Закрытая касса

Чтобы не говорили про удвоение ВВП, погашение внешнего долга или приращение золотовалютных резервов, основным показателем развития экономики является рост наших доходов. Для абсолютного большинства населения страны единственным доходом является зарплата. Фондовый рынок для простых смертных недоступен, а раз так — нет и дивидендов. Собственность, которую обещали поделить поровну, досталась ворам и аферистам, присваивающим результаты ее использования. Банковский сектор постоянно лихорадит, а система страхования вкладов позволяет спасти только гробовые. Власти, сами того не ведая, постоянно посылают сигнал — рассчитывайте только на свою зарплату. О других деньгах мы позаботимся сами.

При Советской власти зарплату гарантировало государство. В наше время тотального ограбления всех и вся мы целиком зависим от новоявленных царьков и князьков, гордо именуемых работодателями. Конституционный посыл “Россия — социальное государство” на практике выражается в том, что работодатель может месяцами не платить зарплату, не перечислять взносы в социальные фонды, да просто выкинуть на улицу любого неугодного.

Из Москвы проблема невыплат заработной платы не видна. Москвичам с их доходами в 2,5-3 раза выше средних по России кажется, что вся страна живет более или менее сносно. Что шахтеры на Горбатом мосту, перекрытые железнодорожные пути, елочные игрушки или унитазы вместо “живых” денег — все это в прошлом. Жить действительно стало легче. Однако в настоящее время до 40% российских предприятий убыточны, и их число постоянно возрастает. Пока “благодаря” отсутствию господдержки базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства, растущему курсу рубля, расширяющему импорт, нерыночному переделу собственности и обналичиванию активов. Скоро к этим и многим другим факторам прибавится членство страны в ВТО. Это значит, что в скором времени миллионы людей потеряют единственный источник доходов — зарплату.

Банкротные детали

Невыплата заработной платы является наиболее частым спутником банкротства. В действующем законе о банкротстве вопросам “социальной защиты работников при несостоятельности” внимания практически не уделяется. Это полнее логично — основное внимание тех, кто причастен к законодательству в этой области, приковано к активам предприятия, к тому, что можно получить в результате передела собственности. Люди, остающиеся без средств к существованию, в расчет не принимаются.

Перечень внеочередных требований кредиторов подтверждает эту мысль: судебные расходы должника, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные расходы, задолженность по зарплате, возникшая после принятия арбитражным судом за явления о признании банкротом и начисленная в период конкурсного производства. О прошлой задолженности по зарплате разговор заходит лишь при рассмотрении второй очереди удовлетворения требований, когда денег ни на что не остается. О прочих социальных правах и гарантиях работников в законе вообще ни слова. Представьте ситуацию, когда предприятие отправило вас учиться и обязалось оплачивать обучение, когда вы участвуете в корпоративных пенсионных программах, когда в соцпакет входит добровольное медицинское страхование, наконец, когда предприятие обещало выплачивать за вас проценты по ипотечному кредиту или, тем паче, само выдало ссуду. Все это рушится. При банкротствах подобное случается сплошь и рядом.

Риск банкротства как разновидность социальных рисков, ухудшающих положение людей, в России вообще не рассматривается. Считается, что банкротство — это следствие неправильных действий менеджеров, ухудшения рыночной конъюнктуры, незаконных действий рейдеров, что, вообщем-то, верно. Несчастный случай на производстве — тоже проявление человеческого фактора. Однако страхование несчастных случаев — обычная практика, а минимизация социальных рисков банкротства — нет. Обанкротили контору, попилили активы, а люди как-нибудь сами проживут.

Кому я должен, всем прощаю

С банкротством все более или менее ясно, зарплат работники обанкротившихся предприятий, скорее всего, не увидят никогда. Не менее остра проблема просроченных зарплат на тех предприятиях, в отношении которых процедура банкротства пока не начата. Сегодня занятых в экономике приблизительно 67 миллионов человек, к тому же в стране более 5 миллионов безработных. В 2006 году расходы на выплаты пособий по безработице по причине банкротства, пособий, заменяющих заработную плату, составили около 10 млрд. рублей. Логика путинского государственного управления проста: лучше выплачивать деньги из госбюджета, чем предупреждать причины, приводящие к увеличению расходов. Часть нефтяных доходов все еще поступает в бюджет, а в бюджете деньги народные, то есть ничьи. В то же время, собственность, оказывающаяся в руках нескольких хороших людей, своя. Так почему бы им не помочь бюджетными деньгами?

Просроченная задолженность по зарплате есть сегодня во всех отраслях экономики и регионах страны. На 1 января 2007 года по данным Росстата она составляла 4,2 млрд. рублей. Если к этой сумме прибавить такую же неофициальную зарплату, то получится более или менее полная картина долгов — 8,4 млрд. рублей. Официальные данные говорят, что число кинутых составляет 400 тысяч человек. Статистика исключает тех, кто уволился без предъявления претензий, тех, кто покорно верит обещаниям своих благодетелей и ждет, тех, в пользу кого суды вынесли положительные решения, но расплатиться с ними нечем. Реальная цифра обманутых составляет не менее 5 млн. человек.

Самые большие долги у предприятий обрабатывающей промышленности, задушенной метастазами энергетической сверхдержавы (1 083 млн. рублей), сельскохозяйственных производителей, испытывающих прелести сильного рубля и сельскохозяйственной экспансии (1112 млн. рублей), а также, как ни странно, ускоренно реформируемой электроэнергетики (695 млн. рублей). Есть долги по зарплате в сфере транспорта (266 млн. рублей), строительства (215 млн. рублей) и даже науки (110 млн. рублей). Повторюсь, все это официальные цифры, проведенные по бухгалтерским балансам.

Задолженность по зарплате касается, прежде всего, простых работяг — топ-менеджмент и другие “белые воротнички” свое получают сполна. Например, в Центральном федеральном округе работодатели в среднем должны всего по 11 тыс. рублей в расчете на одного занятого, в Уральском округе — 13 тысяч, на Дальнем Востоке — 22 тысячи. Главное, что почти половина всей просроченной задолженности имеет историю свыше 1 года, а с частью просроченных зарплат (1,2 млрд. рублей из 4,2 млрд.) можно вообще проститься. Почему? Потому что задолженность образовалась в 2004 году или раньше, и ни собственников, ни активов, ни тем более денег найти не удастся.

Гарантии иностранных пролетариев

Дикий оскал капитализма во всем мире давно сменился цивилизованной улыбкой экономического порядка, выстраиваемого вокруг гражданина, увеличивающего ВВП, участвующего в росте численности населения, вкладывающего сбережения в развитие национальной экономики. На сегодняшний день создано как минимум пять эффективных способов гарантирования выплат по заработной плате при просрочке или банкротстве.

1. США. Американское законодательство, основа рыночного либерализма, гарантирует погашение задолженности по зарплате, в основном, занятым в строительстве. Для этого работодателями производятся законодательно определенные отчисления в гарантийные фонды, средства которых вкладываются только в государственные ценные бумаги. Еще один способ — принятие потенциальных обязательств перед работниками третьей стороной, которая в случае банкротства должна выплатить причитающиеся людям деньги.

2. Европа. В Европе механизм гарантирования выплат существует три десятилетия. Первая модель была внедрена в Бельгии в 1967 году, потом пришел черед голландской (1968), шведской (1970), датской, финской, французской (1973), немецкой (1974) и английской (1975) систем. К настоящему времени системы гарантирования существуют практически во всех европейских странах-членах ЕС.

Наибольшее распространение в Европе получила практика создания гарантийных фондов при службах занятости (Германия, Франция или Финляндия). Однако службы занятости задействуются не везде. В Дании, например, управление средствами гарантийного фонда на случай невыплат зарплаты находится в ведении пенсионного фонда, в Швеции — органов местного самоуправления, в Испании — специально созданной независимой организации. В Израиле гарантирование выплат осуществляется на страховых началах, а гарантийный фонд создан при государственном Институте национального страхования. Гарантийные фонды или организации, их патронирующие, после выплаты компенсаций имеют право предъявить судебные иски банкротам на сумму выплаченных средств.

Особый разговор о размерах взносов в гарантийные фонды (это важно для следующего раздела). Размеры взносов предприятий в гарантийные фонды с фонда заработной платы во Франции составляют 0,15% и выплачиваются за счет предприятия, в Испании — 0,4% и также выплачиваются предприятием, в Эстонии 0,5% перечисляется предприятием, а 1% удерживается с зарплаты работника.

3. Япония. В Японии, где система обязательного гарантирования выплат заработной платы существует с 1975 года, система выстроена не на государственных, а на гражданско-правовых началах. Для гарантирования выплат по заработной плате, выходным пособиям, отпускным японцы создали обязательные доверительные фонды, независящие от предприятий и управляемые банками. Размер взносов и порядок компенсации устанавливается отдельно для каждой отрасли. Схожая система действует в Венесуэле. Средства предпринимателей, предназначенные работникам на случай банкротства, депонируются в банке-опекуне, который с согласия пролетария может инвестировать их в ценные бумаги. На случай банкротства кредитной организации в Венесуэле действует система страхования банковских вкладов. Так что простому венесуэльскому борцу с американским империализмом за свое будущее в случае банкротства родного предприятия беспокоиться нечего.

4. Бразилия. Бразильские работодатели с 1966 года в обязательном порядке ежемесячно перечисляют 8% от заработной платы на счет работника, до поры неприкасаемый. За год накапливается месячная зарплата, на которую начисляется инвестиционный доход. Если бразилец проработал год, а потом работодатель обанкротился, компенсацией станет месячный оклад, если 2 года — 2 оклада, если 12 лет — весь последующий год “несчастный” может играть в футбол, участвовать в карнавалах и фланировать в белых брюках по Рио-де-Жанейро.

Гарантирование по-российски

Зарубежный опыт создания и функционирования гарантийных фондов заработной платы показывает нам, что схемы реализации могут быть государственными, банковскими, страховыми или трастовыми. Все они предназначены для защиты социальных прав работников и членов их семей. Кроме того, размер взносов в гарантийные фонды не должен быть обременительным.

В прошлом году реализация проекта по введению компенсаций просроченных зарплат началась и в России. Толчком послужили скорое окончание путинского правления, вступление России в ВТО и необходимость создания “золотого парашюта” для кого-то из важных чиновников. И, конечно же, забота о простых смертных. Без нее новый властный проект потерял бы шарм и обаяние.

Механизм создания новой системы гарантирования знакомый — Государственная корпорация “Агентство по гарантированию материальных прав работников”. Учитывая любовь властной элиты к огосударствлению всего и вся, на деле выражающемся в переориентации финансовых потоков, ничего нового ведомство Грефа не придумало. Как тут не вспомнить Березовского, кредо которого заключалось именно в контроле за движением денежных средств, и только потом — во владении, использовании и распоряжении собственностью. Зачем биться за имущество, если можно посадить на финансовые потоки своего человека и пользоваться всеми благами без рейдерских издержек?

Еще одно веяние времени — отсутствие дискуссий о путях решения той или иной государственной проблемы. Наверху все знают лучше, так что нечего, как говорится, заморачиваться. Наверно, действительно нет смысла обсуждать страховую или доверительную модель гарантирования, но бизнес-сообщество неоднократно предлагало внедрить другой, альтернативный государственному, механизм компенсаций: гарантийные фонды саморегулируемых организаций (СРО).

Создаваемые по профессиональному или территориальному принципам СРО могли бы самостоятельно определять условия членства, показатели платежеспособности, процедуры компенсации утраченных социальных гарантий и льгот, расчет суммы взноса в гарантийный фонд. Нет, не надо нам низовой самостоятельности. Бизнес — это дойная корова, и место у нее одно — стойло. Потому-то рамочный закон о СРО под разными предлогами тормозится уже четвертый год. А раз нет закона, будем делать так, как привычно, то есть ваять еще одну государственную кормушку.

Все это лучше, чем ничего. Пугает другое, — а именно размер взносов работодателя или новый налог на предпринимателей и по цепочке на нас с вами. В проекте закона скромно обозначены 0,04% с фонда оплаты труда. Посмотрите предыдущий раздел — таких маленьких взносов нет нигде в мире, введи такой налог сегодня, им даже существующую задолженность не погасишь. Обманка, фальш-панель, как любит говорить Владимир Голышев. Очевидно, что при введении (а это вопрос решенный) новый налог будет на порядок выше. Источники в правительстве называют и 0,4%, и 0,7% и даже 1% с фонда оплаты труда. Не надейтесь, что новый налог ляжет тяжким беременем на плечи бедных работодателей. Эстафетная палочка по его уплате тут же перейдет к нам.

Для столь тяжелой новости нужны веские доводы. Вот они: “Агентство по гарантированию материальных прав работников” будет погашать задолженность по зарплате в сумме до 200 МРОТ или 220 тысяч рублей, отпускные и выходные пособия будут погашаться из расчета до 110 тысяч рублей, итого на каждого работника потенциального банкрота будет резервироваться 440 тысяч рублей! Напомню, средний размер задолженности сегодня составляет 13-14 тысяч рублей на человека.

Новая госкорпорация будет собирать не менее 50 млрд. рублей в год! Деньги пойдут на выплаты несчастным работникам, на содержание аппарата, на канцелярские расходы и конечно на инвестиции, инвестиции, инвестиции…

Можно не сомневаться, скоро всем придется платить еще один взнос, не зависящий ни от статуса учредителя, ни от характера деятельности, ни от истории предыдущей работы. Госкорпорация станет собирать деньги с предприятий, а они, в свою очередь, слегка подрежут нашу зарплату. Впрочем, о нас в данном случае никто не думает. Просто на наших глазах появляется еще один сравнительно честный и благородный способ отъема денег у собственного народа. Нет, не дураки там сидят!

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram