Приложение 3. Участие ОАО "Газпром" в газотранспортных системах стран СНГ

В основе реакции основных транзитных стран на политику "Газпрома" лежит стремление как можно быстрее избавиться от зависимости от российского газа. Каждая страна делает это разными способами. Грузия и Украина — путем строительства новых газопроводов и транспортировки газа из Турции, Закавказья и Ирана. Беларусь — путем диверсификации топливного баланса. Все три страны стремятся уменьшить возможность контроля "Газпрома" над газотранспортной системой.

ОАО "Газпром" осуществляет эксплуатацию российской Единой системы газопроводов (ЕСГ) и имеет участие в газотранспортных системах ряда стран СНГ и Восточной Европы.

Участие это складывается из двух составляющих. В одних случаях "Газпром" участвует в капитале газотранспортных компаний и является совладельцем газотранспортной системы, в других — имеет долгосрочные договоры с национальными газотранспортными компаниями.

Основные параметры газотранспортной системы стран СНГ

Наибольшей газотранспортной системой обладает Украина. В состав ее газотранспортного комплекса входит 36 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км газопроводов большого диаметра, 79 компрессорных станций, 13 подземных газохранилищ. Мощность транспортировки составляют 290 млрд. кубометров газа на входе, 170 млрд. кубометров на выходе. Газотранспортная система Украины принадлежит ДК "Укртрансгаз", являющейся 100%-ной дочерней компанией НАК "Нефтегаз Украины".

Следующей страной по масштабам газотранспортной системы является Узбекистан, обладающий 13,2 тыс. км газопроводов, в том числе 4 тыс. км газопроводов большого диаметра. В систему входят 24 компрессорных станции, два газоперерабатывающих завода и 4 подземных газохранилища объемом 244 млн. кубометров. Мощность транспортировки 86,5 млрд. кубометров. Газотранспортная система принадлежит АК "Узтрансгаз", являющейся субхолдингом НХК "Узбекнефтегаз".

Казахстан обладает газотранспортной системой протяженностью в 9 тыс. км, куда входят 22 компрессорных станции и 308 газонасосных станций, три газоперерабатывающих завода и три подземных газохранилища объемом в 3,5 млрд. кубометров. Мощность транспортировки составляет 115 млрд. кубометров, в том числе по магистральным газопроводам 77 млрд. кубометров. Газотранспортная система принадлежит АО "КазТрансГаз", дочерней компании НК "КазМунайГаз".

Беларусь обладает газотранспортной системой протяженность в 6,9 тыс. км, в том числе 2,8 тыс. км газопроводов большого диаметра. В состав комплекса входят 6 компрессорных станций, два подземных газохранилища и 223 газораспределительных станций. Мощность транспортировки составляет 51 млрд. кубометров газа. Газотранспортная система принадлежит ОАО "Белтрансгаз".

Азербайджан имеет 4 тыс. км газопроводов, в том числе 1200 км магистральных газопроводов, 7 компрессорных станций и два подземных газохранилища. Мощность транспортировки — 36 млрд. кубометров газа. Газотранспортная система принадлежит АО "Азеригаз", дочерней компании Государственной нефтегазовой компании Азербайджанской Республики (ГНКАР).

Туркменистан обладает газотранспортной системой 4 тыс. км, в том числе 3 тыс. км магистральных газопроводов, мощностью в 50 млрд. кубометров. Газотранспортная система принадлежит компании "Туркментрансгаз", входящей в структуру ГТК "Туркменнефтегаз".

Грузия обладает 1,9 тыс. км газопроводов, с мощностью транспортировки 20 млрд. кубометров газа. Газотранспортная система принадлежит АО "Грузтрансгазпром".

Армения обладает 1,9 тыс. км газопроводов, мощностью в 9 млрд. кубометров, и одним подземным газохранилищем объемом 190 млн. кубометров. Газотранспортная система принадлежит ЗАО "АрмГазПром".

Молдова обладает газотранспортной системой в 862 км, в которую входят 73 газораспределительные станции. Мощность системы 44,5 млрд. кубометров. Газотранспортная система принадлежит АО "Молдоватрансгаз".

Единая система газопроводов, управляемая ОАО "Газпром", имеет протяженность 150,2 тысячи км, в ее состав входят 254 компрессорные станции, шесть газоперерабатывающих заводов и 23 подземных газохранилища объемом в 58 млрд. кубометров газа.

По мощности газотранспортная система стран СНГ, в суммарных показателях, уступает мощности ЕСГ примерно вдвое (77,7 тыс. км газопроводов против 150,2 тыс. км). Однако практически все страны СНГ обладают магистральными газопроводами, по которым газ перекачивается от месторождений к потребителям, в том числе в третьи страны. Без использования газотранспортной системы стран СНГ ОАО "Газпром" лишается большей части своего зарубежного рынка. Этим транзитным потенциалом стран СНГ объясняется интерес к ним со стороны "Газпрома".

Собственность на газотранспортные системы

В большей части стран газотранспортные системы принадлежат государственным компаниям со 100%-ным государственным капиталом. К таким странам относятся: Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Украина, Туркменистан, Грузия, Азербайджан. В остальных странах созданы компании со смешанным капиталом.

"Газпром" обладает участием в капитале газотранспортных компаний Молдовы, Армении, Латвии, Литвы, Эстонии.

В Армении в 1997 году для управления газотранспортной системой создана ЗАО "АрмГазПром" со смешанным капиталом, в котором ОАО "Газпром" имел 51% акций, МГК "Итера", — 10%, и Министерство энергетики Армении — 45% акций.

В Молдове в компании "Молдоватрансгаз" ОАО "Газпром" обладает 51% акций, правительство Молдовы — 34% акций, а власти Приднестровья — 13,4%.

В Литве, в компании "Lietuvos dujos" ОАО "Газпром" имеет 34% акций, 35,7% принадлежит "Ruhrgas AG", а 24,3% — правительству Литвы.

В Латвии, в компании "Latvijas Gaze" ОАО "Газпром" владеет 20,7% акций, 20,7% принадлежат "Ruhrgas AG", 17,7% — МГК "Итера". 17,7% принадлежит компании "Прензепп Електро".

В Эстонии, в компании "Eesti Gaas" 37% принадлежит ОАО "Газпром", 32,3% — "Ruhrgas AG", 9% — МГК "Итера".

Также ОАО "Газпром" владеет 50% акций в консорциуме ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", который строит газопровод Богородичи-Ужгород, длиной 240 километров, мощностью в 19 млрд. кубометров.

В особом положении находятся Казахстан и Беларусь. Казахстан в июле 2004 года создал совместное предприятие ЗАО "КазРосГаз", с 50% акций, принадлежащих ОАО "Газпром", и 50% — НК "КазМунайГаз". Газотранспортная система не перешла в ведение совместного предприятия. Ведение совместной компании распространяется на сбыт газа, обеспечение транспортировки, переработку газа на газоперерабатывающих заводах, а также строительство новых газопроводов.

В Беларуси ОАО "Газпром" владел участком магистрального газопровода "Ямал-Европа", длиной в 575 км. Остальная газотранспортная система находилась в собственности ОАО "Белтрансгаз", которое в конце 2005 года перешло в 100%-ную государственную собственность. Правительство Беларуси предложило 49,89% акций компании для создания беларуско-российской газотранспортной компании.

Также Узбекистаном рассматривается возможность продажи части акций АО "Узтрансгаз", после чего в государственной собственности должно остаться 51% акций, 5% акций — в собственности коллектива, а 44% акций распределяются между инвесторами.

Контроль "Газпрома" над ГТС стран СНГ

В настоящее время ОАО "Газпром" обладает прямым контролем над 3% газотранспортной системы стран СНГ (Молдова, Армения), участвует в использовании 11,5% (Казахстан), и имеет возможность получить контроль над 25,8% газотранспортной системы СНГ (Беларусь, Узбекистан). Таким образом, в настоящий момент "Газпром" контролирует прямо или косвенно, через совместные предприятия 14,5% ГТС, может увеличить эту долю контроля до 40,3%, в том случае, если получит контроль над газотранспортными системами Беларуси и Узбекистана.

Основные транзитные страны

К основным транзитным странам, через территорию которых российский газ поступает к потребителям, можно отнести Беларусь, Украину и Грузию. Через них поставляется порядка 225 млрд. кубометров газа. "Газпром" для обеспечения поставок газа, заинтересован в установлении контроля над газотранспортными системами этих стран.

Наиболее близко к контролю над газотранспортными системами "Газпром" подошел в Грузии. После долгих переговоров, в декабре 2005 года была достигнута договоренность о приватизации грузинского магистрального газопровода, через который газ поступает в Армению. Грузия предложила условия приватизации — поставка газа по льготной цене в течение 25 лет и предоставление Грузии части транзитного газа.

Однако в результате резкого повышения цен на газ, конфликта с Украиной и взрывов газопроводов, позиция Грузии резко изменилась. После заявления президента Грузии Михаила Саакашвили о шантаже со стороны России и резкого ответа МИДа России, переговоры были прекращены. Госдепартамент США, кроме того, настоятельно рекомендовал Грузии не продавать газопроводы России.

После отключения газа в результате взрывов газопроводов, Грузия возобновила ряд альтернативных проектов по поставке газа в страну и поставила цель в 2006 году добиться диверсификации поставок, и сокращения доли России до 50%.

Достигнуты договоренности о поставках азербайджанского газа после пуска Южно-кавказского газопровода в конце 2006 года, в объеме 300 млн. кубометров. Возобновлены работы по восстановлению газопровода Иран-Армения-Грузия, Грузия-Азербайджан (мощностью до 3-4 млрд. кубометров газа), и строительства двух газопроводов Иран-Нахчыван и Иран-Армения.

Возобновлен также проект строительства газопровода по дну Черного моря Поти-Феодосия, стоимостью 5 млрд. долларов, для транспортировки азербайджанского и иранского газа в Европу.

Беларусь в решении проблемы отношений с "Газпромом" пошла по другому пути. В 2005 году правительство Беларуси оформило права собственности "Газпрома" на участок магистрального газопровода "Ямал-Европа", проходящий через территорию Беларуси, и передало землю в долгосрочную аренду. Кроме того, правительство Беларуси приняло решение о выработке к 2012 году не менее 25% тепловой и электроэнергии за счет местных ресурсов. Не менее 3,5 млрд. кубометров газа должны заменить торф и дрова. Вместе с тем, Беларусь заключила соглашение об увеличении экспорта газа и увеличении запасов газа в подземных газохранилищах до 1 млрд. кубометров.

Эта политика позволяет Беларуси тянуть переговоры по созданию на базе ОАО "Белтрансгаз" совместного предприятия до бесконечности, или до тех пор, когда будет достигнута определенная независимость от газа, будет достроен СЕГ, а также будут реализованы другие альтернативные газотранспортные проекты.

Украина имеет в настоящий момент совместное предприятие с ОАО "Газпром". Это созданный в 2003 году ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", в котором 50% принадлежит "Газпрому", 50% принадлежит НАК "Нефтегаз Украины". Консорциум строит газопровод Богородичи-Ужгород, являющийся продолжением газопровода Новопсков-Ужгород.

Правительство Украины в начале февраля 2006 года сделало заявление о намерении привлечь в этот консорциум других инвесторов, в частности из Германии и Франции. Напомним, что Франция выступала за введение правил экспорта российского газа в ЕС. Также Украина сделала заявление о том, что для обеспечения надежности поставок газа, нужно увеличить объем подземных газохранилищ до 20 млрд. кубометров. Стоимость работ около 100 млн. долларов.

Украина, таким образом, отказалась от создания совместного предприятия, управляющего всей газотранспортной системой Украины, и стремится путем приглашения новых инвесторов, сократить долю России в уже существующем консорциуме.

Реакцию основных транзитных стран на политику "Газпрома" можно описать таким образом. В основе этой реакции лежит стремление как можно быстрее избавиться от зависимости от российского газа. Каждая страна делает это разными способами. Грузия и Украина — путем строительства новых газопроводов и транспортировки газа из Турции, Закавказья и Ирана. Беларусь — путем диверсификации топливного баланса. Все три страны стремятся уменьшить возможность контроля "Газпрома" над газотранспортной системой. При этом наиболее жестко возможность совместного контроля над ГТС отвергла Украина, чья позиция в данном вопросе является для "Газпрома" наиболее важной.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter