О правовых основаниях существования государства Украина

Недавнее выступление президента России Владимира Путина, продемонстрировавшего часть текста согласованного было, но отброшенного украинцами российско-украинского Стамбульского договора даёт неплохой повод обратиться к документам и поинтересоваться подробнее, а какие конкретно существуют правовые основания для существования этого государства?

 

Россию часто упрекают, о том, что она, якобы, нарушила положения "Будапештского меморандума", в котором гарантировала территориальную целостность Украины.

 

Однако так ли это, на самом деле? Случайно ли проект Стамбульского договора содержал отсылки к декларации независимости Украины от 1990го года, а не к Беловежскому соглашению?

 

Каким правовым смыслом обладал в 1994 году Будапештский меморандум, включающий в себя положения о том, что Российская Федерация уважает независимость, суверенитет и существующие границы Украины?

 

Очевидно, что до тех пор, пока Советский Союз существовал, декларация о независимости Украины 1990го года не обладала непосредственным юридическим действием. На Украине по прежнему действовало законодательство СССР, и правовые нормы СССР имели и юридически и фактически приоритет перед украинскими. Как и в любом случае федеративного государства, суверенитет на этой территории носил двойственный характер – и наряду с суверенитетом республики часть его, довольно большая, была делегирована федерации в целом?

 

Можно ли считать, что с роспуском СССР суверенитет Украины над её территорией стал абсолютным?

 

Напомним интересные для целей нашего обсуждения фрагменты из текста Беловежского соглашения, которое и обеспечило юридически роспуск Союза.

 

Формально, а не в бытовых выражениях, это соглашение называлось "Соглашением о создании содружества независимых государств", было подписано 8 декабря 1991 года и содержало следующие положения:

 

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства— учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

...

обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

...

Статья 2

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Статья 3

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

...

Статья 6

Государства— члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства— члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Статья 7

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: — координация внешнеполитической деятельности; — сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; — сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; — сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; — вопросы миграционной политики; — борьба с организованной преступностью.

...
Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год. Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11

С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

...

Таким образом, Беловежское соглашение является не просто договором о роспуске Союза ССР, а договором о его переучреждении на изменённой, но вполне внятно изложенной основе в виде "слабой федерации" СНГ.

Дальнейшее развитие ситуации с этим проектом привело к тому, что процесс союзной реинтеграции распался на "Союз двух скоростей" – Россия и Белоруссия, в итоге, создали отвечающее тексту первоначального соглашения о создании СНГ Союзное государство, а прочие государства-участники вошли в более слабый, конфедеративный внешний круг СНГ, подписав 21 декабря 1991 Алматинскую Декларацию – второе соглашение о создании СНГ и Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

 

Текст этого соглашения весьма важен для целей нашего разговора, поэтому приведём его целиком:

 

Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 года

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (РСФСР) и Украина, именуемые в дальнейшем "государства-участники",

подтверждая свою приверженность нераспространению ядерного оружия, стремясь к ликвидации всех ядерных вооружений,

желая содействовать укреплению международной стабильности, согласились с нижеследующим:

Статья 1

Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств.

Статья 2

Государства-участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первым.

Статья 3

Государства-участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику по ядерным вопросам.

Статья 4

До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств-участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами-участниками.

Статья 5

1. Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях.

2. Государства-участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами.

3. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения.

Статья 6.

Государства-участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 году Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем.

Статья 7.

Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации (РСФСР), Украины обязуются представить Договор по СНВ на ратификацию в Верховные Советы своих государств.

Статья 8.

Настоящее Соглашение подлежит ратификации. Оно вступит в силу на 30 день после сдачи всех ратификационных грамот на хранение Правительству РСФСР.

Совершено в г.Алма-Ате в одном подлинном экземпляре, на белорусском, казахском, русском и украинском языках, причем, все тексты имеют одинаковую силу.

 

Дальнейшая история российско-украинских взаимоотношений в этой сфере – это история последовательного невыполнения Украиной взятых на себя юридических обязательств, которое включало всякого рода юридические маневры, односторонние дополнения к документам и требования новых гарантий.

 

На момент подписания Будапештского меморандума, Россия уже имела возможность увидеть как односторонний захват Украиной контроля на Севастополем – городом союзного подчинения, статус которого не был урегулирован Хрущёвым при передаче Крыма Украине, так и невыполнение Украиной Соглашения о совместных мерах в отношении ядерного оружия 1991 года.

 

Однако, обязательства Украины по нахождению в Союзе с Россией в ограниченном виде, но выполнялись. Украина не подписала в 1993 году Устав СНГ, де-факто участвуя в деятельности переучреждённого Союза, что технически подвешивало ситуацию в "серой зоне". Международное законодательство предусматривает определённые формы временного применения международных договоров без их подписания применяющей стороной. Так что вопрос, теоретически, оставался открытым вплоть до 2013 года. В конце концов, Украина активно настаивала на создании Зоны свободной торговли СНГ и, тем самым, демонстрировала некоторую заинтересованность в участии в этом объединении.

 

Всё изменилось в период 2012-2014 гг. Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом юридически закрывало вопрос о нахождении Украины в Союзе с Россией, вводя в действие на территории Украины технические регламенты ЕС, что принципиально противоречило статьям 7 и 11 Беловежского соглашения и фактически перечеркивало его действие.

Но если Украина отказалась от соглашения от роспуска СССР и учреждении СНГ, следует ли считать, что она стала полностью независимым от России государством юридически?

 

В следующей статье мы покажем, что это не вполне так, и что, с точки зрения чистого права Украина по-прежнему остаётся сепаратистской территорией, провозгласившей свою независимость в одностороннем порядке.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram