыслом и наймами»

Матерь Божья, представьте, у среднего колхозника в сталинской деревне — три коровы!

Теперь уж к слову, о преобладании западного капитала в России. Ибо советские, истеричные персонажи просто этим достали.

Во-первых, ввоз в Россию иностранного капитала — это благо, с нуля создавали на пустом месте не просто новые заводы, а новые отрасли производства с самым современным оборудованием. Во-вторых, к 1913 году русский капитал при поддержке государства стал вытеснять иностранный. Уже в 1908 году общая сумма отечественного капитала в акционерных компаниях составила 1795 млн. рублей, против 1187 млн. руб. иностранных вложений.

Но что интересно, «огромный спрос на инвестиции в 1909-1913 годах был в основном удовлетворен за счет внутреннего денежного рынка». Т.е. русский капитал уже давил иноземцев, как хотел, а это было только начало.

А теперь мы будем все-таки советскими людьми до конца и переведем средний заработок русского пролетария на поллитры. Я не силен в математике, но у меня получилось около 150 бутылок. На эти же деньги можно было купить 1100 кг. картошки. Или около 70 килограммов вареной колбасы.

Скажут, что рабочему нужно кормить семью, что в семье было много детей. Но все больше становился востребованным и женский труд в городе. Было немало семей, где работали и муж и жена.

Да, жизнь у большинства простого народа в 1913 году была не сахар. Но ведь потом она была еще хуже.

Как не считай, а уровня жизни 1913 года по ценам на продукты питания и комфорту жилья, даже с учетом строительства хрущеб, в СССР едва-едва достигли в конце 1960-х годов. Именно тогда страна вылезла из бараков и начала вылезать из комуналок.

Так на хрена козе баян, она и так веселая? За что боролись коммунисты? Если вы со своими ГУЛАГАми, «сталинами» и «бериями», со своими пятилетками и ударным трудом достигли уровня 1913 года через 50(!) лет упорных боев за коммунизм?

Вожди СССР видно эту статистику знали очень хорошо. Не зря все с 1913 годом соревновались.

***

На отсутствие справедливости в СССР роптали все больше и больше. Типичный анекдот 70-х годов: «Плывет семга, ей встречается хек. Она говорит: «Здравствуй, любимец народа». А хек: «Плыви-плыви, проститутка райкомовская».

Но ведь в позднем СССР отсутствовала и красота. Если 20-е годы — это поиск нового, это эксперименты во всех сферах жизни, если в сталинские годы — это Большой стиль империи, то во времена Хрущева-Брежнева все серенькое. И отсутствие красоты, пожалуй, давило на людей даже больше, чем пустые прилавки.

Кстати, все это советское нытье на плохую жизнь, все-таки сводилось больше к разного рода неудобствам, нежели вызывалось низким уровнем жизни.

Например. Доставали бесконечные очереди: советский человек жил в очередях. Это был типично советский маразм — как есть какой-то, наверное, типично американский. Меня в детстве часто посылали за молоком, я ужасно не любил ходить туда. Всегда огромная очередь. При этом в молочном отделе одна продавщица, я в других отделах магазина еще три продавщицы стоят, спят. Ну стали бы втроем и продали это молоко. Нет: пусть люди терпят и томятся. Или продавать молоко не в одном магазине, а в нескольких, были ведь еще какие-то палатки.

Были все эти дурацкие «дефициты», типа бананов. В мире этих бананов завались, и стоят они дешево. А в СССР за ними давились. Маленькая племянница моей жены, по этому поводу так сказала: «Я за бананы и папу продам, и маму продам». Наверное, пошутила.

Быт — это жизнь человека. Вожди СССР этого не понимали.

И эта дикая архитектура, эти серые коробки домов. Хрущёбы — это те же бараки, по сути. Я имею в виду архитектуру.

И вся страна такая.

В детстве я не понимал, зачем строили церкви? Сначала я думал, что там живут попы. Но выяснилось, что батюшки живут в домах рядом с церковью. Тогда зачем такой перевод денег? Зачем эти огромные каменные дома, в которых никто не живет, и только иногда в эти дома приходят люди и молятся?

И только став взрослым, я понял, что храмы — это красота. Что люди отдавали деньги на красоту. Удивительно, как вписываются в пейзажи старые храмы. Они становились как бы частью природы, и организовывают пространство вокруг себя. Место, где есть храм, уже красивое.

Большевики сознательно уничтожали русский национальный мир, во всяком случае, до середины 30-х годов.

Герой поэмы Сергея Есенина еврей Чекистов говорит, обращаясь к тогдашнему русскому россиянину:

Я ругаюсь и буду упорно

Проклинать вас хоть тысячу лет,

Потому что… Потому что хочу в уборную

А уборных в России нет.

Странный и смешной вы народ!

Жили весь век свой нищими

И строили храмы Божии.

Да я б их давным-давно

Перестроил в места отхожие.

Ха-ха! Что скажешь, Замарашкин? Ну?

Или тебе обидно,

Что ругают твою страну?

Бедный, бедный Замарашкин…

Храмы разрушили. Ну ладно бы места отхожие были у них нормальные, а то ведь жуть.

Или потрясение Наполеона перед красотой Москвы. «Москва златоглавая» В том городе постоянно был праздник. С приходом коммунистов праздник исчез. Осталась только работа. Работа, пятилетку в четыре года.

Какой-то серб вспоминал те годы и сказал, что у нас тоже был социализм, но у нас хоть море было и коньяк.

И вот в этом сером городе ходил серые люди, часто пьяные.

Кстати уж про югославов. Мне рассказывала однокурсница, как к ним приехали югославы, а мать однокурсницы была учительница и на выделенном автобусе повезла этих маленьких югославов по Москве на экскурсию. И тут эти дети увидели валявшего на улице пьяного, потом второго мужика, который шел, шатаясь из стороны в сторону.

И они уже стали смотреть не на красоты Москвы, а высматривали пьяных. У них игра такая началась. Увидят и сразу кричат: «пяный, пяный», и все сразу смотреть к окну.

В других странах, может быть, пили еще больше. Но советские города были именно те города, где можно было взять и упасть посреди улицы. Как Божий храм естественно вписывался в природу, так валявшийся пьяница, естественно вписывался в это советское пространство.

Почему развалился СССР? Да надоело все это… Не может жить страна, в которой нет красоты, как не может хорошо летать самолет, в котором нет красоты.

Ленинский социализм был, видимо, с самого начала эстетически отвратителен. Александр Блок, сначала пламенный сторонник большевиков, зафиксировал для себя в дневнике, что на улице перестали попадаться красивые люди. Вот были красивые люди, а потом исчезли.

А я помню мрачную и злую Москву 1991 года.

Я пришел брать интервью у скульптора Клыкова. У него была огромная мастерская, с виду небольшой особнячок в центре Москвы, а вниз она еще уходила этажа на три, где мастер и мог делать свои скульптуры.

Я обратил внимание на небольшую скульптуру, которая называлась «Материнство». На плече у роскошной, молодой женщины сидел зачем-то малыш. Я спросил, как это мастера угораздило к безумно чувственной женщине (я даже не понимаю, как это можно было передать в камне) подсадить ребенка. Уж если «материнство», то женщина должна быть другой.

Клыков засмеялся и сказал, что это все шло от натурщицы, что это его дипломная работа. И что в его жизни только раз попалась такая натурщица, а он что увидел, то и сваял.

К слову, женщины здорово выручают любой режим. Хоть тебе Хаммурапи, хоть Тамерлан, хоть Иван Грозный, хоть Сталин — а женщины все равно красивые.

И советские женщины иногда давали прикурить, не отставали от мировой моды, то юбки короткие наденут, но наоборот. Одно время носили длинные, «по земле», из легкой, цветной ткани. Сразу праздник на улицах. Но вообще-то и советские девушки нас особо не баловали. Не было у них такой возможности. Белая блузка, черная юбка, или джинсы и кофта по бедрам.

Зато они были верные.

Так вот возвращаясь к разговору с Клыковым о «красивых людях». Он сказал, что действительно очень мало красивых людей на улицах. Один раз увидел красивого пожилого человека на улице, с седой бородой, подошел познакомиться, а это оказался граф из рода Толстых.

В конце беседы Клыков с уверенностью фанатика заявил, между прочим, что Россия сможет ожить только, когда зароют тело Ленина и снимут звезды с Кремля. Он видел в этих символах — в Мавзолее и пятиконечных масонских звездах над Кремлем — нечто сатанинское.

Не думаю, что скульптор был уж совсем не прав. СССР и сейчас живее всех живых, он живет в безнациональной РФ, которая поклоняется чему угодно, но не русскому народу.

***

Начиная с 1917 года народ жил в постоянном ожидании чего-то. Но вот чего? В 1991 году приехала в нашу страну известная на весь мир женщина-йог, была она из русских эмигранток. Она сказала о тогдашней России: «Все чего-то ждут, а чего — не понятно».

Очень точное наблюдение. Это было всегдашнее состояние советских людей. Все временно, все наспех. Куда-то все спешили. Тут не до красоты.

Как выглядел, к примеру, наш поселок?

В центре его пролегал овраг, и была прекрасная березовая роща. Здесь же были красные, уродливые «казармы», стояла огромная баня, похожая на крематорий. На берегу оврага построили мрачную «стекляшку», кафе «Березка». Но с чувством юмора у кого-то из начальников было нормально, и скоро это кафе переименовали в закусочную «Ветерок».

Житель поселка шел в баню, а выходя из бани, помня завет Петра I — «после бани продай подштанники, но выпей» — шли в «Ветерок». Потом многие выходили из «Ветерка» и падали, и живописно лежали на берегу оврага.

Была даже такая байка, якобы бард Высоцкий посетил наш поселок, посмотрел на казармы, на баню, на рощу, на «Ветерок» и овраг, со спящими там, и резюмировал: «Это самое русское место».

О нет. Это было самое советское место.

На овраг в самом центре поселка никто не обращал внимания. У власти были другие дела, нужно чтобы заводы и фабрика выполнили план, нужно построить детский сад и новые квартиры для рабочих, и прочее и прочее…

Огромные средства вкладывались советской властью в капитальное строительство. Нам было по плечу перекрыть Ангару и пробить туннели для БАМа, но в поселках по всей России, в течение десятилетий никому не приходило в голову засыпать овраги, хотя щебня и песка, земли и прочего кругом было навалом и стоило это тогда копейки.

Мне было 17 лет, когда проехал на поезде от Москвы до Киева. Россия выглядела, как после татаро-монгольского нашествия. Ощущение запущенности, заброшенности, не ухоженности давили на психику.

Кухаркины дети, стоявшие тогда у власти, понятия не имеют о гармонии. Не понимали они того, что не может вырасти счастливым человек, если вокруг него нет красоты.

Сталин в нищей Москве возводил прекрасные дома, он понимал, что не хлебом единым жив человек.

А в современной мне России люди жили так, словно в любой момент они могли все бросить и уехать на новое место. Словно им ничего не было дорого в их родном доме.

В моем поселке десятилетия после войны не могли до конца восстановить разрушенный клуб. Это был на самом деле культурный центр поселка. Там кроме кинотеатра была библиотека, детские кружки. И в то же время ржавел бывший купол здания, торчал железный каркас, как он торчал сразу после обстрела в 1941 году.

Вот и тосковала человеческая душа по красоте, по какому-то иному миру.

Но самое интересное, что мы-то были готовы все равно жить в СССР, это была наша родина, мы были патриотами этой страны, но вот тем, которые это все нам построили, вдруг, самим опротивел СССР.

Они сами захотели в «цивилизованный мир». Они, в отличие, от нынешних самопальных марксистов прекрасно понимали, что марксизм, это западная идеология. И на Западе тоже прекрасно понимали, что СССР это Западный проект. Только проект не очень удачный.

Западные интеллектуалы прекрасно понимали, что русские патриоты служат России, а советские марксисты западной идее. Вот что писал один из самых известных западных политологов Сэмюэль Хантингтон:

«Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание. Но Россия традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом. И если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как россияне, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебными».

Перечитайте Александра Николаевича Яковлева, сколько в его книгах ненависти (сквозь зубы) именно к России и русским. Все у нас в истории не как у людей, т.е. не так, как в Европе. Очень похоже на жалобы русского западника XIX века. Настоящие марксисты, знавшие Маркса и Ленина, следовавшие им, всегда были западниками.

Вот в 1986 году советские марксисты в руководстве КПСС сочли свой проект не очень успешным и совершенно сознательно пошли на объединение с Западом. Ибо, хоть проекты были и похожими, но сортиры на Западе оказались более комфортными — уж не говоря про все прочее.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter