Фролов: Кризис Евросоюза — шанс для России

АПН: Недавно завершилось всеправославное совещание в Стамбуле, которое исключило Иерусалимского Патриарха Иринея из диптихов глав Поместных Православных Церквей. Что теперь произойдет в Иерусалимском Патриархате, какие тенденции в православном мире обнажило это совещание?

Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан:

Совещание в Стамбуле — это не Вселенский Собор и оно не может вмешаться во внутренние дела Иерусалимской Церкви. Исключение из диптихов — это предложение Иерусалимской Церкви, чтобы она сама решила выход из этой проблемы.

Мы знаем прецеденты, когда даже соборные решение потом пересматривались. Например, решение Московского Собора 1666 года, низложившего выдающегося деятеля Русской Церкви, Патриарха Никона и, одновременно, проклявшего старые обряды, было признано ошибочным. Патриарх Никон был реабилитирован Поместным Собором РПЦ 1917-1918гг., а клятвы на старые обряды затем были сняты.

Не секрет, что Константинопольский Патриархат хотел бы видеть на Иерусалимском патриаршем Престоле своего союзника, который бы помог ему создать видимость легитимности в его вмешательстве на каноническую территорию Московского Патриархата — Украину.

АПН: Но ведь Константинопольский Патриарх Варфоломей заявил, что не признает украинских раскольников?

Кирилл Фролов:

Если он не признает лично Филарета Денисенко — это еще не значит, что он отказался от вмешательства на Украину. Варфоломей не опроверг заявление своего украино-американского архиерея Всеволода Майданского, который от имени Константинопольского Патриархата заявил о не признании юрисдикции РПЦ на Украине. Вообще с исключением Иринея из диптихов создан неоднозначный прецедент. Ведь если Иринею вменяется в вину продажа земельного участка, то Константинопольский Патриархат осуществляет воинствующие антиканонические шаги: то Патриарх Афинагор без согласования с Поместными Церквями снимает анафематизмы с латин, то нынешний Патриарх Варфоломей создает, вопреки всем канонам, параллельную юрисдикцию в Эстонии и предпринимает попытки вмешательства на Украину. Разве это не тема для всеправославного совещания?!

АПН: После совещания в Стамбуле мы слышим критику в адрес русской церковной дипломатии, которая, по мнению критиков, должна была занять более жесткую позицию по отношению Константинопольскому Патриархату?

Кирилл Фролов:

Прежде чем критиковать, надо знать все обстоятельства этого совещания. Его, так сказать, закулисную часть. Ведь отношения русской и греческой частей православного мира — вопрос очень деликатный и важный. А в случае с Иерусалимским Патриархатом, речь идет и об арабской составляющей православного мира. Ведь в Иерусалимском Патриархате сложилась абсурдная ситуация, когда многотысячная арабская паства не имеет своих епископов. А ведь арабы традиционно союзники России. Уж они-то не поддержат вмешательства Варфоломея на Украину.

Актуален вопрос с главной греческой церковью — Элладской Автокефальной, глава которой архиепископ Христодул также не поддержал вмешательства Варфоломея на Украине.

АПН: Какова реакция православного мира на провал конституции ЕС во Франции и Нидерландах?

Кирилл Фролов:

Кризис Евросоюза — это шанс для православного мира и для России. Как известно, авторы евроконституции отказались упомянуть о христианских корнях европейской культуры, и эта конституция придала строящемуся европейскому государству воинствующий секулярный, по сути, антихристианский характер. Теперь у православного мира есть передышка для того, чтобы понять, что хватит быть официантом на чужих пирах. Православный мир должен перестать быть объектом мировых политических процессов, что приводит к его маргинизации и стать субъектом мировой политики. Россия — естественный лидер православного мира. Только в нем она несет столичные функции (в секулярно-брюссельском, американском и исламском проектах — мы провинция). Русская Православная Церковь крупнейшая в мире. Она не страдает этнофелитизмом. У нас служат епископы священники всех наций. И, наконец, православными элитами должно быть принято решение о создании "Международной Православной Конференции" — структуры совместных действий православных стран, которое включало бы Совет глав государств, парламентариев, информационные, экономические и политические органы.

Для осуществления этого проекта Российское государство должно преодолеть остатки воинствующего секуляризма, заключить с Церковью акт о социальном партнерстве на внутри и внешнеполитической арене. Государство должно пойти на встречу Церкви в вопросе школы и СМИ, ибо нерешенность этих вопросов дискредитирует образ России, как образ Восточнохристанской цивилизации.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram