США должны платить России $200 млн. в год

Как известно, в 1990 году советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе и госсекретарь США Джеймс Бейкер подписали соглашение, в результате которого наша страна лишилась значительной территории Берингова пролива. Как могло случиться, что тогдашние руководители СССР отдали Соединенным Штатам Америки 7,7 тыс. квадратных километров, а с ними 200 тыс. тонн минтая в год? Этот вопрос пытаются выяснить депутаты российского парламента.

АПН приводит мнение заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева (фракция «Отечество - Вся Россия», Чрезвычайный и Полномочный посланник). По его информации, подготовка к переговорам Шеварднадзе с Бейкером проходила в МИДе СССР по традиционной схеме. Были запрошены все причастные к использованию спорной территории министерства и ведомства, которые дали необходимые справки, включая сведения о рыбных и возможных нефтяных запасах. Затем дело перешло со Смоленской площади на Ивановскую в Кремле, где было принято решение договариваться с американцами не на соблюдении принципов равной территориальной выгоды, а в расчете на получение преимуществ в иных областях.

«Я думаю, - сказал Косачев, - что ситуация развивалась по этому сценарию. И когда американская сторона потребовала отписать в свою пользу весь спорный район, г-н Шеварднадзе поддержал Бейкера в расчете на подвижки в американской позиции по важным на тот момент для Советского Союза вопросам, таким как урегулирование советского присутствия в Центральной и Восточной Европе (в связи с исчезновением Варшавского договора), решение проблемы советских долгов, инвестиции в советскую экономику и т.д.. Американцы дали соответствующие обещания, но этим дело и ограничилось».

Иными словами, по мнению Константина Косачева, «мы пошли на конкретные документированные уступки, американцы же ограничились устными обещаниями, а в итоге откровенно нас переиграли. Что и было главной ошибкой тогдашней советской дипломатии». Во внешней политике, как известно, нет постоянных союзников, есть только постоянные интересы. «И совершенно очевидно, что на тот момент, - равно как и сейчас, что нужно подчеркнуть особо, - интересы нашей страны расходились с интересами США больше, чем совпадали. Мы должны были учитывать этот фактор. Но мы его не учли, находясь в состоянии наивной эйфории. Нам казалось, что мы вступили в союзнические отношения с Америкой. Но на самом деле, нас здесь никто не ждал. И не ждет до сих пор».

Можно ли сегодня исправить ситуацию? Отвечая на этот вопрос АПН, Косачев заявил, что «возможностей здесь у нас крайне мало. Речь может идти не столько о том, чтобы вернуть какие-то участки спорного района, сколько о том, чтобы договориться с американцами о реальных экономических компенсациях потерь, которые несет российская сторона. Соответствующее обязательство американской стороны на самом деле задокументировано. Они просто не исполняют его. Конкретно - можно говорить примерно о 200 млн. долларов в год».

В заключение депутат Константин Косачев сообщил, что Государственная Дума поддерживает Совет Федерации, который в настоящее время активно инициирует вопрос о судьбе спорных территорий в Беринговом море.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram