Парад «транзитных» суверенитетов

Новые правила нефтегазовой игры

Недавние «газовые войны» с Украиной и Белоруссией продемонстрировали критическую значимость сопредельных транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей. Россия, занимающей первое место в мире по экспорту природного газа и третье по экспорту нефти, приходится транспортировать энергоносители на расстояние до 4000 км от мест добычи. После развала СССР и роспуска Варшавского блока более 80% российской нефти и 100% газа экспортируются через третьи страны, пересекая до 18 таможенных границ в транзитных государствах.

Поэтому доля транспортных затрат в структуре конечной цены энергоносителей сегодня достигает от 17% до 21%. Если выручка «Газпрома» от экспорта газа в Европу в 2005г. составила более $26 млрд. (при объеме поставок до 146,9 млрд. куб. м), то транспортные затраты газового концерна можно оценить в размере $4-5 млрд. Эту внушительную цифру фактически подтвердил президент В. Путин на «большой» пресс-конференции в Кремле: «Транзитные страны осознали свою значимость и хотят получать — но мы и так платим 4,2 млрд транзитным странам. По-моему, это уже слегка зашкаливает».

Действительно, страны нефтегазового транзита в полной мере «осознали свою значимость» для успешного функционирования главного бизнеса Кремля. Более того, они вполне успешно поворачивают «энергетическое оружие» против газовых шантажистов. В ответ на недавний скачок цен на газ до условного «среднеевропейского» уровня страны — транзитеры ответили не менее резким ростом тарифом на прокачку. К примеру, в соседней Польше тарифы на прокачку газа были в минувшем году односторонне повышены «до уровня Европы». Несмотря на все возражения «Газпрома», с начала 2007 года плата за польский транзит взимается по максимальной ставке $2 за прокачку 1 тыс. куб. м на 100 км.

В своем стремлении уровнять правила нефтегазовой игры Варшава явно не одинока. Например, Белоруссия в ходе «нефтегазового противостояния» увеличила транзитную ставку по нефти пока на 30% (до $3,5), а по газу — сразу вдвое (с  $0,75 до $1,45 за прокачку 1 тыс. куб. м на 100 км). Это позволило Белоруссии частично компенсировать внезапный рост цен на газ и нефть (на $225 млн. и $50 млн., соответственно) "Нам платят за транзит газа 120 млн. долларов, в то время как Польша за это получает 4,5 – 5 млрд долларов", — сослался на передовой польский опыт Александр Лукашенко. Как считают эксперты, подобное повышение тарифов на прокачку российских энергоносителей по территории Белоруссии и других транзитных стран может оказаться не последним.

Возникшая ситуация не может быть объяснена «тараканами в голове Лукашенки» или какими-то особыми польскими амбициями по созданию нового «энергетического НАТО». На днях глава Европарламента Ханс-Герт Поттеринг призвал все страны ЕС придерживаться общей позиции при обсуждении с Россией вопросов энергетики: " Если у одной из стран ЕС возникнут проблемы с энергопоставками, это должно стать общей проблемой всех 27 стран". Так что российские нефтегазовые трейдеры столкнулись в Восточной и Западной Европе не с геополитической «щебенкой» из небольших европейских стран, но с единым фронтом союзников по «энергетической безопасности», объединенных в военно-политический блок.

По замыслу американского сенатора Ричарда Лугара, действие пятой главы устава НАТО, приравнивающей нападение на члена альянса к нападению на весь блок, теперь нужно перенести и на энергетические отношения. Более того, НАТО уже готова распространить силовой зонтик на новые транзитные маршруты не только на Украине и Белоруссии, но и в стратегически важных регионах Кавказа и Каспия. Поэтому цены и тарифы на российские энергоносители в зоне суверенной ответственности блока НАТО уже не могут быть предметом «обычных» двухсторонних торговых договоренностей.

Два мира — две цены

Однако этим внешнеполитическим сюжетом конфликтная ситуация с «обременительным транзитом» газа не исчерпана для российского газового монополиста. Парад «транзитных» суверенитетов может получить неожиданное продолжение — уже не в некогда постсоветском пространстве, а внутри самой Российской Федерации. Дело в том, уже к 2010 году цены на газ по всей России станут «равнодоходными»  по сравнению с экспортными поставками в Европу. (Напомним, согласно планам Правительства к 2011 году планируется переход к стопроцентному свободному рынку электроэнергии, а также достижение равнодоходной цены на природный газ с экспортной за минусом таможенных пошлин и логистики.)

По этой причине в тех российских регионах, через которых проходит экспортные трассы магистральных газопроводов, неизбежно возникнет закономерный вопрос. А что имеет местное население, как правило, бедных и дотационных областей от транзита газа? От всех тех триллионов кубометров газа и миллиардов долларов, которые в прямом смысле «просвистели мимо»?

Сегодня четыре тысячи транзитных километров делятся на две совершенно неравные части: две тысячи, пролегающие по цивилизованным территориям «Большой Европы» с их «среднеевропейскими тарифами»и ценами. И остальные две тысячи километров Трубы — по туземной территории «Евразийской Нигерии».  Здесь низкие транспортные тарифы и высокая безопасность степень безопасности трубопроводных систем, которые были в СССР, для ситуации современной России стали восприниматься как некое ниспосланное свыше «естественное преимущество». Долгое время в постсоветской России действовал негласный «общественный договор» — низкие внутренние тарифы на газ и энергию, компенсировали тяготы и лишения периода реформ. Но все возрастающими претензиями получастной корпорации «Газпром» на наше «национальное достояние», а также при резком повышение внутренних тарифов на энергоносители до мирового уровня этот «пакт о ненападении» начал одностронне разрушаться. Поэтому вопрос о региональной цене на экспортный транзит нефти и газа становится все более и более актуальным.

Возьмем, к примеру, мою родную Тамбовскую область, имеющую самую развитую трубопроводную систему — ее территорию пересекают три самых главных магистральных газопровода и экспортный нефтепровод «Дружба» При протяженности экспортной Трубы около 200 км, размер реальных транзитных платежей для тамбовчан составил бы более $450 млн. ежегодно. Эта цифра вполне сравнима с размером бюджета Тамбовской области на 2007 год. По информации начальника финансового управления Тамбовской области Л. Третьяковой, основные расходы бюджета региона на 2007 год в сумме составят 13 млрд. 141 млн. рублей, а доходы с учетом федеральной помощи и дополнительных налоговых поступлений — 12 млрд. 146 млн. рублей. При этом дефицит составит 995 351 тысячи рублей или 7,6 процента к расходам областного бюджета. Так что удвоение бюджета за счет транзитных платежей было бы весьма кстати для Тамбовской области.

Тем более, что за годы реформ из «крепкого середняка» Тамбовская область стала одной из самых депрессивных в Центрально-Черноземном районе. Министерство регионального развития устойчиво ставит Тамбовскую область в начале рейтинга дотационных регионов. Так, в декабре 2005 года среднедушевая зарплата в Тамбовская области составляла — 6511,3 руб. (к примеру, в беднейшей Республике Калмыкия — 6320,7 руб). По сути, стабильную зарплату в области получают только работники бюджетной сферы, оплата труда которых производится за счет федеральных дотаций. Как официально сообщает пресс-служба администрации, в Тамбовской области в среднем на 1000 женщин рождается всего 125 детей, коэффициент младенческой смертности почти африкански — 11.7 (в Европейском Союзе он составляет 4,5). Как видим, статус «стратегически важной транзитной территории» для экспорта газа материально никак не отразился на жителях Тамбовщины.

При этом по всем региональным СМИ с большой помпой подавали информацию о том, что председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и глава администрации Тамбовской области Олег Бетин подписали очередное соглашение о сотрудничестве сроком на 5 лет. Особой победой над «Газпромом» пресс-служба тамбовского губернатора называет дополнение к стандартному договору с регионами, на основе которого газовый гигант инвестирует в проект газификации Тамбовской области еще 110 млн рублей (примерно $4 млн.). Отметим, что за время действия соглашения уровень газификации Тамбовской области увеличился всего с 45% до 54%. В том числе, в городах — с 66% до 72%, в сельской местности — с 14% до 26%, что ниже средне российского уровня. (Напомним, что РФ в среднем газифицирована чуть более чем на 53%, в том числе в городах — на 60%, в сельской местности — на 34%). До сих пор важнейшей транзитной области России хронически не хватает газа для обеспечения внутренних потребностей. Как говорится, сапожник опять остался без сапог.

Внутренняя колонизация России

Может быть Тамбовская область — это единственный или крайне неудачный пример сотрудничества «Газпрома» с регионами? Давайте посмотрим на показатели Курской области, находящейся неподалеку в Черноземье. По итогам 2006 года объем транспортировки природного газа по участку Курского управления магистральных газопроводов составил 107,7 миллиарда кубометров. Заметим, что для таких объемов транзита отчисления для курян (по «белорусскому варианту») составили бы примерно $300 млн. Что же получила взамен от «Газпрома» транзитная Курская область?

В ноябре 2003 года между администрацией Курской области и ООО "Мострансгаз", являющимся филиалом ОАО "Газпром" было также заключено соглашение о сотрудничестве. (Соглашения, составляющие юридическую и экономическую базу взаимодействия «Газпрома» с регионами, подписаны к настоящему времени с 72 субъектами Российской Федерации.) Заместитель председателя правительства области Геннадий Широконосов довольно откровенно рассказал журналистам о том, как Соглашение реализовывалось в 2006 году: «Отключений и перебоев в газоснабжении потребителей региона со времени заключения договора не было. ООО "Мострансгаз" обеспечило необходимое давление в газотранспортных системах области и соответствующее качество поставляемого потребителям газа». Не перекрывают вентиль газовики — и на том спасибо!

Кроме того, богатые газпромовцы «на хуторе Высоконские Дворы Медвенского района строят один 12-квартирный жилой дом». Выделены также средства на разработку проектно-сметной документации на строительство одного физкультурно-оздоровительного комплекса в сельской местности. В рамках соглашения ООО "Мострансгаз" «оказал спонсорскую помощь футбольному клубу "Авангард" в размере 2,5 миллиона рублей». И это, пожалуй, все подачки!.. Для сравнения приведу одну цифру, уже звучавшую в Меморандуме ИНС. Концерн «Газпром» намерен вложить почти $2 млрд. в газовую промышленность далекой Боливии. Затратные проекты типа «Газпром-сити» и покупка зарубежных активов явно преобладают в приоритетах «Газпрома» по сравнению с жизненно необходимыми вложениями внутри страны.

В это же самое время официальный сайт «Газпрома» без всякого стеснения рапортует об успехах своей региональной политики. «Сложилась развитая система взаимодействия «Газпрома» с субъектами Российской Федерации, позволяющая решать в тесном контакте с местными администрациями многие производственные, финансовые, социальные и организационные вопросы». И после такого самопризнания об отлаженном механизме подкупа региональных элит читаем далее. «Важной формой взаимоотношений Общества с регионами являются соглашения о сотрудничестве и договоры, заключаемые в их развитие по конкретным направлениям деятельности». Что же дают  подобные соглашения Соглашение о сотрудничестве для той или иной области?

Регионы ждут от газового концерна конкретных действий по развитию экономики области. И, прежде всего, реализации проектов по газификации региона и привлечения инвестиций крупнейшей российской газовой компании. Но важнейшим условием подписания Соглашения между могущественным «Газпромом» и рядовой российской областью является, как гласит текст стандартного Договора, «обеспечение администрацией области и муниципалитетов стопроцентных платежей потребителей, финансируемых из областного и местных бюджетов». Только при выполнении этих фискальных условий можно говорить об возможных инвестициях на проектно-изыскательские работы да и на газификацию в целом. Да и то местному руководству еще нужно найти веское обоснование инвестиционной привлекательности своего региона для «Газпрома». 

По сути, это сугубо колониальное соглашение между бесправными туземцами и могущественной ТНК. Вадим Цымбурский однажды удачно сравнил действия отечественных сырьевых корпораций внутри России с современным аналогом Ост-Индской компании, которая проводит политику "самоколонизации". Региональным администрациям в этой схеме отводится роль африканских царьков в «бантустанах», исправно выбивающих податии из местного населения. Иначе сложно трактовать такие вот строки официального документа. «В соответствии с соглашением, администрация Тамбовской области приняла на себя обязательства по обеспечению полной оплаты текущих поставок газа бюджетными организациями, погашению задолженности этих организаций за уже поставленный газ и компенсации в полном объеме затрат по предоставлению льгот отдельным категориям населения по оплате за природный газ. Кроме того, администрация региона окажет содействие "Газпрому" в обеспечении своевременных расчетов за газ потребителями, осуществляющими платежи за счет собственных средств».

В переводе с бюрократического, взамен за верную службу (т.е. за созданные в регионах «расчетно-кассовые центры и единую систему сбора и обработки платежей за топливно-энергетические ресурсы») газовики берут на себя очень скромные обязательства. «В свою очередь, "Газпром" обязуется обеспечить надежное снабжение природным газом потребителей области с учетом производственных возможностей Единой системы газоснабжения, платежеспособного спроса и уровня оплаты газа потребителями». Да и то обогревать все более дефицитным газом российских туземцев предполагается с весьма большими оговорками. Например, Правительство Санкт-Петербурга, идя на встречу монополии, добровольно согласилось переходить «на резервные виды топлива в периоды резких похолоданий». Видимо, это и есть скромная плата за эксклюзивное право немного поучаствовать в проекте «Газпром-сити»…

"Газпром" провоцирует регионы на транзитную войну

Но есть и другие прецеденты взаимодействия региональных властей с могущественным газовым монополистом. Весной 2004 года "Газпром" и правительство Чеченской республики подписали в первое в истории соглашение о сотрудничестве. Правда, оно больше похоже на мирный договор «Газпрома» с Чечней. Напомним, что прокадыровский "Чеченгазпром", отвечающий за региональный транзит, дерзко потребовал от газового монополиста натуральной оплаты своих услуг. В противном случае чеченцы угрожали прекратить транспортировку газа в Закавказье и другие российские регионы Северного Кавказа по территории Чечни. Тогдашний глава Федерального (!) государственного унитарного предприятия "Чеченгазпром" Вахид Берсанов даже открыто обвинил "Газпром" в контрабанде газа.

Испуганный "Газпром" практически простил "Чеченгазу" долг за поставленный в республику газ в размере свыше 4 миллиардов рублей. (Кстати, уровень газификации в замиренной Чечне даже выше, чем в некоторых не воевавших районах Подмосковья.) В рамках соглашения, рассчитанного на пятилетний срок, были подписаны новые контракты на транзит газа и беспрецедентные условия его поставки в республику. А именно, "Газпром" осуществляет поставки газа в республику, "Чеченгаз" оплачивает эти поставки живыми деньгами, зато "Чеченгазпром" за услуги по транспортировке получит для реализации чуть меньше 20 процентов общего объема газа, доставляемого в республику. Как это и подобает вполне независимому «транзитному государству».

Это чеченский урок сразу стал примером для остальных российских регионов. Прежде всего, для национальных республик, поскольку аппетит приходит во время еды. В начале февраля Государственная дума РФ ратифицировала договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном, дающие региону невиданные ранее возможности по использованию российских нефтегазовых ресурсов. Практически сразу Башкирия, вдохновленная успехом Татарстана, заявила о своих правах повторить опыт Татарстана по разграничению нефти и газа с федеральным центром. Да и то тон самого чеченского руководства с каждым днем становится все более агрессивным.

А еще совсем недавно министр по национальной политике, печати и информации Мовсар Ибрагимов заявлял: "Да, сейчас Чечня выполняет функции подсобной республики. Добычей и транспортировкой нашей нефти занимается "Роснефть", а мы получаем от этого очень маленькую сумму. Однако вообще Чечне никакие особые полномочия не нужны. Мы готовы жить по Конституции РФ". Теперь позиция Чечни в вопросе нефтегазового и транзитного суверенитета радикально изменилась. На днях и.о. президента Чечни Рамзан Кадыров объявил о чеченских претензиях на исключительное право самим распоряжаться своей нефтью и газом.

Нефтегазовый комплекс Чечни — это одна из немногих сфер в регионе, которая до сих пор частично управлялась из федерального центра. Поэтому стремление Рамзана Кадырова направлять все доходы от чеченской нефти в республику — это прямой шаг к установлению финансовой независимости от Москвы. По информации ряда СМИ, вскоре Чечня получит от Кремля право пользования всеми природными ресурсами вплоть до их экспорта за рубеж, а также право устанавливать и взимать налоги. Предполагается, что в будущем граждане Чечни будут бесплатно пользоваться электроэнергией и газом. Можно не сомневаться, что в скором времени «парад транзитных суверенитетов» станет геоэкономической реальностью.

Сегодня проблема заключается в том, корпорация "Газпром" провоцирует регионы на транзитную войну. При этом естественная фора дается только тем регионам, у которых имеются для этого политические ресурсы, как у Чечни или у Татарстана. Таким образом, экономическая логика Газпрома является политической логикой дезинтеграции России. Тем более, что дивиденды от перераспределения природной ренты будут извлекать лишь отдельные национальные регионы и их амбициозные этнополитические элиты. И, как всегда, за счет исконно русских областей.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram