Левый консерватизм или правая социал-демократия?

Появление Манифеста Лиги консервативной журналистики, опубликованного на сайтах АПН и "Kreml.org", уже вызвало определенный общественный резонанс. Правые консерваторы подвергли Манифест критике, объявив его авторов "христианскими социалистами". Либералы в священном ужасе отпрянули от него, напуганные "православным фундаментализмом".

Основные посылки Манифеста ЛЖК не случайно вызвали бурную реакцию консерваторов

Однако никто, по-видимому, до сих пор не заметил в Манифесте ЛКЖ наиболее значительного "знамения времени". Речь идет о том, что правый, по существу, документ, содержит целый ряд положений, под которыми с удовольствием подписались бы многие левые политики.

Вообще в Манифесте достаточно много идей, которые могут быть без обиняков отнесены если не к социалистическим, то к социал-демократическим. Основные посылки Манифеста — "политические консерваторы признают духовное равенство всех людей", лозунг русских политических консерваторов — "не общество — для элиты, но элита для общества" — не случайно вызвали такую бурную реакцию консерваторов с сайта "Правая.Ру". Дело в том, что за несколько месяцев до публикации Манифеста идеологи "Правой.Ру" выступили с программным документом, озаглавленным "Императивы национального возрождения". Этот документ, с формальной точки зрения, имеет гораздо больше прав называться "консервативным манифестом". Во всяком случае, ни о каком равенстве, ни духовном, ни социальном, в нем речи не идет ("равенство может быть только перед Судом Всевышнего"). Идеалом общественного устройства провозглашается иерархия, структурированное неравенство.

"Не нужно обманываться относительно словечка "духовное": из духовного прямо вытекает социальное — в том числе и у авторов манифеста, поэтому дальше идут совершенно в социалистическом духе требования к элите "служить народу". Нет нужды говорить, что эти требования не имеют ничего общего с русским консерватизмом и ниже в тексте даже прямо обозначены как социал-демократические", — писал в своем отклике на Манифест ЛКЖ главный редактор "Правой.Ру" Илья Бражников. Эта позиция, в свою очередь, вызвала резкое неприятие у членов Лиги консервативной журналистики. В дискуссии, развернувшейся в ЛКЖ после выступления Бражникова, тезис "низы" служат "верхам", и никак не наоборот" был подвергнут самой нелицеприятной критике.

Один из важнейших аспектов Манифеста — идея о социальной ответственности власти перед народом. Заметим: критике именно с левых, фактически, социал-демократических позиций.

Полемика между "правыми" и "левыми" консерваторами (хотя последнее определение несколько отдает оксюмороном) ярко высветила один из важнейших аспектов Манифеста ЛКЖ — идею о социальной ответственности власти перед народом. Мостиком между этой социал-демократической идеей и "консерватизмом" как таковым является философское обоснование этой ответственности: "фундаментальные характеристики религиозного сознания русского народа", "признание необходимости коллективной стратегии спасения". "Верхам" общества должно в соборном единении с "низами" стремиться к наилучшим условиям спасения для всего народа", — говорится в Манифесте ЛКЖ. Таким образом, социал-демократическая составляющая программы консерваторов ЛКЖ выводится из религиозной по своей сути идеи соборности, высшей точкой которой, в интерпретации авторов Манифеста, должно стать построение православного государства, причем прилагательное "православное" здесь принципиальнее, чем существительное "государство".

И вот здесь проходит водораздел между собственно социал-демократией и "христианским социализмом" по версии ЛКЖ. Правда, надо заметить, что сами авторы Манифеста не согласны с этим определением. "Манифест Лиги консервативной журналистики в лучшем случае левее "Императивов" — несколько левее, да! Но просто "левым" его назвать нельзя. Нет оснований", — заявил один из главных идеологов ЛКЖ Дмитрий Володихин в своем ответе Илье Бражникову.

Представляется, однако, что в споре о политической идентификации Манифеста ЛКЖ правда на стороне Бражникова. Взгляд со стороны порой бывает объективнее.

Весь "экономический блок" Манифеста ЛКЖ — с его требованиями ограничения всевластия рынка ("общество в целом, равно как и его культура, не должны быть подчинены принципам "рыночной эффективности") — может без особых усилий войти в программу любой левой партии, от КПРФ до "Родины". Более того, часть лозунгов, содержащихся в экономическом блоке Манифеста: обязательность доступного здравоохранения, обеспечение прожиточного минимума для выживания малоимущих — называются в документе "естественными требованиями русских консерваторов" и прямо определяются как "социал-демократические".

Другое дело, что, при всей своей левизне, экономический блок Манифеста ЛКЖ в лучшем случае половинчатый. Ничего не говорится о том, какие экономические механизмы должны лежать в основе "создания предварительных начальных условий для творческого и духовного самосовершенствования всех представителей общества". Социал-демократическая составляющая программы консерваторов выводится из религиозной идеи соборности. Хотя совершенно очевидно, что эффективная социальная справедливость, или, говоря языком Манифеста, "коллективная стратегия спасения" возможна только при условии фундаментальных изменений в системе распределения национального дохода, вероятной национализации целого ряда ключевых объектов ТЭК, общенародного дивиденда от природной ренты и других радикальных реформ. Все эти проблемы в Манифесте просто обходятся стороной.

Зато особый акцент сделан авторами Манифеста на духовной стороне русского консерватизма и роли Русской Православной Церкви. В результате образовался некий дисбаланс: собственно экономический фундамент предполагаемых преобразований обозначен лишь приблизительно, в то время как идеологическая "надстройка" получилась весьма внушительной.

Более того, далеко не со всеми положениями Манифеста в той его части, где говорится о роли православия в будущей консервативной России, можно согласиться. Так, например, тезис о том, что "политическая система не может быть устойчивой и консолидированной, не опираясь на определенный ценностный фундамент" выглядит вполне рациональным. Однако продолжение этого тезиса уже вызывает определенные сомнения: "таковым фундаментом для политической системы должны стать основополагающие принципы русского консервативного сознания". Нет нужды напоминать авторам Манифеста, что в настоящее время ценности и идеи русского консерватизма разделяет подавляющее меньшинство их сограждан — они и сами хорошо это знают. Если даже их коллеги по консервативному лагерю с сайта "Правая.Ру" не разделяют многих их взглядов, то о каком фундаменте для политической системы может идти речь?

В этом контексте особенно трогательно смотрится следующая цитата из Манифеста: "Эти принципы, в случае их принятия и усвоения русским обществом и его элитой, должны быть выведены за рамки политической дискуссии" (выделено мной — К.Б.)

Выражаясь образно, авторы Манифеста "ставят телегу впереди лошади" — вместо того, чтобы добиваться популяризации принципов русского консерватизма в обществе, они спешат оговорить некие "гарантии неприкосновенности" для этих принципов, вывести их за рамки "политической дискуссии". Проблема заключается в том, что, несмотря на значительное количество людей, считающих себя "православными", Россия по существу — и к великому сожалению — остается страной с прерванной историко-религиозной традицией. Можно и нужно восстанавливать эту традицию, но всерьез говорить об "утверждении и сохранении приоритета в обществе русской православной традиции" в настоящий момент не приходится. Не говоря уже о том, что в Манифесте ни слова не говорится о том, как должна решаться проблема с другими конфессиями, например, с исламом, приверженцев которого в России около 15 миллионов. Это не значит, что цели, заявленные в Манифесте, плохи. Но не видеть факторов, делающих достижение этих целей практически невыполнимыми, — означает демонстрировать некоторую политическую наивность.

Наивность эта, с особенной досадой наблюдаемая в среде объединившихся вокруг ЛКЖ экспертов и журналистов, мешает Манифесту стать действительно значимым явлением отечественной политической мысли.

Совершенно очевидно, что многие проблемы, которые Манифест прямо или косвенно затрагивает, являются действительно чрезвычайно актуальными для современной России. И то, что для решения этих проблем Лига консервативной журналистики прибегает к левым, социал-демократическим идеям, свидетельствует прежде всего о востребованности этих идей современным российским политическим классом.

В любом случае, попытка авторов Манифеста соединить традиционное русское мировосприятие и левую идеологию, найти некую общую площадку для игроков с правого и левого фланга российского политического поля, заслуживает самого пристального внимания.

Автор — член Координационного совета ЛКЖ.
Текст опубликован на сайте «Новая политика».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram