Приднестровье: зона международной интервенции

Тема Приднестровья не фигурирует на российских телеканалах. В России мало кто знает, где находятся Бендеры, Дубоссары, Дороцкое. Эта тема появляется только тогда, когда начинает литься кровь. При нынешних темпах развития ситуации ждать осталось недолго…

Пресс-конференция лидера партии "Patria — Родина" стала главной сенсацией предвыборной гонки в рамках предвыборной кампании в Молдове. Георгий Сима заявил буквально следующее: "Президент Владимир Воронин взял курс на развязывание нового военного конфликта на Днестре". До этого момента подобные заявления российских и приднестровских политиков воспринимались как бред, беспочвенные вымыслы и искусственное нагнетание истерии со стороны Тирасполя. Как же так?! Воронин — коммунист, пришедший к власти в Молдове с откровенно пророссийской программой — предпримет новый военный поход против Тирасполя, поправ договоры 1992 года о прекращении военного конфликта? Сделает то, что не сделали ни Мирча Снегур в последние годы своей власти, ни Петру Лучински за 4 года?!

Тем не менее, свидетельство молдавского политика налицо. И объясняется всё предельно просто. Испуганный вполне реальной перспективой оранжевой революции в Молдове на фоне успеха подобной революции на Украине, падения популярности компартии на правом берегу Днестра (и ведь есть из-за чего — ни одно из обещаний, касающихся статуса русского языка и интеграции в союз России и Белоруссии — не выполнено) и роста рейтинга оппозиционной, радикально-прозападной Христианско-демократической народной партии (бывшего Народного фронта Молдовы), Воронин изо всех сил стремится понравиться и угодить Западу. Коммунисты никогда не отличались особой чувствительностью к вопросам морали, поэтому война в Приднестровье нужна только для одной цели — остаться у власти любой ценой. Выбран наиболее подходящий момент для начала войны:

1) Лидеры России и Приднестровья, открыто поддержавшие на украинских выборах Виктора Януковича, испытывают временный дискомфорт после победы Ющенко;

2) Украина занята процессом формирования правительства и не способна активно вмешиваться и оперативно реагировать на процессы в Приднестровье; кроме того, западные спонсоры вполне могут дать новому президенту Украины команду "цыц!", и новые власти Украины забудут как об этнических украинцах, так и о гражданах Украины в Приднестровье;

3) США и Евросоюз давно рассчитывают на изменение формата миротворческой операции в Приднестровье и полное вытеснение России и Украины из региона: им необходим лишь повод для вмешательства и установления своего порядка на левом берегу Днестра.

6 января Министерство иностранных дел Молдовы проинформировало находящиеся в стране дипломатические представительства о "новом порядке организации поездок в восточные районы Молдовы", согласно которому для поездки в Приднестровье иностранные дипломаты должны получить специальное разрешение от официального Кишинева.

Спустя 2 недели, 20 января послы России (Николай Рябов) и Украины (Пётр Чалый) вместе с главой миссии ОБСЕ в Молдове американцем Уильямом Хиллом направлялись в Приднестровье для консультации с президентом ПМР Игорем Смирновым. Но на блокпосту молдавской полиции машины с дипломатическими номерами России и Украины не пропустили, ссылаясь на решение двухнедельной давности. В Приднестровье пропустили только автомобиль Уильяма Хилла, который со Смирновым встречаться не стал. Важный контакт в рамках практических усилий по политическому урегулированию конфликта был сорван. Но этим дело не закончилось. В тот же день в приднестровский город Бендеры не были пропущены сопредседатель Объединённой контрольной комиссии, представитель России Олег Астахов и военный атташе Украины полковник Сергей Сердюк, готовившиеся принять участие в плановом заседании ОКК. Характерно, что молдавские полицейские завернули только их — военный эксперты миссии ОБСЕ смогли проехать беспрепятственно. Заседание ОКК было сорвано.

Данная акция не оставляет уже никаких сомнений относительно планов президента Молдовы. Кишинев прямолинейно идет к своей цели — созданию условий для эскалации нового конфликта и ввода в регион западного военного контингента. Чтобы добиться этого, необходимо заблокировать деятельность институтов нынешней миротворческой операции — Контрольной комиссии и Совместных сил по поддержанию мира. Это в Кишиневе сегодня и делают, игнорируя договорённости 1992 года о порядке передвижений в Зоне безопасности, согласуемом с ОКК, а не с МИДом Молдовы.

Дополнительным свидетельством подлинных намерений Молдовы является резкое увеличение полицейского контингента на КПП: если в обычные дни там присутствовали 3-4 полицейских, то сегодня их около 20. Решение МИДа Молдовы делает невозможным действия Объединённой контрольной комиссии для пресечения любых столкновений: члены ОКК лишаются возможности своевременно реагировать на события вокруг Бендер и Дубоссар (а это очень важно — учитывая нынешнюю напряженность в зоне безопасности).

В эти дни в Страсбурге проходит очередная зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Эта организация раз за разом занимает всё более непримиримую позицию по отношению к Москве: на последнем заседании ПАСЕ в октябре Россия подвергалась нападкам за ситуацию в Чечне, проводились дебаты по российско-грузинским отношениям. Но главным сюрпризом для России было принятое на ура выступление молдавского террориста Илие Илашку, возглавлявшего печально известную группу "Бужор" и лично ответственного за убийства десятков людей в Приднестровье. В 1993 году Илашку был приговорён приднестровским судом к высшей мере наказания, но под давлением главы российского МИДа Игоря Иванова был амнистирован и выслан за пределы республики. Его подельник по "Бужору" Штефан Урыту возглавляет Хельсинкский комитет Молдовы.

На нынешней сессии ПАСЕ должен прозвучать только один доклад, касающийся России — спецпредставитель Ассамблеи Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер должна выступить по делу ЮКОСа. Однако в работе ПАСЕ находятся резолюции, среди которых — дело Игоря Сутягина, готовится доклад, в котором критически оценивается деятельность СНГ и Союза России и Белоруссии, и среди прочего — готовится резолюция о выводе российского контингента из Приднестровья. А на следующей, весенней сессии ПАСЕ готовится доклад по мониторингу России, носящий, по словам руководителя российской делегации Константина Косачёва, откровенно тенденциозный характер.

А 22 февраля в Братиславе пройдёт встреча президентов России и США, на которых, по словам заместителя Госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джоунс, будут обсуждаться тема урегулирования в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Многие эксперты уверены, что Буш, стремящийся к установлению полного контроля США над Восточной Европой и вытеснению оттуда России, представит Путину ультиматум о выполнении Россией Стамбульских соглашений 2000 года по выводу российской армии из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.

Как поведёт себя в этом случае Путин? Хватит ли у него сил сказать своему заокеанскому приятелю "нет"? Или целые регионы, вместе с сотнями тысяч людей, у которых до сих пор не иссякла вера в "Россию-заступницу", будут принесены в жертву в Великой Шахматной Игре? Впрочем, ситуация может разрешиться и гораздо раньше.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram