Медведь среди славян. Мифолого-политическое исследование

К счастью, наш богатырь (медведь) отличается рыцарским характером, чуждым всякого коварства и лжи. Не умея лукавить, он добивается своего открытой силой и не прибегает к бесполезной жестокости, подобно волкам. В основе медвежьего характера лежит полная флегматичность и любовь к покою.

Альфред Брэм "Жизнь животных"

Нами правят архетипы. Зачастую события происходят не в силу видимой логики, не согласно причинам экономического или иного "реального" свойства, но в силу неких факторов из области сакрального, скрытых от глаз профанов. Это верно даже относительно "незначительных" событий "частной" жизни того или иного человека – но в сто раз более верно относительно событий значимых, исторических, затрагивающих жизни целых народов и стран…

Выстроить свое правление в гармонии с Сакральной вертикалью для правителя не менее (если не более) важно, чем построить прочную властную вертикаль.

Это часто забываемое правило ещё раз напомнило пришествие на Царство в России Медведя. Ведь (это очевидно для понимающих) сам выбор в свое время протекал строго в рамках Архетипа, причем именно в рамках Русского Мифологического Архетипа: Путин выбирал между Медведем и Иваном. Победил Медведь.

Правильное рассмотрение должно быть многомерным. И для мифолого-политического, сакрального анализа любого события необходимо привлечение мифологии античной, еврейской (в старой российской литературе её обычно стыдливо именовали библейской) и мифологии данной местной - в нашем случае славянской.

Данную статью мы посвятим именно славянской мифологии. При этом, наряду со славянскими мифами, не менее важны для понимания сущности Медведя и мифы финно-угров. Ведь в ранней русской истории финно-угорский и славянский элементы были тесно смешаны, мифология у древних славян и финно-угров была во многом общая, в формировании русской народности и славяне, и финно-угры принимали участие почти на равных. Достаточно вспомнить, что, согласно "Повести временных лет", Рюрика с братьями "приглашали на княжение" и славянские, и финно-угорские племена; такие города, как Ярославль, Москва, Великий Новгород, возникли на землях со смешанным славянско-финноугорским населением.

Начиная анализ, необходимо помнить, что медведь – существо, подверженное спячке, его сущность раскрывается только по прошествии, как минимум, двух сезонов, двух сроков – зимы и лета. Причем зима всегда идет первой, появляются на свет медведи зимой, в первый период. Первый срок их существования – латентный, делать дела они начинают только со второго срока.

В древне-русском языческом пантеоне Медведь отождествляется (или, по крайней мере, тесно сближается) с богом Велесом (он же Волос). Волос состоит в противоборстве с другим богом – Перуном. Волос в древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 года, согласно "Повести временных лет") выступает как "скотий бог" - покровитель домашних животных - и бог богатства. Волос соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог - Перун - с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Волоса-Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В социальном аспекте это же различие проявлялось в том, что Волос (Медведь) считался богом "всей Руси", а Перун - богом княжеской дружины. [В. В. Иванов, В. Н. Топоров. "Велес", Энциклопедия "Мифы народов мира", т.1, издат-во "Советская энциклопедия". М., 1987 г.]

Не трудно увидеть здесь отражение как прошлого противоборства Медведева и двух других кандидатов в преемники - Иванова и Сечина, так и отражение нынешней напряженности Медведев – Путин. И прежние конкуренты Медведева, и нынешний его отец-соправитель-соперник – представители "силового блока", Генералы Спецслужб, Иванов же – вообще был министром обороны.

В свое время противоборство между Волосом-Медведем и Перуном закончилось победой последнего – произошло это в ходе религиозной реформы князя Владимира – будущего крестителя Руси. Перед обращением в христианство князь провел реформу языческого культа, до неё официальных культов было два: культ Перуна и культ Волоса (медведя). Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Волос, почитание которого было повсеместным, в пантеон вообще не попал. [Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство 'Наука', 1987 г. Глава 9 «Языческая реформа Владимира»].

Не исключено, что таким же будет и исход нынешнего противостояния Медведева и Путина.

В этом контексте победу Медведя можно рассматривать как второй раунд давнего поединка (противоборство между Волосом-Медведем и Перуном). Однако тогда по его результатам в конечном итоге победила "третья сила" – христианство. Очевидно, что и сейчас результат властной борьбы может оказаться столь же неожиданным и глобальным. (Каким именно - это тема для отдельного мифолого-политического исследования).

В славянской и финно-угорской мифологии боги нередко сами могли принимать образ Медведя, когда хотели показаться людям. Для этих древних культов характерны такие мотивы, как "Медведь - сын небесного бога" (в частности, связанного с громом), "перемещение Медведя с неба на землю", "Медведь и плодородие". 

В представлении многих народов медведь занимает место на границе между человеческой природой и животным миром. У русских, украинцев, белорусов прослеживается двоякое отношение к медведю.

С одной стороны - это священный зверь, покровитель рода; его боятся домовой и кикимора. [О.В. Голубкова "Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества)". "Этнокультурное взаимодействие народов Евразии", № 20]. В обрядовой практике русских Сибири и существующих рядом с русскими коренных народов, медведь - не простое животное, а особое существо, которое "много знает и понимает". Медведь не противопоставляется человеку, но родственен ему, ведь тело убитого медведя с ободранной шкурой напоминает туловище человека, след его лапы похож на след человеческой ступни, как и человек, медведь всеяден.

С другой стороны, медведь относится к нечистой силе: считается, что он или "лешему родной брат", или подвластен ему как своему господину. Медведь может выступать и в роли оборотня. Так же человек может быть превращён в медведя в наказание за совершённые проступки

Однако, хотя существует ряд легенд о превращении человека в медведя, и о том, что медведь и человек – братья, в славянской и финно-угорской мифологии медведь никогда не выступает в качестве предка Человека как такового. [Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.3-М., 2004, с.211-215].

То есть, между Медведем и его подданными всегда будет сохраняться непреодолимая дистанция, о полном единении общества и власти, о полной демократии речи быть не может в принципе.

Каким именно будет правление президента-Медведя?

Мифология предвещает, что, в конце концов, новый преемник сможет решить проблему несправедливо прихватизированнной государственной собственности. Амнистии опальным олигархам ждать, также, не стоит. Ведь известный удмуртский этнограф-краевед 19 века, священник Григорий Верещагин, в работе "Предания о медвежьем культе" сообщает: "Если вор похищал у кого деньги, потерпевший приносил в свой дом медвежью голову, которая на этот случай имелась в деревне всегда и хранилась у кого-нибудь из домохозяев." Считалось, что медвежья голова и выставленное угощение могут приманить из леса живого медведя, который найдёт вора и распорет ему живот [Верещагин Г.Е. Образцы произведений устной словесности вотяков. Т. 4, кн. 2. Ижевск, 2001, с.24].

Благоприятно скажется правление Медведева и на демографическом балансе Российской Федерации. Ведь образу Медведя присуща брачная символика плодовитости, представленная в свадебном обряде, любовной магии, лечении бесплодия и т. д. Приснившийся девушке медведь сулит ей жениха. В ряде сибирских районов бытует представление о том, что ночью к девушкам приходит домовой в облике медведя и душит, предвещая таким образом скорое замужество: "Однажды, молодая еще была, легла я ночевать в сенях. Вдруг ночью просыпаюсь от тяжести, гляжу: медведь на меня навалился. Тяжелый такой, душит. Я ни рукой, ни ногой шевельнуть не могу, ни закричать. Он подавил-подавил маленько, да слез. Бабушки говорили, что это домовой из дома выживает. Я и, правда, вскоре замуж вышла". Считалось, что женщина излечится от бесплодия, если ее переступит ручной медведь.

С идеей плодородия связан обычай рядиться медведем во время святочных, масленичных и брачных обрядов. Мать жениха, изображая медведицу, выходила встречать молодоженов в шубе, вывернутой шерстью наружу: "...чтобы жених был богатый, как кожух волосатый" [Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива ИРГО. - Пг., 1914 - 1916. - Т. III. - Вып. I. с. 1077].

В Ишимском округе во время свадебной церемонии, впервые переступая порог дома невесты, дружка произносил приговор: "Мохнатый зверь, да на богатый двор" [Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (ХVIII - первой половины ХIХ вв.). - Новосибирск, 1979., с. 228].

В ряде мест молодоженов клали спать в первую ночь на медвежью шкуру в овчарне или скотной избе, "чтобы детей у них было столько, сколько волосков на шкуре" [Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1865. Т. I. , с. 690].

В Стоглаве упоминалось о гадании рожениц с помощью ручного медведя о судьбе новорожденного, а беременные женщины пытались узнать пол будущего ребенка: ему подносили хлеб, и если медведь "рыкнет", то родится девочка, а если "не рыкнет" - ожидали мальчика [Стоглав. Царския вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинах. - СПб., 1863. с. 264 - 265].

Медведь также мог показать, сохранила ли невеста девственность до свадьбы. В Сибири считалось опасным ходить в лес беременным женщинам, потому что медведь безошибочно их распознает, и "в случае встречи с толпой женщин непременно бросается на ту, которая беременна, наипаче, если она беременна парнем... А отыскивает он их для того, чтобы в самом зародыше умертвить своего будущего врага - охотника... Поэтому-то здесь обыкновенно и не берут беременных баб в лес, так как они могут привлечь к "табуну" медведей и сами погибнуть" [Неклепаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского края // Записки Западно-Сибирского отдела ИРГО. - Кн. ХХХ. - Омск, 1903., с. 77]. ,(Цитаты даны по статье: В. Голубкова. Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества). "Этнокультурное взаимодействие народов Евразии", № 20).

Медведь упоминался и в защитительных проклятьях: так, беременная удмуртка отвечает любопытствующим о её будущем ребёнке: "В рот тебе кошачьи яйца, в глаза тебе горячие угли, да пусть тебя медведь изнасилует…".[Герд К.П. Человек и его рождение у восточных финнов. Helsinki: Societe Finno-Ourienne, 1993. 97 с., с.27]. (Эти и последующие цитаты из удмурдской мифологии даны по статье: Коробейников А.В., Сахарных Д.М. Проектная идея "Возвращение медведей" // "Память предков: национальный эпос и фольклор финно-угров сквозь призму детской литературы" в рамках 170-летия карело-финского эпоса "Калевала": Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар: Национальная детская библиотека Республики Коми им С.Я.Маршака, 2005. С.130-136.).

Очевидно, здесь содержится и грозное предупреждение потенциальным политическим противникам Дмитрия Анатольевича.

Вообще же, в русской мифологии считается, что медведь "благосклонен к женщинам". [Попова А.М., Виноградов Г.С. Медведь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Советская этнография. - 1936. - № 3. - С. 78 - 83. с. 80]. В русских народных сказках, легендах, быличках присутствует мотив сожительства медведя с женщинами. В ходе т.н. "медвежьей свадьбы" в лес отводили непорочную девицу и оставляли ее там, чтобы она стала женой медведя [Иванов В.И., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. - М., 1965, с. 161].

В свадебных обрядах "медведем" и "медведицей" называли жениха с невестой, а дружка именовался "медведником". В предсвадебном причитании невеста иногда называла свекра со свекровью "медведями". Сваты часто звались "косматыми". [Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М., 1982.с. 163 - 165].

В русском фольклоре популярен образ медведя-свата:

«Медведь-пыхтун
По реке плывет:
Кому пыхнет во двор,
Тому зять в терем».
[Поэзия крестьянских праздников, 1970 г., с. 171, № 192].

Так что очевидно неслучайно то, что жена Президента Медведева Светлана, в девичестве Линник (см. на неё здесь, здесь и здесь) – наиболее яркая, красивая и наиболее не чуждая светской жизни среди жен всех кремлевских руководителей, включая и Путина. Неоднократно ее видели на открытии Недели моды в Москве, жена Медведева является давней поклонницей знаменитого кутюрье Валентина Юдашкина. Их знакомство состоялось на новоселье у Пугачевой в 2005 году. Кроме того, Светлана - кавалер женского ордена Русской православной церкви "Преподобной Евфросинии Московской", вручаемого «выдающимся женщинам России», она возглавляет попечительский совет целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Программа была разработана с благословения Патриарха Алексия II, пользуется поддержкой Администрации Президента, Министерства культуры и Государственной Думы.

Впрочем, российские женщины имеют и некоторый повод для беспокойства в связи с пребыванием Медведева на посту Президента, ведь известны рассказы о том, как не приглашенные на свадьбу колдуны превращали в медведей свадебные поезда. У русских Алтая образ медведя или его лапа, коготь применялись в свадебной обрядности с целью расстроить свадьбу. (Цитаты по О.В. Голубкова "Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества)". "Этнокультурное взаимодействие народов Евразии", № 20). 

Мифологический анализ дает ответ и на загадку дальнейших отношений Путина и Медведева, предсказывает, что Медведев будет править самостоятельно, так удмурдская старинная народная загадка сообщает нам: "На хорошего мерина не отважишься сесть" – разгадка "медведь" [Гаврилов Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний.-Казань, 1880. с. 123]. Однако он дает и предупреждение: в тех же удмурдских мифах медведь часто терпит поражение от домашнего кота [Гаврилов Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний.-Казань, 1880., с. 123]. 

Стоит помнить, что в русских сказках медведь, леший и богиня смерти Баба-Яга выполняли одинаковые функции [Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - 1994, с. 40, 44, 57]. В первую очередь, опасность (политической) смерти будет подстерегать Медведева к концу срока – первого или, скорее всего, второго. Ведь из всех видов медвежьих охот (а специалисты различают медвежьи охоты весеннюю, летнее – осеннюю и зимнюю), издревле в России наиболее популярна и эффективна исконно русская охота на берлоге. [Информационный портал Клуб любителей охоты. Охота на медведя]

Медведь - противник очень опасный. На охоте на него нужно соблюдать осторожность и к убитому зверю сразу после выстрелов не подходить. Случается, что медведь лишь прикидывается мертвым и может застать охотников врасплох. Однако не приходится сомневаться, что Желающие свалить его найдутся – ведь в русской традиции охота на медведя всегда была и остается символом охотничьего успеха и славы.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter