Приднестровье: риски демократии

Ситуация вокруг Приднестровья в ближайшие месяцы может измениться самым кардинальным образом. Это связано с двумя факторами. Во-первых, в игру активно вступили новые власти Украины, предложившие свой план урегулирования конфликта. Во-вторых, депутаты Верховного Совета ПМР выступили против президента Игоря Смирнова, намереваясь внести изменения в конституцию, которые коренным образом поменяют баланс сил во власти. Все это происходит на фоне приближающихся декабрьских парламентских выборов. Как повлияют эти процессы на будущее непризнанной республики и ее соседей?

Украина начинает и…

После прихода к власти "оранжистов" на Украине мало кто сомневался, что политика Киева в отношении Приднестровья серьезно ужесточится. Именно этого ждали от Виктора Ющенко в Кишиневе, Бухаресте и различных европейских столицах. Однако прошло уже полгода после революционных событий, а экономическая блокада ПМР со стороны Украины так и не началась. Ющенко оказался прагматичным политиком. Понимая, что в Приднестровье живут десятки тысяч граждан Украины и еще большее количество этнических украинцев, и что блокада этого региона ударит по его рейтингу, он не пошел на крайние меры. Вместо этого он представил собственный план урегулирования конфликта.

В чем суть предложений украинского руководства? План рассчитан на 18 месяцев и предполагает следующие основные цели: 1) Реинтеграция Молдавии на основе единства территории и государственной власти, демократического политического устройства. 2) Окончательное урегулирование приднестровской проблемы при сохранении конституции Республики Молдавии (РМ) и правовое определение особого статуса Приднестровья как составной части РМ.

Первая стадия исполнения плана предполагает принятие молдавским парламентом закона об особом статусе Приднестровья не позднее июля 2005 года. Вторая — "демократизацию" самой ПМР. В частности, проведение свободных парламентских выборов под контролем международных организаций и наблюдателей в октябре-ноябре 2005 года. Затем новый парламент должен будет принять конституцию Приднестровья, соответствующую основному закону Молдавии. После чего начинается собственно процесс реинтеграции. Любопытно, что план оговаривает возможность получения ПМР независимости в случае "объединения Молдавии с третьим государством" или "утраты ею международного суверенитета" (sic!).

Основные "болевые точки" молдавско-приднестровских отношений составители плана сознательно обошли. Так, в документе ничего не сказано о статусе Приднестровья в составе Молдавии и о присутствии в ПМР российских военных, которые на сегодня являются основным гарантом мира в регионе.

В Тирасполе осторожно приветствовали попытки Украины активно включиться в процесс мирного урегулирования конфликта. Там ничего не имеют против честных демократических выборов, мониторинга предприятий (где якобы производится оружие) и границы (через которую якобы идет контрабанда). Там даже готовы строить единое государство с Молдавией, но на основе существования в его рамках двух равных субъектов.

Однако в целом план Ющенко противоречит интересам Приднестровья. Дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Во-первых, права ПМР при осуществлении внешних контактов в нем существенно сужаются по сравнению с меморандумом 1997 года. А во-вторых, украинская модель урегулирования предполагает активное привлечение к нему в качестве посредников и стран-гарантов ЕС и США. Тем самым создается поле для широкого вмешательства новых участников в миротворческий процесс и во внутренние дела ПМР. В спорных вопросах они, скорее всего, будут выступать единым фронтом с Молдавией. Украина в этих условиях будет играть роль посредника меду Западом и Молдавией с одной стороны и Россией и ПМР с другой. Такой формат урегулирования конфликта чреват для Приднестровья самыми неприятными последствиями.

Понятно, что западные наблюдатели признают результаты выборов только в том случае, если они им будут выгодны. А если народ проголосует по-другому? Тогда у них будет повод обвинить ПМР в срыве мирного урегулирования и ввести жесткую блокаду или даже начать военные действия. Интернационализация миротворческого контингента вообще смерти подобна для Приднестровья, поскольку военспецы из стран НАТО будут озабочены лишь тем, как бы помочь Кишиневу побыстрее восстановить контроль над "мятежным анклавом".

Но Украина, прежде всего, отстаивает в ПМР собственные интересы. Правительство готовит специальный план действий по Приднестровью. Активизировался процесс предоставления жителям непризнанной республики украинского гражданства. Пока что граждан Украины там значительно меньше, чем обладателей российских и молдавских паспортов. Но они уже представляют собой серьезную силу, и, вероятно, киевские власти попытаются использовать этот фактор во время парламентских выборов, чтобы провести в Верховный Совет своих людей. А там и до "оранжевой революции" не далеко.

Тем более, что градус политической активности в Приднестровье постепенно приближается к точке кипения. В мае начался серьезный конфликт между двумя ветвями власти. Говорят даже о возможном роспуске парламента и проведении досрочных выборов.

Депутатский бунт

Депутаты действующего Верховного Совета большинством голосов одобрили поправки в конституцию ПМР, предполагающие перераспределение полномочий между исполнительной и законодательной властями республики. Они закрепили за собой право на толкование конституции. И это только начало. Приднестровье, согласно своему основному закону, является президентской республикой, а депутаты хотят превратить ее в парламентскую, наделив себя правом контроля над финансовыми потоками, а также возможностью отправлять в отставку чиновников любого уровня, формировать судебные органы и т.д.

Ослабление президентских полномочий в ПМР объективно играет на руку врагам республики. Сторонники И.Смирнова указывают, что переход власти к парламенту грозит утратой оперативности в управлении. А это может привести к потере Приднестровьем суверенитета. Сам Смирнов прямо назвал последние шаги парламента "веянием оранжевой революции". У противников президента своя аргументация. Оппозиция жестко критикует режим за приватизацию республиканского имущества, коррупцию среди чиновников, узурпацию власти "ближним кругом" президента.

Конфликт между парламентом и президентом — внутренне дело приднестровского общества. Главное, чтобы им не воспользовались внешние силы для развязывания новой войны или постепенного удушения ПМР. А сам факт дискуссии по поводу изменения конституции показывает, что демократические институты республики работают нормально. И в обучении стандартам демократии от западных благодетелей республика не нуждается.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram