Меры доверия спасут Азию

Грузинский кризис показал всю сложность, присутствующую в отношениях между постсоветскими странами.

Это обстоятельство ставит в повестку дня поиск новых, более эффективных политических инструментов. Нынешняя международная политика не обходится без переговоров, и даже в условиях конфронтации все равно нужна переговорная площадка, где бы конфликтующие стороны могли бы встретиться и обменяться упреками.

На первый взгляд, таких инструментов нет. Но, тем не менее, возможности для преодоления кризиса в отношениях все еще существуют.

Казахстан с первых же лет своей независимости приступил к созданию новых политических инструментов, принципиально несоветского типа, с широким кругом участников и масштабной программой действий. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был инициатором создания СВМДА — еще в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН он выдвинул идею о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Теперь СВМДА — крупный международный форум, работа которого направлена на создание эффективной системы по обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии. Оно насчитывает в своих рядах более 20 государств-членов и десять наблюдателей из числа государств и международных организаций.

Жизнеспособность и значение этого международного форума подтверждает и тот факт, что во время нынешней встречи к нему присоединились три новых участника: новыми членами Совещания стали Хашимитское Королевство Иордания и Объединенные Арабские Эмираты, Катар подключился к работе СВМДА в качестве наблюдателя.

Председателем организации является Казахстан, который будет выполнять эти функции до 2010 года. По мнению Нурсултана Назарбаева, кандидатом на пост председателя может стать Турецкая Республика, как один из наиболее активных участников СВМДА.

Главным инструментом СВДМА является Каталог мер доверия СВМДА, был принят на второй встрече СМИД СВМДА 22 октября 2004 года в Алматы. Документ охватывает военно-политическое, экономическое, экологическое и человеческое измерения, а также вопросы противодействия новым вызовам и угрозам. В рамках Каталога определены меры доверия по следующим пяти основным измерениям: экономическое; экологическое; гуманитарное; военно-политическое; борьбы с новыми вызовами и угрозами.

Четкое перечисление сфер, в которых развивается доверие, позволяет перевести достижение целей организации с уровня общих деклараций на конкретный, обсуждаемый в переговорах, уровень. Переход к конкретным действиям уже состоялся. Принятый в марте 2007 года в Бангкоке рабочий документ «Кооперативный подход к реализации мер доверия СВМДА» ознаменовал собой этот переход к практическому осуществлению странами-участницами конкретных мер по сближению и укреплению доверия в вышеуказанных направлениях.

В рамках СВДМА сложился новый механизм — отдельные проекты по реализации мер доверия. Семь государств-членов выразили готовность действовать в качестве координаторов: Азербайджан — в сфере развития безопасных и эффективных систем транспортных коридоров; Иран — вопросы контроля над наркотиками и вопросы национального управления чрезвычайными ситуациями; Казахстан — в гуманитарном аспекте; Республика Корея — сотрудничество в области IT и энергетической безопасности; Россия — сотрудничество в экономическом аспекте; Таджикистан — сотрудничество в области туризма; Турция — в области новых вызовов и угроз.

25 августа 2008 года, в Алматы состоялась третья встреча министров иностранных дел государств-членов Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В ней приняли участие представители внешнеполитических ведомств Азербайджана, Афганистана, Египта, Израиля, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Монголии, Пакистана, Палестины, России, Таджикистана, Таиланда, Турции и Узбекистана.

«Используя все возможности коллективной дипломатии необходимо направить все усилия на борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком и незаконной миграцией. Для этого целесообразно начать практическую работу по развитию и укреплению сотрудничества в военно-политическом измерении, которое в перспективе должно стать одним из важнейших направлений Каталога мер доверия», — сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на министерской встрече СВМДА.

Повестка дня 3-го саммита СВМДА была определена задолго до грузинского кризиса, и этот саммит нельзя считать реакцией СВДМА на произошедшие события.

Потому основными вопросами стали длительные конфликты и напряженность в странах Азии: Афганистане, Ираке, Северной Корее, Иране. Так, по мнению Нурсултана Назарбаева: «сегодня необходимо предпринять все усилия по скорейшему переходу Афганистана к мирной жизни и по восстановлению разрушенной экономики». Он призвал дипломатов помнить о судьбе многострадального Ирака, выразил уверенность в достижении мира на Ближнем Востоке.

Особо он подчеркнул, что как Глава государства, добровольно отказавшегося от собственного ядерного оружия, направит все усилия на осуществление политики ядерного разоружения. Это тем более важно для СВМДА, поскольку в регионе идут шестисторонние переговоры с Северной Кореей по свертыванию ядерной программы этой страны. На очереди ситуация вокруг ядерной программы Ирана, которую, как подчеркнул Президент РК, «необходимо решать только дипломатическими методами».

Но при этом нельзя было не высказаться на тему недавно вспыхнувших конфликтов.

Назарбаев констатировал, что в последнее время «государства в своих противоречиях с другими странами все чаще используют силовые методы, радикальную риторику, усиливая взаимное недоверие и напряженность» и напомнил в этой связи слова Гегеля о том, что: «история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».

Эта тенденция расширения использования силовых методов за последние несколько лет охватила многие страны Азии: Ирак (с 2003 года), Афганистан (в котором с 2007 года началось нарастание боевых действий), Ливан (2007 год). Сюда же можно отнести многолетнюю напряженность и угрозу войны в Иране, угрозу вооруженного конфликта между Пакистаном и США.

К сожалению, Россия и Грузия тоже внесли свой вклад в развитие этой тенденции, резко повысив планку конфликтной ситуации в Южной Осетии.

Как заявил Н.Назарбаев на саммите СВДМА, попытка силового решения конфликта привела к гибели мирных жителей Южной Осетии и Грузии, а также российских миротворцев. Это серьезно ухудшило возможность политико-правового решения этого этнотерриториального конфликта, последствия которого непредсказуемы не только для Кавказского региона, и затрагивают даже страны, которые прямо не вовлечены в конфликт на Южном Кавказе.

В итоговой Декларации встречи зафиксированы согласованные подходы государств-членов к вопросам формирования современного многополярного мироустройства на основе верховенства международного права при центральной роли ООН. Подчеркнута недопустимость попыток обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других государств-членов. Особое внимание было уделено практической реализации наработанных ранее в рамках СВМДА мер доверия между государствами-членами, наращиванию совместных усилий по борьбе с угрозами терроризма и наркотрафика, исходящими с территории Афганистана.

СВДМА, со своим взвешенным подходом к рассмотрению сложных вопросов и нацеленная на развитие доверия, в перспективе может стать влиятельной международной организацией, подходящей для решения кризисных и конфликтных ситуаций, которые стали опоясывать азиатскую часть Евразии.

Конечно, вольно всякому сомневаться в возможности дипломатического разрешения многочисленных конфликтных ситуаций. Но все равно, такие попытки делать необходимо, и для этого нужны работоспособные международные организации.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram