Украина между Махно и Мазепой

14 лет назад Украина получила независимость. Процесс построения украинского национального государства продолжается до сих пор и конца ему не видно. Собственно говоря, не хватает всего-навсего двух вещей — украинской государственности и украинцев. Без этих двух элементов любая попытка "розбудовi нацiональнi держави" обречена на неминуемое поражение.

Украинские учебники истории танцуют от печки под названием "Киевская Русь" Однако назвать Киев "матерью городов украинских" получается лишь с большими натяжками. Рюриковичам приписывают украинское происхождение, изобретают "древних укров" (у которых аж 140 тысяч лет собственной истории — куда там китайцам!), идут на явные исторические подтасовки и искажения — но "украинской истории" как не было, так и нет.

Следующая "веха" — это легендарная "Запорожская Сiчь". Своим происхождением легенда о демократическом государстве "лыцарей" с порогов Днепра обязана историку Костомарову и романтически настроенным юношам из Кирилло-Мефодиевского Братства — в то время в российской историографии была большая мода на "народность" и каждый более или менее уважающий себя историк стремился открыть "свой" народ. Однако при внимательном рассмотрении казачество хоть и оказывается реально действующей исторической силой, силой абсолютно анархической, начисто отрицавшей какую — бы то ни было власть, включая собственных гетманов и кошевых атаманов, которых запорожцы периодически просто убивали.

Знаменитое "восстание Хмельницкого" (1648-54 гг.) не было "борьбой за независимость", что бы по этому поводу не писали советские и новейшие украинские историки. К этому моменту Сечь была, по сути дела, наемной армией Речи Посполитой и одновременно- буферной зоной между ней и Россией. Казачья старшина поддержала восстание и встала во главе его отнюдь не из-за притеснений украинцев поляками на религиозной или национальной почве. Мотив был совершенно иным — старшина хотела равных прав с ясновельможной шляхтой, — коль быть "лыцарями", так уж во всем, в том числе и владеть землями с крепостными из числа обычного украинского населения, не вписанного в казачий реестр. Надо отметить, что мир в те времена не знал более жестокой и бесчеловечной модели крепостного права, чем польская. "Хлопа" вообще не считали за человека, он мог быть продан или передан в аренду кому угодно и как угодно, например — еврею, держателю шинка. Такая вот получалась "борьба за независимость" — и неудивительно, что "ветошники", без которых невозможно обойтись на определенном этапе любого более или менее массового народного движения, дружно потребовали от Хмельницкого заключить договор с Москвой.

Остальные эпизоды украинской истории — не лучше. Возникшая в 1917 году за забором штыков немецкой оккупационной армии "республика" во главе с гетманом, у которого была весьма характерная фамилия — Скоропадский, очень быстро сменилась опереточной "Директорией" Петлюры и Винниченко. Однако подлинными выразителями народных чаяний стали не они, а "братишки" батьки Махно. Круг замкнулся — оказавшись предоставленной самой себе, Украина вернулась к идеалам Запорожской Сечи, то есть к отрицанию государства как такового. Прочие "вехи" еще непригляднее — Организация Украинских Националистов (ОУН), созданная австрийскими спецслужбами, батальоны СС "Роланд" и "Нахтигаль", вместе с прославившейся своей жестокостью дивизией "Галитчина" и Украинская Повстанческая Армия, среди жертв которой значатся в основном те самые украинцы, которых она "освобождала".

Никаких "украинцев", могущих послужить материалом для создания полноценного национального государства, как не было, так и нет. На протяжении всей истории население нынешней Украины идентифицировало себя как "православных", то есть по религиозному, а не по национальному признаку. При этом еще в XVIII веке предки нынешних украинцев называли себя "русскими", а жителей России "московитами". Ларчик открывается просто — Украина до сих пор не мыслит себя самостоятельным национальным государством.

Там, где должно быть государство, мы видим лишь бывшую имперскую провинцию и управляющие ей остатки имперского бюрократического аппарата (с соответствующим, разумеется, мышлением). В 1991 году ситуация в Союзе показалось им настолько нестабильной, что они предпочли отгородиться от имперского центра государственной границей. Государство пришлось строить буквально "на ровном месте", не имея ни осознанной политической программы, ни системы приоритетов. За идеями для построения национального государства пришлось обратиться к западенским самостийникам с их маргинальным мышлением, ярко выраженными комплексами "малого народа" и относительно малым сроком пребывания в составе российской государственности. Отсюда и нашествие "древних укров" с гетманом Мазепой и коллаборационистами из УПА в качестве национальных героев.

Украинское прошлое — это плохой материал для создания украинского будущего. С идеей создания национального украинского государства выступали либо безнадежные романтики и неудачники, не имевшие какой-либо внятной политической программы, либо циничные политические авантюристы, действовавшие в интересах локальных групп и кланов, или вовсе бывшие орудием в руках врагов России, или просто откровенные "беспредельщики". С таким историческим багажом национальное государство не построишь, а весь украинский "исторический пантеон" — это скорее вериги, тянущие страну на дно, превращающие украинское государство в форму, которую можно наполнить любым содержанием по желанию заказчика.

Для российского телезрителя Украина — это картинка с вебкамеры, установленной на Майдане Незалежности. Однако, помимо Украины "помаранчовой", существует еще и "бело-голубая" Украина Януковича и о ней мы почти ничего не знаем, поскольку она практически полностью исключена из медийного пространства.

Демаркационная линия между Восточной и Западной Украинами официально проходит по Днепру; с точки зрения экономической — приблизительно по линии Одесса-Киев. При этом к восточной Украине относится также территория АР Крым.

Как говорят местные жители — "у нас в Донецке никогда не было никакой "украины". И ведь действительно — как не было, так и нету. Гуляя по донецким улицам, вы практически не увидите вывесок на "державной мове" и не услышите ее в разговорах. Единственное место в городе, где она звучит более или менее регулярно — железнодорожный вокзал. Во всем остальном Донецке говорят преимущественно по-русски, хотя и с характерным для этой местности акцентом. Гривну на рынках и в магазинах по старой привычке именуют "рублем".

Реальную границу распространения того или иного языка определяет баланс между административным и финансовым ресурсом. Наличие русских вывесок на донецких магазинах и кафе вполне понятно — в данном случае музыку заказывает тот, кто платит. Однако, в силу особенностей развития постсоветского бизнеса — мало кто из имущих граждан обращает внимание на вещи, которые не приносят непосредственного дохода. Поэтому в школах "ползучая украинизация" идет полным ходом — здесь работает админресурс; школа является частью управляемой из оранжевого Киева централизованной системы. С 1998 года количество русских школ на Востоке непрерывно уменьшается, только по официальным данным к 2005 году их число сократилось вдвое. Вот вам и готовый источник будущего конфликта — рано или поздно найдется та школа, которую "не сдадут". И тогда на школьный двор приедут либо хорошо проплаченные активисты Поры, либо западенские националисты из УНА-УНСО, которые попытаются сложить на школьном дворе костер из русских учебников. Что за этим последует — думаю, объяснять никому не надо.

Борьба против "оранжевых" на Востоке постепенно начинает восприниматься местным населением как национально-освободительная, причем новая нация формируется буквально из ничего, из праха, из развалин восточных индустриальных комплексов прямо в процессе этой борьбы. Не хватает лишь одного — политической силы, которая поймет, что существование в состоянии отложенной гражданской войны ведет лишь к одному — к ожесточению грядущего противостояния. Чем больше сжимается пружина — тем больнее она ударит.

Когда сработает механизм самоуничтожения, заложенный в украинскую государственность — это вопрос даже не времени, а наличия в среде радикальных движений Востока соответствующих лидеров, у которых хватит амбиций и нежелания идти на компромиссы на условиях оранжевого Киева. Существует множество региональных организаций, таких как донецкий "Союз Рожденных Революцией", поддерживающий майдан на площади Ленина, крымский "Прорыв", организовавший после истории с захватом ялтинского маяка символическую акцию по "отделению" АРК от Украины в духе романа Аксенова, "Братство" Корчинского. Во многом активности этих движений мешают "большие" партии, к статусу и материальным возможностям которых они вынуждены "лепиться". Партия Регионов, во главе со своим явно уставшим от борьбы лидером, занимает сейчас позицию, которую многие на Украине считают откровенно конформистской и формулируют четко: "Янук продался".

Фактически Янукович пребывает в плену иллюзий о возможности компромисса с "Нашей Украиной" и пытается ради установления теоретически возможной двухпартийной стабильности сдерживать активность номинально подконтрольного СРР и других организаций "донецкого майдана". Ему ли не знать чем заканчиваются любые попытки договора с "оранжевыми", способными с легкостью заключить любой договор и с той же легкостью его буквально через месяц нарушить."Кидалово" — это незаменимый инструмент политтехнологий, особенно в условиях экономики массового "попила" всего что только можно. А команда Ющенко этим инструментом владеет виртуозно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram