"Черкесский вопрос": Итоги года. Часть Первая

За несколько часов до наступления нового года 2014-го – года сочинской олимпиады и 150-ти летия окончания Кавказской войны  – я разослал несколько десятков мейлов ведущим черкесским общественным деятелям, кавказоведам и журналистам  с просьбой  ответить на вопрос:   «Итоги года в черкесском вопросе. Каковы они?».

Перед вами ответы на этот вопрос самих черкесов из разных стран и изучающих черкесскую проблематику журналистов, политологов и кавказоведов из России, Израиля, Португалии, США, Грузии, Канады, Азербайджана, Иордании, Абхазии, Турции, Германии, Чехии, Украины.

Кроме черкесов и черкесоведов мне особенно интересен был взгляд  соседей черкесов – чеченцев, единственного, на данный момент, северокавказского народа,  который смог получить, и, в какой-то мере, сохранить государственную независимость  (при всех плохом, что можно сказать про него,  я считаю режим Рамзана Кадырова единственным национально ориентированным правительством на территории Российской Федерации).  Представители официальных властей Чечни и дудаевской республиканской иммиграции согласились ответит на мой вопрос, представители Имарата Кавказ – отказались.
Для удобства восприятия я разбил полученные ответы на три выпуска.

Текст получился длинным – но он стоит прочтения.

Яна Амелина. Начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ). (Москва, Россия).
Жизнь показала, что никакого "черкесского" вопроса не существует. В 2012 г. мы даже в брошюру это развернули, однозначно доказав зависимость "черкесского" вопроса от внешнего фактора. После этого абсолютно все, включая самих черкесов, потеряли к нему всякий интерес. Что и следовало доказать. Неплохое пиар-сопровождение проекта позволило ему некоторое (недолгое) время держаться на плаву общественного внимания. Однако отсутствие реальной почвы и грубые ошибки грузинских кураторов (в частности, попытка скрестить "черкесский" проект с исламистским) поставила жирный крест на всем предприятии. Это было очевидно с самого начала, и мне жаль времени, которое все-таки пришлось потратить на данную тему. С другой стороны, это позволило лишний раз убедиться в профнепригодности противоборствующей стороны, что не может не радовать.

Андзор Ахохов. Гражданин Черкесии. (Нальчик, Черкесия).
Национальное самосознание растёт, и главное, что черкесы перестали бояться называть имя своего врага - России.


Пол Гобл (Paul Goble).  Профессор, бывший сотрудник ЦРУ и Госдепартамента США,  бывш. Специальный советник по национальному вопросу в СССР и проблемам Прибалтики  Госсектетаря США  Джеймса Бекера, автор блога Window on Eurasia,  (США).

2013-й год был для черкесов одним из самых успешных за многие десятилетия.  То, что Сочи был выбран местом проведения Олимпиады,  помогло черкесам не только объединиться, но и привлечь внимание мира к черкесскому вопросу.



Руслан Кеш. Координатор общественного движения "Черкесский Союз". (Нальчик, Черкесия).

Главный итог этого года, на мой взгдяд, состоит в том, что мы поняли, что просить кого-то решать проблему нашего народа - бесполезно. Можно бесконечно придумывать себе "союзников", но в реальности мы стоим перед нашими проблемами один на один - и, я думаю, что сегодня это осознали все черкесские активисты.
Это понимание поможет нам, наконец, сосредоточиться на решении своих проблем, не распыляясь на чужие проблемы.
Отрадно, что это начали понимать и в крупнейшей общине черкесов - в турецкой.


Ислам  Сайдаев.  Начальник  отдела  Министерства  Чеченской  Республики  по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Эксперт по противодействию экстремизму и терроризму. (Грозный, Россия).

Можно ли  найти кошку в темной комнате?
Целый год в различного рода  СМИ, как  в России так и на Западе муссировалась тема так называемого «черкесского вопроса».
Особенно  часто эту тему подымали грузинские СМИ и политические деятели времен уже бывшего главы Грузии Михаила Саакашвили. Многие эксперты по Кавказу, и я в том числе, считали, что вот-вот представители «черкесской диаспоры» и поддерживающие их лобби в разных странах Запада и Востока, начнут массированную атаку, против России, используя «тяжелую артиллерию», вроде  известного всем лоббиста чеченских сеппаратистов  Лорда Джадда и Збигнева Бжезинского. «Однако», -  как  любит говорить  Михаил Леонтьев, западного политика, кричащего с высоких трибун о необходимости предоставления черкесам независимости,  никто и не дождался.
За прошедший год, лоббисты этой темы, к которым я по ишибке  припысывал и моего израильского товарища Авраама Шмулевича, так и не продвинулись в этом вопросе дальше интернет сферы. По глупости своей я думал, что  вот –вот черкесы «прыгнут на амбразуры», повязав себя «поясами смертников», но последние терракты в Волгограде показали, что «русский вопрос» в России более актуален, нежели черкеский. Да и как быть ему актуальным, когда среди самих черкесов на просторах матушки России, интересующихся «своим вопросом» «Днем с огнем  не сыщещь»?!  Как говорится: «Трудно найти черную кошку в темной комнате, тем более, когда ее там нет!»
Вот и приходится мне с равви Авраамом дисскутировать друг с другом по черкеской теме. Назревает резонный вопрос: «А оно нам надо?», а если надо: - «То какого ляда..?». Или что нам болше всех надо?!

Марат Н., рядовой общественник. г. Нарткала, КБР.
Если честно, то хорошего думаю мало, Авраам. И прежде всего в свете Вашей критике по поводу неспособности договариваться между собой черкесских лидеров. Я ведь лишь рядовой общественник. И мне в этом качестве черезвычайно сложно определись кто из них прав, а кто нет. Их послушать, так все правы, но при этом они же сами и критикуют друг друга очень сильно. И поди теперь, разберись. Если бы они вняли Вашей критике и выработали какую-нибудь программу или приняли бы какое-нибудь общее решения, то я и такие как я, знали бы, что мы действуем не в интересах того или иного лидера, а в интересах принятого всеми или большинством решения. То есть работаем не на кого-то, а на решение. Но этого, увы, до сих пор нет. В общем на мой взгляд, это большой вред.

Чтобы не быть голословным, я приведу Вам такой пример. В прошлом году, по моему "Адыгэ Хасэ - Черкесский Совет" (Майкоп) принял решение об объявлении 2014 год - "Годом скорби". И сразу вопрос, почему только они объявили, а остальные организации? Это что акция только майкопчан? Или это акция российских черкесов? Или может вообще всех черкесов? Во всяком случае я нигде не встретил сообщения оповещающее о поддержки этой акции другими черкесскими организациями. Читал лишь пост Circassian Parlanet в котором он вырожал своё недовольство тем, что это не было сделанно сообща. И всё. Может я пропустил что-то важное, не знаю. Но о намерении объявить этот текущий год - Годом скорби, я первый раз услышал ещё в позапрошлом году от Яганова. И теперь хочешь танцуй, хочешь плачь, но с народом ты или нет никто тебе не скажет. Или например если взять недавнее задержание некоторых черкесских активистов, когда их пытались обвинить в связях с экстремистами. Их отпустили, но они так и не приняли (на этот момент) совместного заявления о своей непричастности ни в какой форме к экстремизму и террору. За принятие такого заявления ратует Кеш Руслан, а другим похоже это не интересно. Конечно это их право, но всё же, если их не беспокоит их собственная судьба, то мне кажется нельзя быть неосмотрительным и в своём лице подставлять под обвинение в экстремизме само Черкесское Движение. Неспособность договариваться в таких случаях, это опасно и о возможности подобного рода провокациях со стороны спецслужб предупреждал П. Гобл. Досадно всё это.

Видите ли, Авраам, я всё также считаю, что всё равно должно быть принято какое-то общее решение. Я понимаю, что есть принципиально разный взгляд на решение как самого Черкесского вопроса, так и деталей. Но правда, сложно сориентироваться, когда все правы и в тоже время не правы. И здесь какой-то общий знаменатель помог бы оценивать конструктив (или наоборот - негатив) того или иного деятеля соизмеряя его действия, заявления с этим принятым решением. Причем имеется ввиду не вообще сам Черкесский вопрос, а его составляющие, например репатриация. Мне кажется это наиболее важным на данный момент, ибо черкесы могут не успеть наростить тело народа (его массу) к моменту развала РФ. А это значит, что сам развал не принесет позитива черкесам, кроме того, что развалится сама РФ, ибо на мой взгляд в этом случае произойдет простая смена центра зависимости. Была Москва и русские, станет Краснодар или Ростов и казаки. Хотя иметь дело отдельно с казаками наверно лучше, чем с казаками и ещё плюс остальной Россией. Наверно. Время покажет.


Муса Таипов. Посол Чеченской Республики – Ичкерия во Французской Республике. (Страсбург, Франция).

В принципе, говорить можно много... Но длинной хороша верёвка... А речь, короткой.

Основываясь на нашем небольшом опыте, уже вижу некоторые просчёты.  Хотя думаю, а вернее уверен, что многие "просчёты" навязаны извне.
Для того, чтобы победить противника, не обязательно уничтожать всех представителей этого народа. Достаточно просто разобщить, подкидывая различные заведомо тупиковые идеи, создавая ложных лидеров и т.д... Вы человек умный и понимаете эти технологии...
Думаю, что и с Черкесами поступили именно так же. Вернее, с нами поступают так, как с ними, на основе уже наработанного империей опыта.

Также поступали и с белой эмиграцией из самой России уже в 20 веке... То есть методика всегда одна, и она хорошо отработана...

Касаясь черкесского вопроса, вкратце могу сказать (то, что мне видится со стороны) – у этого многострадального народа, в настоящее время нет ядра, постоянно действующего мозгового центра, нет единой программы... Есть неистребимое желание, у тех, кто оказался депортирован в ходе ссылки в 19 веке, вернуться на родину. Стать хозяевами на своей Земле. И никакие силы, это желание поколебать не смогут. Это голос крови, и она зовёт. У кавказцев чувство Родины особенно важное, и оно передаётся из поколения в поколение.
Но не всегда желание и возможности совпадают.
В соответствие с желанием, целью, нужно – выстроить линию поведения, обозначить приоритеты, найти союзников, подобрать необходимый инструментарий и т.д... Это комплекс проблем, где должна быть постоянно действующая серьёзная организация координирующая все направления.
Всё это требует осмысленных, трезвых и бескомпромиссных действий на грани самопожертвования (в смысле отдачи делу).
Зарубежная диаспора (исходя из тех данных, которыми обладаю я) предпринимает мало действий, с точки зрения того же права. Разумного лоббирования интересов своего народа. При том, что черкесская диаспора многочисленна и имеет из своей среды состоятельных людей. Думаю, что они уже давно могли бы создать свои СМИ, в частности телеканал, через который можно было бы доводить свою линию и который бы смог объединить черкесов всего мира. Пользу от такого телеканала, получили бы и другие народы Кавказа. По сути, мы все, единокровные братья. Братья и по пережитым нашими народами несчастьям, которые ещё не закончились.

Есть ещё один момент, который на мой взгляд очень важен, нам нужно объединять усилия в противодействии имперской политики России.
Время уже не только пришло, оно уже бежит впереди нас... Эти слова я адресую всем кавказцам.

У нас нет права остаться на задворках истории и растерять богатое наследство, которое нам оставили наши предки.


Андзор Кабард. Черкесский активист. (Россия).

В Сирии продолжается война, уносящая все новые черкесские жизни и стирающая с карты все новые черкесские поселения. Вопрос о репатриации сирийских черкесов по прежнему с Россией не решен. Те немногие черкесы, которых сегодня условно называют "репатриантами", хотя подобного статуса в России не существует в принципе, завезены на правах обычных мигрантов, по инициативе и на средства российских черкесов-частных лиц. Москва, в очередной раз, который уже по счету, осталась глуха к призывам дать дорогу домой потомкам черкесских изгнанников, ставших таковыми по ее вине.

Чаяния 1990-х гг, главным из которых было истребование права на репатриацию для народа-изгнанника, так и не пришли, за почти что четверть столетия, в согласие с реалиями российской политики. Потрясшая, в прошлом году, весь черкесский мир гибель сенатора от Кабардино-Балкарии Альберта Кажарова, человека пользовавшегося огромным авторитетом в народе, стала трагичным финалом целой эпохи, которую можно назвать "калмыковской".

У истоков этой эпохи стоял российский министр юстиции и член Совета Безопасности Юрий Калмыков, возглавлявший Международную Черкесскую Ассоциацию (МЧА). Его наследием стали принципы, технологии и инструментарий этой организации, определившие лицо черкесского движения в 1990-е гг. Эти принципы по прежнему лежат в основании риторики части черкесских активистов. Однако, неактуальность таковых предельно ясно продемонстрировал Сирийский кейс 11-13 гг. Прошлый год стал годом осмысления текущей ситуации и годом начала подготовки к радикальному пересмотру принципов черкесского транснационализма.

В 13 г, кавказофобия окончательно стала в России легализованным де-факто дискурсом. Кампания по выборам столичного мэра, прошедшая на фоне омерзительных нацистских истерик, и публичное выступление вице-спикера российского парламента, прямо с экранов телевизоров безнаказанно призвавшего к геноциду народов российского Кавказа, - яркие тому подтверждения.

Был принят целый пакет репрессивных законов, которые отныне позволяют властям, на вполне "законных" основаниях, проводить любые акции по "нейтрализации" кого угодно и за что угодно, не особо заморачиваясь поиском подходящих поводов. Возможно, недавняя скандальная история с обысками и допросами Ибрагима Яганова, других черкесских активистов, задержанных российскими спецслужбами под откровенно нелепым предлогом, явила собой первое дыхание нового времени. Впрочем, по-настоящему серьезного прессинга, в черкесских кругах, ожидают после Олимпиады.

Но отнюдь не все так плохо, были в 13 г и хорошие новости.

Сотни черкесов, в основном из Турции и Иордании, а также из России, получили грузинские паспорта. Для черкесов Диаспоры это реальная возможность вернуться на Кавказ, поклониться родным горам, пусть и с другой стороны хребта. Для российских черкесов, в связи с ожиданием введения безвизового режима между Грузией и Евросоюзом, грузинское гражданство стало надеждой на окно в большой мир. "Второй паспорт" может оказаться отнюдь не лишним, с учетом безрадостной ситуации с правами человека и безопасностью на российском Кавказе, широким распространением в России кавказофобских настроений и связанных с этим дискриминационных практик.

Если процесс выдачи грузинского гражданства будет продолжен и расширен, если в него будет широко вовлечена черкесская Диаспора, прежде всего на Ближнем Востоке, в той же Сирии, это может иметь весьма значительные последствия не только для грузино-черкесских отношений, но и для судьб всего Восточно-Черноморского региона, открывая перед Тбилиси заманчивые перспективы.

Однако самые важные события прошлого года связаны с Турцией. 2013 г стал годом радикальной трансформации турецкого государства - отныне Турция официально является полиэтнической страной. Центр тяжести черкесской транснации находится именно в Турции, именно в Турции проживает подавляющее большинство черкесов. Огромный потенциал, заложенный в черкесском движении, вряд ли сможет полностью раскрыться раньше следующего десятилетия, но уже в прошлом году можно было заметить, как качественно изменился статус анатолийских черкесов.

Мы наблюдали это в черкесский День Памяти (21 Мая), когда все ведущие политические партии Турции, включая правящую, в лице премьер-министра Реджепа Эрдогана, а также, что немаловажно, курдскую, официально обратились к черкесам со словами участия и поддержки, впервые в истории. Мы наблюдали это во время встречи министра иностранных дел Ахмета Довутоглу с представителями сирийских черкесов, когда было сказано: "Турция - ваш дом, а мы - ваша семья". И не просто сказано - Турция действительно приняла львиную долю черкесов, вынужденных покинуть разоренную войной Сирию.

В Турции начали открываться черкесские детские сады, строиться черкесские этнокультурные комплексы, причем на выделенных государством землях, открываться университетские факультеты черкесской филологии. Это навскидку - первое что вспоминается. И то ли еще будет. Получается, что 2013 г, для черкесского мира, это прежде всего Год Турции.

Результатом всего вышесказанного, стало то, что российские черкесы практически утратили свое положение в центре черкесского мира, занимаемое по праву хранителей родной земли и благодаря своему статусу, сегодня уже во многом лишенного практического наполнения. В Турции, как уже говорилось выше, живет основная часть народа, а, люди, в конечном счете, важнее камней и травы, даже безмерно любимых,- люди это самое главное.

Процесс перемещения политического центра черкесской транснации из России в Турцию вскорости будет институционально оформлен, - это неизбежно и это дело совсем недалекого будущего. Мне, как российскому черкесу, остается только наблюдать за этими переменами, пожелав успехов своим анатолийским сородичам.


Гела Васадзе, политолог.  (Тбилиси, Грузия).

Черкесский вопрос и Грузия – итоги 2013 года (тезисы).

участие в Олимпиаде
несмотря на серьёзное сопротивление части грузинского общества, сегодня очевидно, что грузинские спортсмены будут выступать в Сочи под национальным флагом. Этот факт  является ударом, как для интересов Грузии, так и для интересов черкесского национального движения. Надежда на то, что хотя бы одна страна будет бойкотировать Сочинскую олимпиаду, не оправдалась. Причины этого следующие:

  • в октябре 2012 года в результате парламентских выборов в Грузии к  власти пришли силы лояльные Кремлю. Данные силы готовы пойти на серьёзные уступки (в том числе и за счёт национальных интересов страны) для нормализации отношений с Российской Федерацией.
  • тема Олимпиады не была актуализированы в грузинском общественном сознании, как тема, напрямую связанная с проблемой оккупированных территорий.
  • несмотря на наличие такого инструмента, как Черкесский культурный центр, черкесские организации не использовали возможность актуализации вопроса олимпиады в Грузии.
  • сам Черкесский культурный центр не проявил должной активности по вопросу Олимпиады и связи Олимпиады с вопросом геноцида черкесов.

в итоге вопрос свёлся чисто к спортивной составляющей, а лицемерный лозунг «спорт должен быть выше политики»  прочно укрепился в сознании большей части грузинского общества.


вопрос о признании геноцида черкесского народа

через пару месяцев после выборов, в качестве пробного камня, была поднята тема о возможности отмены резолюции о признании геноцида черкесского народа парламентов Грузии. Несмотря на то, что тема не имела продолжения, можно предположить, что тема может быть поднята вновь. Следует учитывать, что  при таком повороте событий, сопротивление внутри грузинского общества будет минимальным. Этому в немалой степени способствуют и те обстоятельства, что попытки грузинской диаспоры присоединиться к протестам в связи с геноцидом черкесов за рубежом, неоднократно наталкивались на сопротивление участников акций, причём не только абхазов, но и черкесов.  Наличие на подобных акциях множества абхазских и югоосетинских флагов, также не способствует развитию отношений.


Связи между грузинской и черкеской диаспорами так и не были налажены, координация отсутствует.

Выводы:


черкесские организации не используют Грузию и грузинскую диаспору, как своих естественных союзников в борьбе против Кремля
Черкесский культурный центр в Тбилиси практически лишён своей политической составляющей

отсутствуют прочные связи и координация посредством социальных сетей

нет общего плана действий по актуализации черкесского вопроса в грузинском общественном мнении.

сегодня уже понятно, что тема сопротивления Сочинской олимпиаде, как общая тема для развития грузино-черкесского сотрудничества, упущена.  Необходимо создание нового, пусть неформального, координирующего центра, для развития грузино-черкесских отношений и использования факта признания геноцида черкесского народа парламентом Грузии.

Антон Кривенюк. Журналист.  (Абхазия).

Мне кажется, главный итог года в черксском движении (за которым я в этом году следил мало) случился совсем недавно - когда Яганова и еще несколько человек привезли в Краснодар для "профилактической беседы" силовики. На мой взгляд, совершенно ясно, что черкесское движение признано в России "национальной угрозой". При том, что здесь очевиден потенциал для политического диалога. Понятно, что все дело в олимпиаде. Но также понятно, что на Северном Кавказе политику контролируют силовику, а это совершенно другое мироощущение - они обязаны находить врагов и их уничтожать.
В общем, резюме такое: основной итог года, тот, что черкесское движение вытеснялось за рамки цивилизованного политического поля, для российской силовой машины, они экстремисты. Значит как следствие ждем радикализацию черкесского движения.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter