Расчетливые камикадзе

Мы уже рассказывали о том, чем может обернуться для Республики Коми продолжающаяся уже два года судебная битва за деприватизацию Сыктывкарского лесопромышленного комплекса - СЛПК. Сегодня истинный владелец комбината - корпорация Anglo-Ameriсan (ей принадлежит 87,9 процента акций) может предъявить иск к Республике Коми о возмещении убытков, которые, исходя из нынешней стоимости спорного пакета акций СЛПК, могут составить 150 миллионов долларов США. И это при том, что бюджет республики составляет около 90 миллионов долларов. И региону в таком случае придется расплачиваться всеми своими активами - госпакетами акций предприятий, зданиями, сооружениями, включая и землю, являющуюся собственностью республики.

А формальным поводом для предъявления исков была якобы проведенная с нарушением приватизационного законодательства передача 15-процентного госпакета акций комбината учрежденному в республике “Фонду реализации Программы развития экономики Республики Коми”, который впоследствии и был продан фирме “Франштах АГ”, контролируемой Anglo-Ameriсan.

Из лаконичных постановлений судов и апелляционных инстанций по этому делу можно лишь представить, с каким упорством «продавливалось» нужное решение суда.

И странная вещь, «Фонд реализации Программ развития экономики Республики Коми», который выступал одним из ответчиков на этих процессах, в переломный момент вдруг стал соглашаться с исками прокурора. И момент этот подозрительно совпал с недавней сменой руководства Фонда.

В целом, значимость «Фонда реализации Программ развития экономики Республики Коми» в ходе судебных процессов со скандальным, по сути, исходом, была настолько велика, что следует подробней остановиться на его истории и последних «достижениях», уже при новом совете директоров.

Взлет и падение одного Фонда реализации

В начале 1990-х годов Правительство РФ и руководство Республики Коми приняли совместное решение о создании Программы развития экономики РК для реализации проектов, в которых были одинаково заинтересованы и республика, и федеральный Центр. В соответствии с этим решением в 1993 году и был создан “Фонд реализации Программы развития экономики Республики Коми”.

Фонд создан по Указу Президента России. Учредительный договор был подписан от имени правительства Минимуществом РФ, а от имени Республики Коми - Минимуществом РК Его уставной капитал формировали Правительство Российской Федерации и Республика Коми, внося равные доли собственности (50 на 50). Во исполнение этого Указа республика и внесла, кстати, в уставный капитал Фонда 15-процентный пакет акций Сыктывкарского ЛПК.

Именно этот пакет акций, а вернее законность или незаконность его передачи в уставной капитал Фонда и стал яблоком раздора в республике. Если доказать, что передача госпакета осуществлена прежним, кстати, руководством республики с нарушением приватизационного законодательства, то тогда можно будет предъявлять и иск корпорации Anglo-Amerikan: дескать, извините - подвиньтесь. И, естественно, многое в этом споре стало зависеть от позиции Фонда. И в переломный момент он стал, как уже сказано, соглашаться с исками. Почему?

В конце марта этого года состоялось внеочередное собрание акционеров Фонда, на котором были прекращены полномочия всех пяти действующих членов совета директоров АО и избран новый совет директоров из трех человек, людей в республике, в общем, известных. Фонд возглавили Юрий Колмаков, Евгений Лескин (оба являются заместителями главы РК Владимира Торлопова), а также Александр Колпащиков, заместитель гендиректора ЗАО «Корпорация ИФК».

Одновременно было якобы проведено заседание нового совета директоров, на котором были досрочно прекращены полномочия прежнего гендиректора Юрия Гурова, не соглашавшегося с правомерностью прокурорских исков. На эту должность был назначен Александр Колапщиков. Однако, как выяснилось впоследствии, никакого заседания совета фактически не производилось, гг. Колмаков и Лескин участия в нем не принимали, и по повестке дня, естественно, не голосовали.

Как только Гурову стало известно о незаконном собрании совета директоров, экс-гендиректор попытался восстановить свои права, - как водится, апеллируя к судебным инстанциям. Он обратился в Сыктывкарский федеральный городской суд с иском о признании решения совета директоров от 26 марта 2002 года недействительным. Совсем недавно решением суда от 28 октября 2002 года было подтверждено отсутствие события «революционного» заседания совета директоров от 26 марта, и соответственно, суд признал его решения недействительными. Но завершение этой вроде бы благоприятно складывающейся истории, как мы еще увидим, довольно неожиданное и скорее печальное для Юрия Гурова.

Пока отстраненный гендиректор добивался справедливости в судах, новые хозяева фонда успели проявить себя весьма энергично на благодатной ниве «реализации» Программы развития экономики Республики Коми, демонстрируя неподдельную личную заинтересованность в процветании Фонда и его активов.

Имеющимися в распоряжении Фонда средствами новое руководство Фонда распорядилось довольно лихо. Александр Колпащиков, по нашим сведениям, немедленно подписал приказ о получении им же материальной помощи «в полном размере», который, поясним, равен 150 тыс. рублей.

Были и другие занятные финансовые операции. Колпащиков, по образованию юрист, от лица Фонда в июле этого года заключил несколько договоров на оказание информационно-консультационных услуг с ЗАО «Офис-консалтинг», где гендиректором трудится Виктор Куликов, его знакомый по совместной работе в Минимуществе РК. Согласно договору, Фонд обязался ежемесячно платить за некие информацинно-консультацонные услуги по 700 тысяч рублей, и Фонд с завидной регулярностью их выплачивает.

Не менее блестяще распоряжался средствами Фонда и Юрий Колмаков, правда, через более тонкие и косвенные схемы - должность замглавы РК все-таки обязывает. Дело в том, что он фактически контролирует ЗАО «Корпорация ИФК», являясь его учредителем и фактическим владельцем, переоформив после ухода на госслужбу свое предприятие на родственников.

Так, около двух месяцев назад Колпащиковым от имени Фонда заключается два договора купли-продажи ценных бумаг с ИФК, где сейчас гендиректором трудится некто Александр Гузенко, по удивительному стечению обстоятельств еще и племянник Колмакова (раньше сам Колпащиков был там гендиректром). По этим договорам фонд обязался купить у «Корпорации ИФК» 8.5 миллиона штук акций у АЭК «Комэнерго» по цене, в полтора раза превышающей рыночную, а также 200 тысяч акций ОАО «Связь республики Коми». И под эти сделки новое руководство Фонда тут же перечисляет 2 миллиона рублей «Корпорации ИФК». Ответ на вопрос о том, зачем государственному вроде бы Фонду вдруг понадобились эти акции, знает, видимо, только этот замечательный тандем предприимчивых родственников.

Если и далее исследовать подробности хозяйственной деятельности новых хозяев Фонда, то надо принять во внимание еще одну финансовую структуру, тесно связанную со всеми вышеупомянутыми организациями - АО «Депозитарий ИФК». Фонд является владельцем 49 процентов акций АО, которые приобрел в 1997 году за 2 миллиарда додефолтных рублей. Остальная доля принадлежит все той же «Корпорации ИФК», которая является управляющим органом Депозитария. Еще в марте 2001 года втайне от Фонда и в нарушение законодательства Депозитарий ИФК все свое недвижимое имущество передал своей же управляющей организации. Фонду об этом стало известно в декабря 2001 года, и тогдашний гендиректор Гуров начал готовить исковое заявление в арбитражный суд. Может быть, не только прокурорское давление, но и эта угроза и заставила поторопиться Колмакова со сменой руководства Фонда. Характерно, что в настоящее время Депозитарий ИФК готовится к процедуре банкротства.

История Юрия Гурова, который довольно последовательно отстаивал государственные и федеральные интересы, на этом фоне вырисовывается все более отчетливо. Тем более, если иметь в виду печальный исход его дела с иском о незаконной смене руководства. Ведь Сыктывкарский федеральный городской суд установил, причем на основе свидетельских показаний нового члена совета директоров Евгения Лексина, - который, видимо, не имел особенных экономических интересов в Фонде, и был просто втянут в эту игру, - что на заседании он не присутствовал, и кандидатура Колпащикова с ним не согласовывалась.

Более того, свидетель не стал отрицать и тот факт, что Колмакова также не было на заседании совета. Признав увольнение прежнего гендиректора незаконным, суд, как ни странно, не принял решение о восстановлении Гурова в должности. Согласно поводу, указанному в постановлении, Гуров всего лишь обратился в суд тогда, когда узнал о нарушении его права, а по мнению суда, оказывается, обращаться надо было с момента издания приказа об увольнении. Однако Гуров работал в Фонде на основании контракта, и, согласно, ГК РФ срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо узнало, или должно было узнать о нарушении своего права. Ситуация юридически сложная, и никто не знает, хватит ли у Гурова энергии продолжать свою борьбу с судебной машиной.

Между тем прокуратура подает иск, требуя изъятия административного здания, принадлежащего Фонду. По решению Комитета по управлению имуществом РК от 2 февраля 1993 в соответствии с соглашением между Правительствами РФ и РК это административное здание было передано в уставной капитал Фонда в качестве вклада от республики.

Все развивается по той же логике - иск заявляется ввиду несоответствия такой передачи здания в уставной капитал перечню способов приватизации государственного имущества. Фактически речь идет о денонсации еще одного межправительственного соглашения.

Мингосимущества РК, правопреемник Комитета, и Фонд, в лице его новых руководителей опять согласились с иском. А 28 октября прошлого года и Арбитражный суд РК соглашается удовлетворить исковое заявление прокуратуры, т.е. признать решение о незаконности передачи здания Фонду. Отъем административного здания, образующего материальную инфраструктуру Фонда, скорее всего, свидетельствует о том, что эта организация под управлением новых хозяев, похоже, уже отыграла свою роль, и теперь спешно демонтируется, чтобы срыть неблаговидные свидетельства ее последних «достижений».

Заключение: смысл большой игры

Смысл всей этой истории во всех ее ярких и местами неприглядных деталях, очевидно, выходит за рамки локальной проблематики. И не просто в силу множества интересов, в ней задействованных...

Суммарный политический эффект от всех этих тихих «хозяйственных» интервенций, которые не всегда попадают в поле внимания центральных СМИ и федеральных правоохранительных органов, может оказаться гораздо более опустошительным, чем баснословные уже «звездные войны» с участием Березовского и Гусинского. По сути, трансрегиональные финансово-промышленные группы своими действиями в не столь далекой перспективе способны перекроить административную карту России по силовым линиям своих бизнес-интресов, и тогда разговоры о «вертикали власти» и об «укрупнении регионов» могут приобрести совсем другой смысл, нежели тот, который вкладывают в эти актуальные политические лозунги проектировщики из федерального центра.

Чтобы проиллюстрировать эти вполне реальные перспективы, вернемся к вопросу: в чьих интересах? Тут-то и собираются, возможно, все рассыпанные по судам, недавним операциям Фонда и ситуации вокруг СЛПК разрозненные фрагменты большой игры. Предположим, что готовящийся к реализации сегмент некоего большого сценария уже стал достоянием гласности: пакет акций СЛПК отнимается у Anglo-American, та подает иск к республике, арестовывается вся республиканская собственность, а чиновники мучительно решают, откуда же взять денежные средства для возмещения ущерба.

Любители хлестких заявлений будут говорить о том, что скоро все 89 субъектов Федерации станут иностранными юридическими лицами. В этот момент и появляется влиятельнейшая ФПГ, та самая, которую так опасаются в руководстве СЛПК, и предлагает свои финансовые ресурсы, а также роль посредника в “разруливании” грандиозного скандала. Она патриотично готова взять на себя возмещение ущерба и, стало быть, всю собственность РК, включая тот самый 15-процентный пакет акций лесопромышленного комплекса. Все, будет, кажется, в порядке, национальное достоинство РФ просто чудом уцелеет. Только РК станет собственностью российского юридического лица.

...Все это пугающее развитие событий почему-то уже не кажется фантасмагорией или плохой шуткой. Скорее, воспринимается как весьма элегантный в своем роде «пилотный проект».

Антон Торопов

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram