Бурные события, в очередной раз потрясающие Северный Кавказ, практически заслонили одно явление, заметить которое было очень важно. Передовые отряды так называемой «этнической оппозиции», долго претендовавшей на роль самостоятельной силы в ряде кавказских регионов, перестали быть таковой и начали вольно или невольно помогать радикальным исламским группам. На эту указывает происходящее в Кабардино-Балкарии, республике, находящейся сейчас под сильным ударом бандподполья.
«Чудесное превращение», о котором пойдет речь, затронуло представителей организаций, выступающих от имени балкарского народа. Эти организации возникли в середине 2000-х. Некоторые зарегистрированы в самой Кабардино-Балкарии, некоторые – за ее пределами. Вплоть до 2011 года основным содержанием их деятельности была критика реформы местного самоуправления. Эта реформа идет в Кабардино-Балкарии достаточно тяжело, потому что в республике есть очень разные мнения о том, как следует распределять земли в горах (споры об этом не раз возникали и в прошлые века). Балкарские общественники четко разделились на сторонников переговоров, вошедших в республиканскую согласительную комиссию по вопросам муниципальных границ, и на «непримиримых», от переговоров отказавшихся и жестко требовавших максимальной территории для балкарских селений. Однако и «непримиримые» четко держались в границах этнической проблематики, а если и высказывались по вопросам, связанным с религиозным экстремизмом, – то всегда подчеркнуто неодобрительно по отношению к его распространителям.
Более того, в частных беседах они неоднократно высказывали надежду на то, что федеральная власть присмотрится к кавказским активистам, идущим под этническими флагами, и будет использовать их в работе с молодежью, чтобы вывести ее из-под влияния боевиков. Этническую идеологию выставляли как альтернативу исламизму. Достоверно неизвестно, но злые языки говорят, что организаторы «балкарской голодовки», подозрительно долго происходившей у стен Кремля летом и осенью 2010 года, истинной целью имели показать себя федеральным чиновникам в качестве возможных «подрядчиков».
Все изменилось в январе-феврале 2011 года. Участившиеся вылазки боевиков в Кабардино-Балкарии заставили искать нестандартные пути в борьбе за стабильность и безопасность региона. Одним из таких путей стало создание в селах и городах народных дружин и общественных советов, следящих за состоянием молодежи и помогающих милиции патрулировать улицы. Такие инициативы стали стихийно возникать на местах, и лишь затем были поддержаны республиканской властью. При этом на многочисленных собраниях, прошедших в республике в последние недели, неоднократно подчеркивалось, что речь – именно о помощи местного населения в наблюдении за ситуацией, а не о создании стихийных вооруженных отрядов и тем более не о мести боевикам. Несмотря на это, группа пенсионеров, называющих себя «балкарскими старейшинами», оперативно распространила в федеральные СМИ заявление с протестом по поводу этих инициатив: якобы создаются «карательные отряды», которые будут действовать в интересах республиканской власти. Оппозиционность «старейшин» к этой власти хорошо известна, однако привела к неожиданному результату: ими отвергнута попытка консолидации общества против боевиков. После такого уже невозможно говорить о том, что национал-радикалы, составляют противовес исламистам. Нельзя так старательно ругать акции, направленные на борьбу с той силой, противовесом которой ты хочешь себя изобразить.
То, что описанное выше произошло с людьми, выступающими от имени балкарцев, а не какого-то другого народа, - разумеется, случайность, потому что тенденция значительно шире и отдельным народом (или регионом) не ограничивается. Этническая идеология орудием в борьбе против дальнейшего «оваххабичевания» Кавказа не будет.