Россия подставляет Украине плечо

Россия – то есть «страна-агрессор» согласно официальному определению Верховной  Рады -- помогла Украине поставками электроэнергии.  Такая новость обошла многие СМИ в конце прошлой недели. Ситуация в украинской энергетике действительно сложилась чрезвычайная: за июнь запасы угля на ТЭС страны сократились на треть, в том числе антрацита -- на 60%. Остановлены 14 энергоблоков ( 13%  мощностей теплоэнергетики страны), которые работают только на этой марке угля.

Причиной энергокризиса на Украине называют  ремонт на нескольких АЭС, прекращение поставок угля из Донбасса, а также резкий скачок потребления из-за жары. Все это справедливо, однако, практически ничего не говорится о степени серьезности нынешнего энергокризиса, которая вызвана его отличием от предыдущих  подобных ситуаций. Ведь для украинского лета типичны и жара, и плановый ремонт на атомных станциях (его всегда проводят так, чтобы зимой могли работать все энергоблоки). Наконец и раньше нередко имело прекращение поставок с неподконтрольных Киеву территорий, где и расположены все антрацитовые шахты . Но сейчас ситуация выглядит качественно хуже, чем было раньше.

Начнем с поставок угля из ДНР и ЛНР, во многом благодаря которым Украина благополучно пережила эту зиму. Раньше проблемами здесь были  либо цена угля, либо крайнее обострение отношений с Киевом. Сейчас же причина другая и она почти не освещается в СМИ обоих государств (за исключением сугубо экономических).

Прекращение поставок угля, которое началось с 1 июня, стало побочным результатом  давно вызревавшего конфликтом вокруг Донецкой  железной дороги. Киев в рамках  намеченной еще при Януковиче реформы  железнодорожного оператора страны «Укрзализныци» еще с начала марта упразднил эту дорогу как юридическое лицо: Как и другие железные дороги страны (Южная, Львовская т.д.) она была превращена в филиал «Укрзализныци». Центр филиала был перенесен из Донецка в подконтрольный Украине городок Лиман близ Славянска (до декоммунизации Красный Лиман), туда же было в конце апреля перенесено и диспетчерское управление. При этом  «Укрзализниця» считает все имущество ДонЖД на территории ДНР и лНР  имуществом филиала и хочет, чтобы он контролировал там железнодорожные перевозки, с чем естественно не согласны в Донецке.

Железнодорожники  из ДНР были тогда  же уволены Украиной с правом переоформиться,  лично подав заявления на подконтрольной Киеву территории, чем воспользовались однако очень  немногие. Тем не менее все уволенные бесплатно работали 3 месяца, но требовали выплатить долги по зарплате, так как уволенными себя не считали. В итоге терпение их лопнуло: в конце мая начались протесты, а в ДНР объявили, что будут создавать свою государственную железную дорогу. Но само собой невозможно представить, чтобы Украина согласилась принимать поезда этой дороги или отправлять на нее грузы.

Результаты конфликта проявились быстро. С первых дней пришли сообщения о прекращении работы металлургических комбинатов в Алчевске и Донецке, которые не получают сырья из Украины. И уже к 18 июня количество антрацита на складах украинских ТЭС уменьшилось почти наполовину (48%). И это  при том, что первая половина месяца в страны была прохладной. Стало ясно, что возникновение критической ситуации – дело скорого времени, независимо от погоды. Жара лишь несколько ускорила процесс, но не явилась каким-то чрезвычайным фактором (потребление энергии увеличилось из-за нее на 7-8%). Причем темпы сокращения запасов антрацита с ее наступлением даже уменьшились: но поэтому что на некоторых ТЭС его уже слишком мало и спроектированные под эту марку угля энергоблоки простаивают. Компенсируется дефицит угля лишь благодаря тому, что стали больше жечь газа, как на теплоэлектроцентралях, так и на газомазутных блоках ТЭС, которые летом  обычно стоят в резерве. Но газ – это импортное топливо и Украине он нужен на зиму.

И главное, неясно как стороны могут решить железнодорожный конфликт. Да, крайняя скудость информации о нем в СМИ теоретически намекает на возможность уступок каждой из сторон. Ведь публичное обсуждение проблемы чиновниками и политиками, тем более использование ее для давления по политическим вопросам, помешало бы таким компромиссам.

Но с другой стороны время на достижение договоренностей  и раньше было в изобилии. 3 с половиной месяца, если считать от юридической ликвидации ДонЖД, и 7 месяцев, а если брать за точку отсчета создание Донецкого филиала «Укразлизныци» с центром в Лимане.. Но договориться не удалось (и о самом факте переговоров по данному вопросу информации нет).

Судя же по действиям «Укрзализныци» и высказываниям киевских чиновников которые просачивались в СМИ в марте, решить проблему планировалось так же как в случае с находящимися в частной собственности промышленными гигантами. Ведь  после введения Украиной экономической блокады ДНР и ЛНР все эти предприятия перерегистрировали свои юридические адреса на подконтрольной Киеву территории. Например,  принадлежащий российскому «Трансмашхолдингу» «Лугансктепловоз» с июня 2015 юридически находится в Северодонецке,  туда же несколько раньше перерегистрировался и   упомянутый Алчевский меткомбинат (им владеет украинский олигарх Сергей Тарута вместе с российским Алексеем Катуниным).  Эти  и подобные им предприятия, как и было до конфликта, платят налоги Киеву, но об этом стараются не распространяться  ни украинские, ни российские СМИ. Видимо потому что первые не хотят  показывать зависимость экономики Украины от Донбасса, а вторые  -- степень реальной самостоятельности самопровозглашенных республик, которые не в состоянии иметь доход от своего главного промышленного потенциала.

Однако в описанной ситуации аналогичное решение выглядит недостижимым. При нынешней неурегулированности конфликта  передача под контроль Киева железнодорожной сети выглядит для Донецка и Луганска куда более серьезной и опасной уступкой, чем сохранение за промышленными гигантами  уплаты налогов в украинский бюджет.

Но отсутствие антрацита только часть энергетической проблемы Украины, другая сторона это проблемы  с атомными станциями, которые вырабатывают половину электричества страны. Еще в марте государственная исполнительная служба Украины арестовала счета оператора всех АЭС республики  в рамках возникшего  около  двух десятилетий назад (!)дела о взыскании задолженности.  Как утверждал в конце мая руководитель профсоюзной организации "Энергоатома" Алексей Лич  из-за этого ареста задержится запуск энергоблоков после ремонта, ибо Россия отказывается изготовлять топливо до полной его предоплаты, а после оплаты необходимо еще более  5 месяцев непосредственно на изготовление ТВЭЛов. Видимо, ситуация сказывается и на других аспектах работы отрасли, так  3 энергоблока  более месяца  находятся на  аварийном ремонте. В конце мая атомщики уже пикетировали Верховную раду, Администрацию президента и Кабмин требуя обратить внимание  на критическую ситуацию.

И только 29 июня министр топлива и энергетики Украины Игорь Насалик сообщил в «Фейсбуке» что счета «Энергоатома» разблокированы. Однако надо бы дождаться подтверждения информации. Ведь 27 июня министр писал в той же соцсети  что никакого дефицита мощностей в украинской энергетике нет и не нужна ни помощь из России ни запуск газомазутных блоков. То есть фактически он дезавуировал информацию которую накануне сообщили СМИ со ссылкой на его собственное ведомстве и дезавуировал неуклюже, ибо официальная статистика, которая публикуется трижды в неделю, как раз говорит о необходимости тех мер, которые министр отрицает.

Но может ли российское электричество спасти Украину?  В конце минувшей недели поддержка Россией украинской энергосистемы составила 600 МВт, при этом как сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой диспетчерскую службу единой энергосистемы России, такое количество составляет максимальный объем поставок в режиме техпомощи, который сейчас является единственным способом поддержать Киев. Ведь от продления  контракта на покупку Украиной электроэнергии Москва отказалась в январе из-за блокады Крыма. Но 600 МВт это лишь чуть больше половины мощности одного энергоблока Южно-Украинской АЭС, который вывели в плановый ремонт 23 июня, после чего Украина и запросила техническую помощь.

То есть российская поддержка в таких масштабах все равно не спасет украинскую энергосистему в долгосрочном плане. Она лишь дает Украине дополнительное время – не слишком большое  -- на поиски решения проблемы, которое сняло  бы все более реальную перспективу массовых отключений потребителей. Но без донбасского антрацита такое решение выглядит невозможным.

P.S. И вот когда статья была уже написана, из Минска пришло сообщение что  «благодаря работе Контактной группы восстановлены грузовые железнодорожные перевозки через линию разграничения в Донбассе», — так по крайней мере заявил российский представитель в КГ Борис Грызлов. Однако неясно насколько основательны эти договоренности и в чем заключается компромисс. Так по словам представителя ОБСЕ Мартина Сайдика поставки угля из ДНР и ЛНР возобновлены но не в полном объеме, а «дискуссии продемонстрировали необходимость срочного решения социальных проблем в зоне конфликта, в частности решения вопроса задолженности по заработной плате железнодорожникам ЛНР и ДНР». То есть ясно, что уголь на Украину вновь пошел в неком количестве, но деньги рабочим  еще не поступают. Что же касается контроля над железной дорогой, то здесь ясности нет, похоже, пока ни о чем не договорились.

Кроме того, нельзя забывать что  история переговоров Контактной группы и «Нормандской    четверки» это во многом история  невыполненных договоренностей. 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram