Розенкрейцеры и иные. Части третья и четвертая

Часть первая
Часть вторая

Часть третья. Розенкрейцеры. История мистическая

На основе каких источников и документов можно изучать историю тайных орденов?

— Документы? Не ищите их, это бессмысленно. Большинство обществ и являются-то тайными потому, что существуют в предельно агрессивной среде — в государствах, властям которых воззрения членов данных обществ кажутся еретическими, разлагающими, опасными... Обычно тайные общества стараются не оставлять письменных свидетельств, да и вообще никаких вещей, которые могли бы служить уликами.

Когда мы говорим об истории тайных обществ, единственное, на что мы можем опираться — это на их официальные легенды. Соотнося их с известными фактами, осторожно пробуя «на зубок» лексику, отметая анахронизмы и продираясь через дебри аналогий...

Конечно, легенды, рассказываемые членами тайного общества, тоже можно оценивать по-разному. Например, официальная легенда Ордена Алголя (объединения европейских чернокнижников) говорит о том, что орден существует уже миллионы лет, и образовался далеко за пределами Земли... Спорить не будем, потому что мы с вами за пределами Земли никогда не были. Да и вообще его следы нигде не фиксируются раньше XV века, хотя, хотя на это можно возразить, что в средние века за сам факт принадлежности к братству чернокнижников сжигали без промедления!

Орден розенкрейцеров, орден Розы и Креста имеет свою официальную историю. Согласно тайному учению ордена, она начинается с того времени, когда жители затонувшего континента высадились на берега Африки...

Легенда розенкрейцеров говорит, что высадившиеся на берега Африки люди добрались до Египта, где уже существовало какое-то примитивное общество, помогли первобытным племенам создать цивилизацию, а в дальнейшем их ученики создали Орден Розы и Креста.

Конечно, искать документы тех времен бессмысленно — к тому же, как мы уже говорили, немалая часть информации передавалась исключительно изустно (вспомните евреев с их «Устной Торой» — кто поручится, что было записано ВСЕ?)

В качестве одного из основных источников истории ордена розенкрейцеров мы использовали книгу «Розенкрейцерские вопросы и ответы», написанная Харви Спенсером Льюисом. Этот человек возродил орден Розенкрейцеров в США, был первым американским «императором ордена», а, кроме того — что немаловажно — приглашался редакцией «Британской энциклопедии» для написания статьи о розенкрейцерах. Думаю, что в редакции «Британской энциклопедии» кое-что понимали в выборе авторов, вряд ли «Британская энциклопедия» поручила писать статью об ордене лжецу и обманщику.

Итак, согласно Льюису, орден розенкрейцеров возник во времена Тутмоса III. Есть и более точная дата — первый съезд жрецов, которые постановили создать орден, состоялся с 28 марта по 4 апреля 1489 года до новой эры. Окончательное решение было принято 1-го апреля, поэтому и сегодня этот день тайно празднуется во многих розенкрейцерских ложах.

Именно 1-е апреля — «день Дурака»?

— Ну, правильно, и Фулканелли в «Тайнах готических соборов» замечает, что мистерии алхимического содержания, которые разыгрывались в средневековой Европе, назывались «Праздниками Дурака». Да и колода Таро начинается с карты, которая именуется «Дурак».

Первый «призыв» ордена составили 12 человек — 9 мужчин и 3 женщины. Примерно такой же расклад фигурирует в легенде о Хираме — 9 хороших подмастерий и 3 «плохих». Поверхностные комментаторы считают, что это символизирует 12 месяцев года, из которых 3 «плохих» — зимних... Им-то и невдомек, что в жарком Египте зимние месяцы гораздо приятнее летних, а вот летом там может быть настоящий ад...

Женщины действительно символизировали собой зимние месяцы — но не в плохом, а в хорошем смысле — это как раз то время, когда воды на Ближнем Востоке бывает в избытке. А кто, как не женщина (символизирующая воду) дает нам жизнь?

Кстати, уже тогда сложилась традиция принимать женщин в члены ордена. Правда, учитывая традиционную женскую болтливость, это право даровалось только самым надежным. В первый орден вошли: жена самого Тутмоса III, известная под именем «Мене», супруга одного из братьев, а также родственница одного из фараонов предыдущей династии.

В 1447-году до н.э., через 2 года после создания, в ордене уже насчитывалось 39 человек, а регулярные его собрания проводились в храме египетского города Карнак.

Какую же организацию взяли за образец эти первые розенкрейцеры (сами они называли себя, если верить Льюису, «Великим Белым Братством», но мы постараемся употреблять это выражение как можно реже, чтобы вы не путали их с сектой мошенников, одно время орудовавшей на Украине под аналогичным названием)?

Никакого секрета здесь нет, это знают и розенкрейцеры, и современные масоны. В качестве образца были взяты так называемые «школы Осириса» — организации жрецов, служащих этому египетскому божеству.

Осирис, как вы вероятно знаете, — умирающее и вновь возрождающееся к жизни божество. Он, согласно легенде, был убит Сетом, расчленен на 14 частей (адекватного объяснения этому числу не найдено до сих пор), и тело его было разбросано по просторам Египта. Исида, его супруга, нашла части Осириса — однако не все, за исключением его полового органа (то есть найденных частей было 13 — сравните с 13 частями Божественного милосердия у евреев или с 13 знаками Зодиака, включая Змееносца). Части были собраны вместе, и Осирис воскрес. Одной из мистических задач жрецов являлся поиск полового органа Осириса (у масонов — поиск утерянного пароля, известного лишь Хираму, а в более широком смысле — поиск неведомого имени Бога). И утраченный орган Осириса, и пароль Хирама, и неведомое имя символизируют одно — животворящую энергию высшего, духовного мира.

Для того чтобы стать жрецом Осириса, следовало пройти обряд духовной смерти, чтобы возродиться к новой жизни.

— Кто там? — спрашивают сегодня у постуланта, надумавшего войти в розенкрейцерскую ложу.
— Живое тело, которое держит в плену духовного человека.

— Что ты хочешь?
— Чтобы умертвили его тело и очистили его дух!

При этом у постуланта (кандидата в розенкрейцеры) завязаны глаза (слепой — все равно, что мертвый), и связаны руки (символика понятна)... Уже в ложе, после того, как он произнесет клятву, ему развяжут руки, а с глаз снимут повязку. Отныне он увидит Свет Истины, который светит только членам ордена...

Вам это ничего не напоминает, Авраам?

Примерно XX век до новой эры. Широко описанное в Библии и последующей литературе жертвоприношение Исаака (Ицхака), именуемое в иудейской традиции «Акеда» — связывание...

Исаак лежит на жертвеннике, связанный (как и полагается постуланту), его вот-вот принесут в жертву... Но ведь не приносят же?

Комментарии говорят странные вещи — будто бы Исаак «под ножом» умер от страха, и оказался в раю, но Всевышний тут же его оживил. А ангелы во время церемонии жертвоприношения плакали, и их слезы почему-то падали прямо на глаза Исааку. От этого Исаак на время ослеп, и потом всю дальнейшую жизнь плохо видел.

Достаточно представить себе связанного, слепого Исаака, которого Авраам должен «принести в жертву», чтобы догадаться — мы присутствуем при древнейшей в мире описанной церемониии инициации.

Надо сказать, что в Древнем Египте все выглядело гораздо серьезнее. Кандидата в жрецы Осириса после всех испытаний укладывали в каменный саркофаг и закрывали крышкой весом в несколько сот килограмм. Перед этим ему объявляли, что жреческий совет идет совещаться — достоин ли постулант такого высокого звания? Если недостоин — он останется в саркофаге навеки...

Конечно, египтяне были не настолько глупы, чтобы разбрасываться саркофагами, и решение принималось заранее. Однако представьте себе чувства кандидата, запертого в темный саркофаг, закрытого крышкой, которую он самостоятельно не сможет открыть... В начале испытание продолжалось 24 часа (думаем, к этому времени кандидат уже считал себя покойником), потом церемония сократилась до шести часов.

Так что мы можем считать, что обряды европейских инициатических обществ ведут свое начало с тех незапамятных времен. Инициация — в понятии розенкрейцеров, а позднее масонов — всегда включает в себя иллюзию смерти, которая должна возродить человека к духовной жизни.

Однако вернемся в Египет (собственно, мы из него и не отлучались). Согласно розенкрейцtрам, к моменту смерти Тутмоса III-го в 1447 году до н.э. тайное общество включало в себя уже 39 человек. Они регулярно собирались в одном из храмов города Карнака, где Тутмос воздвиг два обелиска — эти обелиски наверняка напомнят вам о колоннах масонского храма...

Собственно, до периода Эхнатона (он же Аменхотеп 4-й) тайный орден назывался Великим Белым Братством (Белым — тут скорее в смысле света, чем цвета).

Всем известно, что Эхнатон ввел в Египте единобожие, но мало кто знает, что он же придумал знак, который с того времени будут носить все мастера ордена — объединение золотого анха (египетского креста) и розового лотоса (в дальнейшем этот символ будет заменен гораздо более зрелищной красной розой).

Сегодня даже школьникам известно, что Эхнатон отменил в Египте многобожие, и ввел поклонение единому Богу, Атону. Однако культ Атона вовсе не был культом Солнца, как думают многие. Бог Эхнатона был Невидимым Светом, а Солнце — только его зрительным символом.

В центре культа Атона стояла Маат — ранее она считалась «богиней правды», а при Эхнатоне слово «маат» приобрело тот же смысл, который китайцы вкладывают в слово «дао» — «правильный мировой порядок».

К своему новому имени Эхнатон обычно добавлял «ankh-en-maat», что означает «жизнь в правде».

Выражение «cro-maat» — «да происходит все, как следует в соответствии с мировым порядком» — и сегодня используется современными розенкрейцерами.

Третьим из столпов розенкрейцерства был Гермес Трисмегист, Трижды Величайший... Под этим именем фигурировали в истории три разных человека, но мы сейчас поговорим о первом. Согласно розенкрейцерской легенде, он родился в Фивах в 1399-м году до н.э., прожил 142 года, успев написать по крайней мере часть того свода, который мы сегодня именуем «герметическими сочинениями», и умер в 1257 году до н.э. в розенкрейцерском монастыре, на месте которого сейчас находится арабское поселение Эль-Амарна.

После его создания в Египте (напоминаем, что тогда члены ордена называли себя «Великим Белым Братством», а розу и крест — точнее, лотос и анх — использовали в качестве символики) орден рос быстрыми темпами. Его учение оказало огромное влияние на греческих философов — в частности, на Платона. Поэтому сегодняшние разговоры о «влиянии Платона на Каббалу» некорректны — скорее, это учение Каббалы (в том виде, в каком им владели египетские розенкрейцеры) оказало влияние на Платона.

Льюис приводит список греческих философов, в чьих трудах отчетливо прослеживается влияние «Великого Белого Братства». Это:

Солон (640-550 гг. до н.э.) (далее все даты приводятся до н.э.)
Анаксимандр Милетский (610–540 гг.)
Анаксимен Милетский (прим. 620 г.)
Гераклит Эфесский (прим. 520 г.)
Парменид (род. 515 г.)
Эвклид (прим. 399 г.)
Платон (428-347 гг.)

Весь список приводить не будем. Так же, как и спорить о том — влияли ли египетские мудрецы на греческих философов, или же наоборот.

Согласно официальной истории ордена, распространять его учение продолжили такие группировки, как ессеи и терапевты...

Египет стремительно эллинизировался, и розенкрейцеры пользовались плодами веротерпимости Греции и Рима. В Гелиополисе они практически открыто проводили свои службы в потрясающем по размаху и роскоши Храме Гелиоса, называемом еще «Храмом Солнца». Впрочем, Солнце тут нужно воспринимать в том смысле, в каком его понимал Эхнатон — как символ некоего Духовного Света, которым Единый Бог оживляет материальный мир.

Впрочем, «открыто проводили службы» — не совсем правильное выражение. Естественно, церемонии были закрыты для непосвященных, но разница между положением розенкрейцеров в Гелиополисе и средневековых розенкрейцеров — это примерно разница между масонами Филадельфии, чей роскошный Храм стоит в двух шагах от городского муниципалитета, и масонами московскими, работающими практически в условиях подполья.

Доктрина розенкрейцеров отличалась как от верований египетских жрецов (часто довольно примитивных, особенно в их народных формах), так и от христианства. Однако во времена Древнего Египта они копировали формы жреческого служения, когда же в Восточном Средиземноморье стало превалировать христианство, «Великое Белое Братство» взяло название «Ордена Розы и Креста».

Первый «Орден Розы и Креста» был учрежден в Византии в 430 году, там же появился первый «розенкрейцерский монастырь» — проще говоря, такое место, где члены ордена могли заниматься своими делами вдали от любопытных глаз. И сегодня среди старинных фресок, раскапываемых в церквях, расположенных на территории Византии (ныне — Турции), нет-нет, да и мелькнет изображение розы в центре креста...

Часть четвертая. Розенкрейцеры. История реалистическая

Все же возникает вопрос, насколько всему этому можно верить?

— Когда мы говорим об истории какого-то тайного ордена, следует прежде всего обратить внимание на слово ТАЙНЫЙ. Посторонние в узкий круг не попадают, или попадают очень редко, поэтому мы обычно имеем либо историю ордена, рассказанную кем-то из его руководителей, счастливо доживших до более либеральных времен — либо же история ордена рассказывается его врагами (инквизицией, НКВД или тому подобной организацией). История, рассказанная врагами ордена, обычно гораздо менее правдоподобна — так, из протоколов допроса тамплиеров мы узнаем, что они плевали и мочились на крест (извините, а кто потом этот обмоченный крест подбирал? И мочились где — прямо в помещении ложи?), а розенкрейцерские группы России 1930-х годов стремились исключительно «к установлению в СССР фашистского режима».

Поэтому в истории розенкрейцерства позвольте мне следовать рассказу Харви Льюиса — первого американского Императора ордена.

К слову сказать — во многом это вопрос доверия. Заметьте, я не говорил, что сам верю в том, что происходит очищение путем ритуальной смерти, и эта практика попала на Землю с Сириуса. Мы всего лишь с вами обнаружили, что есть люди, причем часто достаточно могущественные, которые в это верят — и эта вера опрделяет их жизнь и окружающую их политическую реальность а, значит, влияет и на нашу с вами существование.

Вообще же любую сложную истину можно выразить простым языком — но так, что она будет непонятна для непосвященных. Тайна теории относительности — в том, что энергия тела равна его массе, помноженной на квадрат скорости света. Мысль очень глубокая, но большинству людей ничего не скажет.

Есть ли документально подтвержденная история ордена?

— Да, и она начинается с XV–XVI веков.

Первые розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе были анонимно опубликованы в Европе в 1614–16 годах и вызвали немалый переполох. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и, впоследствии, некоторые из них (например, лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II Михаэль Майер) уверяли, что им это удалось.

С полной уверенностью говорить о существовании розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус ("Искренне Обращенный"), опубликовал трактат, озаглавленный "Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста". В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер, представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Братством управляет "Император", в него принимаются лишь масоны в степени мастера. Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке, Уинни Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем.

Впервые розенкрейцеры открыто объявили о себе в 1757 году, когда во Франкфурте было создано Братство Золотых Розенкрейцеров (или Братство Злато-розового Креста). Именно в нем, как следует из антирозенкрейцерской публикации "Разоблаченный розенкрейцер" (1781) некоего "Магистра Пьянко", использовалась десятиступенчатая система посвящения, впоследствии заимствованная (с небольшими изменениями) Обществом Розенкрейцеров в Англии, Орденом Золотой Зари и Орденом Серебряной Звезды.

Согласно этой системе, Орден делится на 10 степеней: Zelator (Ревнитель) (в Братстве Золотых Розенкрейцеров — Juniores (Ученик), Theoricus (Теоретик), Practicus (Практик), Philosophus (Философ), Adeptus Minor (Младший Адепт), Adeptus Major (Старший Адепт), Adeptus Exemptus (Свободный Адепт), Magister (Магистр), Magus (Маг), Supreme Magus (Верховный Маг).

В конце XVIII века создаются новые розенкрейцерские группы, самая известная из которых — Орден Азиатских Братьев (другие названия — Братья Света, Рыцари Святого Иоанна Евангелиста), учрежденный "семью мудрыми отцами, представителями Семи церквей в Азии", о существовании которого объявляет в Вене в 1781 году барон Ханс Карл фон Эккер и Экхоффен. В этот Орден, помимо христиан, впервые приглашались и представители других конфессий — евреи и мусульмане. Азиатские Братья утверждали, что существуют с 1750 года и имеют пять степеней посвящения. По мнению французского исследователя XX века Робера Амбелена, "слово "Азия" не имеет никакого отношения к этому эзотерическому Ордену. Фактически речь идет о словесной аббревиатуре: посвященный в Орден получал звание "Egues a Sancti Ioannis Evangelista" ("Рыцарь св. Иоанна Евангелиста"); начальные буквы этих слов составляют аббревиатуру EASIE".

Новое возрождение розенкрейцерства началось со второй половины XIX века. В самом общем виде можно выделить три основных розенкрейцерских традиции, которые существуют до сих пор.

Первая — английская — была заложена в 1866 году учеными масонами Робертом Уэнтвортом Литтлом и Кеннетом Маккензи, основавшими Общество Розенкрейцеров в Англии. По сути это была попытка продолжить розенкрейцерское движение XVIII века на масонской основе. Впоследствии большинство орденов, наследующих традицию английского розенкрейцерства (Золотая Заря, Серебряная Звезда, Строители "Святая Святых" (B.O.T.A.) и др.), отказалось от принадлежности к масонской системе, однако, в основном, сохранило традиционную розенкрейцерскую схему посвящения и обучения.

Французское розенкрейцерство создано в конце XIX века писателями-декадентами Станисласом де Гуайтом и Жозефом Пеладаном. Основатели этого движения (но не их последователи!) кажется, никогда всерьез не заявляли о своей принадлежности к подлинной розенкрейцерской традиции, а их ордена и пышные титулы были скорее средством эпатировать и привлечь внимание европейской литературной и художественной богемы. В этой связи примечательно воззвание Пеладана: "Художники, которые верят в Леонардо и Нику Самофракийскую, будьте членами Розы и Креста!". Впоследствии ордена, продолжавшие французскую традицию, для придания себе большей серьезности позаимствовали некоторые элементы из английской традиции».

В этой истории странным выглядит рассказ об ограничении численности розенкрейцеров (в «Древних ландмарках Ордена Рубиновой Розы и Золотого Креста», якобы составленных в Нюрнберге в 1614 году, число членов ордена ограничивается 63-мя человеками). В то же время из истории ордена в изложении AMORC мы видим, что ограничений на численность ордена никогда не существовало...

В начале XVII века орден постепенно начал выходить из подполья. В 1622-м году в Амстердаме была основана Академия Алхимиков (Розенкрейцеров). Они носили голубую орденскую ленту, на которой висел золотой крест с рубиновой розой в центре.

Все существующие розенкрейцерские «ландмарки», сиречь правила поведения и организации ордена, требуют, чтобы розенкрейцеры внешне никак не отличались от обычных граждан. Учитывая, что большинство ландмарок разрабатывалось в мрачные средние века, это совершенно естественно. Поэтому, кстати, вы практически не найдете в антикварных магазинах и на аукционах никакой розенкрейцерской фурнитуры. Это только сегодня члены AMORC стали позволять себе шикарные золотые и серебряные кольца с египетской символикой...

Однако амстердамские розенкрейцеры в петлицах своих кафтанов (обычно черных) носили черный шелковый шнурок, в знак того, что они готовы скорее удавиться, чем выдать тайны ордена. Некоторые из них настолько обнаглели, что выстригали волосы между лбом и макушкой, как это делали каторжникам (это символизировало то, что официальная церковь считает их преступниками). При встрече братья приветствовали друг друга словами: «Ave, Frater!». А руководитель союза носил фартук...

В этом месте, разумеется, можно опять вспомнить о масонах, также носящих фартуки во время церемоний. У масонов фартуки четырехугольные, как и их алтарь, а у розенкрейцеров — треугольные, как «Шхина». Впрочем, фартуки также носили члены итальянских академий, например, члены знаменитого общества «Мастерок». А фартуки масонов бывают и треугольные...

Сейчас центром ордена розенкрейцеров являются США. Как они там появились?


— Из Тулузы, куда в 1908 году приехал из Америки Харви Льюис в поисках контакта с розенкрейцерами. Контакт он нашел (полностью фантастическую историю из книги его сына Ральфа Льюиса «Космическая миссия выполнена» я здесь излагать не буду), и в 1908 году (по другим сведениям — в 1909-м) в Дижоне, башне возвышающегося над Тулузой замка, получил розенкрейцерское посвящение.

События начали разворачиваться стремительно. Уже в 1915 году в США был основан Древний Мистический Орден Розы и Креста. Харви Льюис демонстрировал корреспонденту одной из американских газет превращение золота в цинк. В конце 1920-х — начале 30-х годов, во время Великой Американской Депрессии, Льюис начинает строить в Сан-Хосе огромный розенкрейцерский парк.

На какие средства? Членские взносы в ордене (в отличие от масонских лож) были ничтожными, мало того — члены ордена на эти деньги еще получали брошюры для изучения. Пожертвования? Мне удалось достать список пожертвований тех времен, когда строился парк — большинство лож собирали по 10–20 долларов... Тем не менее, ни экономическая депрессия, ни политические сложности не помешали Льюису воздвигнуть розенкрейцерский Парк, Планетарий, Розенкрейцерский университет — и все это за 12 лет, с 1927 по 1939 года, когда 2 августа первый Американский Император ордена отошел в мир иной.

...Впрочем, AMORC не был первой розенкрейцерской организацией на территории американского континента. Сам Харви Льюис носил орденское имя «Сар Альден» — в честь первого розенкрейцера, по имени Альден, прибывшего в Америку в 1603 году (эти сведения приводит Артур Уайт в «Истории ордена розенкрейцеров», больше никаких сведений о том, кто был этот загадочный «Альден», нам найти не удалось). Зато в 1694 году в США прибыла уже целая компания розенкрейцеров! В 1693 году из Амстердама вышел корабль «Сара Мария», на котором плыл Иоганн Кельпиус с группой розенкрейцеров из ложи «Яков Беме». Кельпиус, несмотря на свой юный возраст (ему в ту пору едва исполнилось 23 года) должен был исполнять роль Великого Мастера розенкрейцеров в Америке.

В первые месяцы 1694 года розенкрейцеры прибыли в Филадельфию и обосновались на том месте, которое сейчас называется «Fairmount Park». Там они построили несколько жилых зданий и ложу, одна позднее перебрались на восток Пенсильвании, где основали колонию, называемую «Эфарата». Строения розенкрейцеров в Эфрате сохранились до сегодняшнего дня...

К розенкрейцерам принадлежал Бенджамин Франклин. Томас Джефферсон поддерживал активную связь с их ложами.

На какие средства существует гигантская империя AMORC, сегодня неизвестно никому. Кстати, тот же Стюарт обвинялся в том, что незаконно перевел в Испанию полтора миллиона долларов — якобы на нужды испанской Великой Ложи. Очевидно, он считал, что перевод столь незначительной для ордена суммы попросту не заметят.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram