Футбол

Эти строки я пишу в перерыве матча Испания-Таити, проходящего в рамках Кубка Конфедераций. Чемпионы мира и Европы, играющие полурезервным составом и в совершенно пешеходном темпе, уже забили четыре безответных гола и явно не собираются останавливаться на достигнутом. Первый матч сборная небольшого островного государства проиграла нигерийцам со счетом 1-6. Чувствуешь некий сюрреализм от того, что все это происходит в рамках сшибки чемпионов всех континентов, пусть и имеющей товарищеский характер. Но вроде как все по справедливости – самая сильная команда Океании, сборная Австралии, перешла в более перспективную азиатскую зону, новозеландцы к последнему региональному турниру отнеслась халатно, вот и стали самобытные таитяне формальной ровней испанцам и бразильцам. Ну что ж, в ООН тоже голос Гондураса формально равен американскому или китайскому, и даже в число непостоянных членов СовБеза кто только не прорывался (таитян, правда, не было). Но в тамошних коридорах еще понимают разницу между формальным статусом и реальным положением дел, для закрепления этого знания там не обязательно устраивать публичные порки полупорнографического характера.

Мишель Платини, в бытность свою игроком заслуженно принадлежавший к числу великих, после вступления в должность главы УЕФА решил установить в Старом Свете порядки, по степени эгалитарности в чем-то даже превосходящие «таитянский парадокс». Раньше, к примеру, в основной сетке Лиге Чемпионов играли только чемпионы своих стран, в полном соответствии с названием. Через сито квалификации прорывались польские, венгерские, шведские команды, в их дальнейших групповых столкновениях с признанными грандами из Италии, Испании, Англии случалось всякое, но откровенных конфузов практически не было, а вот сенсации время от времени происходили. Затем функционеры решили добавить вторые, третьи и даже четвертые команды наиболее сильных национальных чемпионатов (в соответствии с их текущим рейтингов). Пробиться в основную сетку «скромникам» стало сложнее, но все еще возможно – то за счет удачного жребия, то за счет сверхволевых усилий в двухматчевом противостоянии с грандом. Дальше, опять-таки, бывали разгромы и провалы, но поражение Хельсинборга от ПСЖ 1-6 не ставило под сомнение заслуженность пребывания шведов в элите сезона – для этого они по-честному обыграли Интер. Платини решил поменять ситуацию – отныне для золушек ногомяча есть отдельная квота, отдельный отсев, где они играют лишь друг с другом, и отдельная гарантированная полудюжина мест.

И вот теперь-то позорное и откровенно договорное поражение загребского Динамо от Лиона со счетом 1-7 (всего же хорватские кудесники кожаной сферы записали на свой счет два с лишним десятка пропущенных мячей) уже не оправдаешь утешительным «ну заслужили же пацаны!». Чем заслужили? Попранием еще более убогих люксенштейнцев и лихтенбургцов? Мне одному это напоминает собеседование в Штатах, где наилучшие шансы на трудоустройство имеет одноглазый негр-шизофреник, желательно состоящий в однополых отношениях с нелегалом из Мексики? С 2016 года сия практика перенесена и на сборные – число участников финальных стадий чемпионатов Европы увеличено с 16 до 24. Мало того, что это крайне усложняет и искривляет схему проведения (проходили на ЧМ), но и в корне меняет сам смысл происходящего. Теперь право на участие в ЧЕ получают не только лучшие из лучших, но и лучшие среди худших, и даже худшие из средних. Понятно, что и в Македонии с Исландией найдется пара приличных игроков, ну и так и в Таити есть Марама Ваируа, некогда один из самых золотых мальчиков прекрасного футбольного поколения Франции начала века. Это же не повод таитизировать смотр лучших футбольных сил континента, превращая его в радостное американское заглядывание в слюнявую пасть соискателя: «Поздравляю, Вы приняты! Лучше Вас, мистер…сори, мисс..не найти!».

В России кривая – во всех смыслах – мировых футбольных тенденций завернулась еще более причудливо. У нас деклассированные и десоциализированные элементы не только лучшие кандидаты на трудоустройство – их, если понравятся начальству еще и вводят в совет директоров с миллионными гонорарами. Результаты корпорации данный подход меняет в совершенно очевидную сторону. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на результаты откровенных гос/бизнес проектов Зенита и Анжи в последнем розыгрыше еврокубков. На прежней фазе развития питерцы, уже богатые, но еще в разумных пределах, брали Кубок УЕФА и Суперкубок Европы. Теперь, с запредельно дорогими Халком и Витцелем, они, упоительно предаваясь сварам внутри коллектива, сливают швейцарскому Базелю. Анжи с Это’О не может пройти играющий полурезервным составом и находящийся в зоне вылета английской премьер-лиги Ньюкасл. Не сегодня и не вчера придумано, что разбогатевший свинопас будет пасти свиней верхом на лошади.

Футбол всегда был игрой не столько аристократической, сколько меритократической. Вернее, эти две тенденции в спорте номер I давно ведут упорную борьбу, и карта нередко ложилась в пользу меритократии – вспомним хотя бы победы Стяуа и Црвены Звезды в КЕЧ, сборной Греции – на ЧЕ. Но никогда он не был пристанищем толерантного эгалитаризма, где велфер, паразитаризм и глухонемой негр-гомосексуалист – лучшие друзья человека. Увы, сколько бы не говорили про принципиальную несмыкаемость спорта и политики, одно тесно переплетается с другим, мимикрирует и зеркалит его.

PS Испания, все так же не напрягаясь, завершила матч со счетом 10-0, попутно еще и не забив пенальти. Все нации, расы, страты, ориентации вообще люди равны между собой, разве вы сомневаетесь?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram