«Ядерный национализм» по-французски — 2

Современные концепции применения ядерного оружия отражены в «Белой книге по вопросам обороны», вышедшей в свет в 1994 году. В ней, в частности, говорилось, что основу военной доктрины Франции составляет стратегия «устрашения и сдерживания», основывающаяся на положении об обязательном наличии в составе Вооруженных сил страны стратегических ядерных сил и тактического ядерного оружия. Причем тактическое оружие рассматривалось как средство «последнего предупреждения» вероятного противника о готовности Франции нанести удар стратегическим ядерным оружием.

Суть этой стратегии была сформулирована так: «Помешать любому потенциальному агрессору посягнуть на жизненные интересы Франции путем создания угрозы, которой он в этом случае подвергнется». И далее говорилось, что «средства устрашения» существуют не для того, чтобы выиграть войну, а для ее предотвращения. Речь идет о нанесении агрессору ущерба, равного по масштабам, как минимум, той выгоде, на которую он рассчитывает». В качестве возможных противников, по объектам которых может быть применено ядерное оружие, стали рассматриваться потенциальные обладатели ядерного оружия, «способные прибегнуть к его применению против Франции».

В настоящее время в стратегических военных доктринах мировых держав происходят значительные изменения: разрабатывается концепция нанесения «высокоточных ядерных ударов» авиационными носителями. Это своего рода «сверх-оружие», у которого вероятность поражения цели на межконтинентальном уровне, даже при помехах и неблагоприятных климатических условиях, близка к стопроцентной. Такое высокоточное оружие сегодня развивается в двух основных вариантах (в некоторых странах — в трех): воздушного базирования и морского базирования; некоторые, например, французы, предусматривают сухопутное базирование. В частности, французы собирались сделать акцент на миниатюрном ядерном оружии, которое можно использовать при нанесении превентивных точечных ударов по таким целям, как президентский бункер или подземный ядерный завод, сведя к минимуму потери среди мирного населения.

В генеральной дирекции по вопросам вооружения, являющейся подразделением минобороны, признают, что они изучают американский опыт в этой области, но на какой стадии находятся французские разработки, остается государственной тайной. Не внесло ясности в этот вопрос и недавнее заявление министра обороны страны М. Альо-Мари. "Ядерные вооружения являются политическим оружием и имеют отличную от других видов цель, которая не предназначается для решения задач на поле боя. Исходя из этого принципа, мы исключили вариант создания миниатюризированного ядерного оружия", — подчеркнула министр обороны. Однако согласно новейшим теориям военных специалистов, миниатюрное ядерное оружие может в ближайшее время стать основным тактическим видом вооружений и применяться для уничтожения объектов, где сосредоточено возможное химическое, биологическое и ядерное оружие противника.

Все эти перемены стали отражением изменений как военной политики США, так и роли этой страны в формировании "нового мирового порядка". После окончания холодной войны изменился список не только потенциальных противников Соединенных Штатов, но и военных средств, находящихся в распоряжении этих противников. Тут имеются в виду излюбленные Госдепом "государства-изгои", обладающие баллистическими ракетами, способными нести оружие массового уничтожения — и ядерное, и химическое с бактериологическим. В последние годы в странах ЕС развернулась широкая критика решения Вашингтона о проведении так называемого "пересмотра ядерного состояния".

Суть возражений европейских союзников США в отношении новой стратегии Вашингтона сводится к неприятию декларации американского руководства о возможности применения ядерного оружия против государств, им не обладающих. В ответ на события в Ираке франко-германский кондоминиум вместе со старым ядром Евросоюза ускорил строительство единой европейской армии. Евросоюз активизировал свою политику в мировом масштабе, в том числе и в Азии: Германия усилила свое военное присутствие в Афганистане и в Центральной Азии, а Франция придала своей ядерной доктрине глобальный характер.

В этой ситуации Париж приступил к пересмотру "святая святых" — ядерной доктрины сдерживания по всем азимутам, бывшей краеугольным камнем национальной обороны со времен генерала де Голля, который в 60-х годах дал Франции это средство устрашения. Новая французская доктрина будет исходить из последних геополитических реалий. Если на протяжении последних десятилетий французские ядерные силы были негласно нацелены преимущественно на Советский Союз, то теперь они (по примеру США) возьмут на мушку "страны-изгои", не только располагающие ядерным оружием, но и те, которые могут использовать против Франции свои химические и биологические арсеналы. Кроме того, в качестве долгосрочного сценария предполагается учитывать потенциальную опасность, которая может исходить от Китая.

Премьер-министр Жан-Пьер Раффарен, выступая в Институте высших исследований национальной обороны своей страны, заявил, что ядерные силы должны быть приспособлены к различным сценариям, связанным с шантажом и угрозами в адрес Франции. А концепция и доктрина их применения будут меняться "в зависимости от окружения и возникновения угроз". Такие дискуссии о пересмотре ядерной доктрины во Франции ведутся за закрытыми дверями в высших эшелонах власти с середины 90-х годов. Тем временем французские военные без лишнего шума перестраивали свой ядерный потенциал и разрабатывали новые виды оружия. Сегодня на повестке дня стоит строительство четвертой ядерной субмарины, создание стратегической ракеты М-51, способной достичь азиатских берегов; новейшей ракеты класса "воздух-земля", а также проведение новой серии ядерных испытаний. Общее число ядерных боеголовок хранится в строжайшей тайне, но сами французские специалисты называют цифру 250.

Во время холодной войны целью Франции было доказать свою независимость от Америки и НАТО путем создания собственных ядерных сил для сдерживания Советского Союза. Предлагая сегодня новую ядерную стратегию, предполагающую возможное применение ядерных сил против стран, обладающих ОМУ, Ширак снова поставил Францию в один ряд с Америкой. И пока что не ясно, как новую французскую стратегию воспримут в Вашингтоне — как еще одну попытку французов исключить США из европейской обороны или как желанное признание стратегического значения ядерного оружия и тех опасностей, которые исходят от "государств-изгоев".

Похоже, что сами американцы уже рассматривают Францию как «отрезанный ломоть». Недавно аналитики ЦРУ выступили с прогнозом, что в ближайшие 15 лет НАТО перестанет существовать, и отношения между США и Евросоюзом значительно ухудшатся. "Евросоюз, а не НАТО в ближайшее десятилетие превратится в ведущую структуру в Европе, и европейцы будут использовать ЕС как основную организацию для достижения своих геополитических целей", — подчеркивается в докладе. Недаром представитель США при НАТО посол Николас Бернс, обеспокоенный планами Евросоюза по созданию собственных военных сил, называл эти далеко идущие планы ЕС «одной из самых серьезных опасностей для трансатлантических отношений». В этих условиях аналитики ЦРУ не видят будущего для НАТО, однако они отмечают, что остается открытым вопрос, сумеет ли Евросоюз создать свою собственную военную структуру или общую оборонную политику.

Вопреки сомнениям американских «союзничков», сами европейцы настроены весьма решительно. Министр обороны Нидерландов, страны председательствующей в ЕС, Хенк Капм назвал преодоление отставания Евросоюза в военной области главной задачей европейской политики в области обороны и безопасности. Он заявил, что "только обладая достаточными военными возможностями, Европейский союз сможет проводить активную и эффективную внешнюю политику". Похоже, что долгосрочные идеи «некоронованного монарха» де Голля постепенно претворяются в жизнь Европы.

Сегодня французское руководство стремится играть все большую роль в жизни Европы. Париж последовательно приучает европейскую общественность к мысли, что ядерные силы Франции ответственны за судьбу всей европейской безопасности, для чего расширяется зона их потенциальной ответственности. Новая концепция «глобального сдерживания» имеет так много общих черт с ядерной доктриной НАТО, что действительно скоро придет ей на замену. Правительство Французской республики активно выступает за создание европейской системы ядерного сдерживания, основу которой должны составить французские и английские ядерные силы. Сегодня в случае развязывания войны французские СЯС еще предполагается использовать совместно с ядерными силами США и Великобритании, однако завтра — все может сложиться совсем иначе.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter