Все только начинается

Комплексы майдана

За несколько дней до выборов в Украине, казалось, что все было готово к новой перезагрузке продолжающегося уже три года политического кризиса, как вдруг …

Итак, оппонирующие силы подготовили свой электорат к тому, что их противники «готовятся к массовым фальсификациям», в воздухе стоял душной парфюм взаимных провокаций, а в центре столицы смонтировали сцены для, как минимум, двух различных «майданов». Политологи активно рассуждали о «комплексе майдана»: когда все ведущие политсилы рассматривают «майдан» как привычную, хотя и специфическую послевыборную технологию — инсценировку, рассматриваемую как давление на общественное сознание.

Установка на новый Майдан была не случайной. Даже политики, иступлено обещающие аудитории скорое окончательное решение оранжевого (или бело-синего) вопроса, в душе понимали: реальный прорыв в обострившихся политических раскладах возможен лишь в двух случаях.

Во-первых, если одному из трех фаворитов гонки (ПР, НУНС, БЮТ) удастся влюбить в себя на пять-десять процентов электората больше, чем в 2006 году. Второй вариант — если парламентский клуб пополнится новым, шестым членом либо произойдет рокировка: вместо социалистов или коммунистов в Раду пройдет другая партия или партии.

Однако, по данным социологических исследований, архитектура симпатий за последний год существенно не изменилась. Именно поэтому заранее шла подготовка к цирку с майданами.

Ошибка политолога

Однако кое-что политологи с социологами не просчитали.

Никто не мог прогнозировать такой прыти от Блока Юлии Тимошенко, рейтинг которого неожиданно зашкалил за отметку в тридцать процентов. Причем, самое парадоксальное, — если верить цифири, приток симпатизантов произошел не за счет электората Ющенко-Луценко: у тех урожай голосов прежний — 14-15 процентов.

Тимошенко не была бы сама собой, если бы не списала новые веяния на метафизический процесс пробуждения национального и гражданского эго.

Не увлекающиеся такого рода теориями политологи ищут рациональные объяснения феномену — откуда в стране вдруг появилось столько поклонников БЮТ.

Так, эксперт Владимир Фесенко считает, что «БЮТ взял львиную часть голосов тех избирателей, которые не определились, а за неделю до выборов таких было более 10% избирателей». По мнению политолога Вадима Карасева, «электоральная составляющая успеха Блока Юлии Тимошенко, помимо «оранжевого» электората Западной Украины, еще и протестный электорат ряда регионов Востока и Юга Украины, который разочарован Партией регионов в силу ошибок, допущенных на местах ее представителями».

Есть еще один фактор — фактор явки. В целом по стране явка к избирательным урнам оказалась на 4,2% ниже, чем на выборах 2006 года. Но на Западной Украине, за исключением Закарпатья, она сохранилась прежней. День исполнения своего гражданского долга проигнорировали, главным образом, на Восточной и Южной Украине, где находятся основные ареалы проживания «региональных» избирателей.

Флагман бело-синей прессы газета «Сегодня» списывает пассивность восточных украинцев на просчеты собственных спонсоров: «Партия и правительство Януковича в течение последнего года дезориентировали свого избирателя соглашательством и заигрыванием с Ющенко, отсутствием реальной работы по прекращению украинизации Юго-востока Украины. Не реагировала во время на социальные вызовы».

Все будем мы жить по-другому?

Как и во время двух предыдущих избирательных кампаний, начиная с 2004 года, на этих выборах активно использовались и возбуждались настроения эсхатологического характера. Если принимать на веру заявления политиков, в день выборов на дворе отцветали краски последних дней старого, устоявшегося порядка.

Как пишет политолог Андрей Ермолаев: «Украина столкнулась «с уникальным феноменом политического характера борьбы за власть, где главные участники новые харизматические движения, очень напоминающие средневековые псевдорелигиозные секты с вождями, цветными плащами и прочей атрибутикой; нет политического рацио, нет дискуссии, зато есть вера-неверие, команды преданных, верных соратников и  избиратель, превращенный в верующего того или иного харизматического движения».

Возможно, как раз вследствие этого сегодня в политических салонах БЮТ и НУНС царит возбужденная атмосфера, напоминающая славные деньки оранжевой революции. Писатель Дмитрий Рябчук даже утверждает, что 30 сентября имела место «национал-консервативная революция».

Все такого рода заявления базируются на тезисе о том, что «оранжевые» извлекли урок из прошлых взаимных дрязг, и теперь готовы единой слаженной командой барабанить в двери ЕС. При этом, нещадно гоняя своих оппонентов. То есть идейная основа второй оранжевой революции — новая этика ее предводителей. Однако вряд ли почти детское обещание «я больше не буду», брошенное в угаре избирательной гонки, окажется способно долго дисциплинировать политиков.

Насколько реально в таком случае можно реализовать фантазии «оранжевого» и «кардиологического» электоратов?

Высока вероятность того, что общая парламентская картина не изменится: неустойчивое соотношение регионов и объединения оранжевых с БЮТ, где «золотой акцией» будет являться степень склонности депутатов к политическому адюльтеру.

Вместо ожидаемых перемен страна получит новую серию политического кризиса, который растянется до 2009 года. Кстати, стоит принять во внимание мнение одного из самых опытных украинских политиков, экс-президента Леонида Кучмы, который считает, что выборы-2007 фактически стали «репетицией президентских выборов 2009 года».

Даже если кризиса не случится очень скоро, стоит ожидать развития такого сценария в будущем. Хотя бы потому, что уже наметившееся недоверие к политическим мастодонтам лишь усугубится в связи с массовым разочарованием от дежурного «динамо» насчет прихода давно обещанного золотого века. Избиратель, особенно критически мыслящий, явно ощущает потребность в новых политиках, которые не засветились в раздаче невыполнимых обещаний и на которых за последние три года не были вылиты ушаты компромата. В среднесреднесрочной перспективе куда интересней тренды в лагере малых партий, которыми все больше начинает интересоваться такой избиратель.

По мнению львовского политолога Петра Жука, из участвовавших в выборах партий пока лишь три можно назвать идеологическими. «Но эти выборы станут последними, на которых идеологические партии набрали так мало голосов. Люди понимают — олигархи договорятся, тем более что идеологические различия у них минимальны», — считает эксперт.

Одним словом, никаким «дивным новым оранжевым миром» после выборов не запахнет.

Во фразу Тимошенко о том, что «политический кризис разрешится, как только состоятся досрочные выборы», может верить только известный городской сумасшедший от политики баба Параска.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram