Украинский "компромисс" и его последствия

Украинский «компромисс», увы, может стать еще одним шагом по дезинтеграции пространства бывшего СССР и самой "большой России".

У достигнутого компромисса есть очевидное международное последствие, которое не будет ошибкой отнести к выгодам России. Сейчас заметно затормозится интеграция Украины в НАТО. Референдум по участию Украины в НАТО теперь возможен только после еще одного сильного внутреннего кризиса, когда внвоь усилится прозападный фланг украинского истеблишмента. Но ведь само НАТО уже притормозило эту интеграцию после недавних протестов в Крыму, когда не удалось провести плановые военные учения Украины и НАТО. Да и вообще, процесс интеграции Украины в НАТО требует заметного времени просто по техническим причинам. Украинский компромисс только закрепил более медленные, чем хотелось оранжевым революционерам, темпы такой военной интеграции. Но альтернативного курса — на сближение с ОДКБ или на последовательный нейтралитет — Украина сейчас не выдвинула.

Существуют более актуальные последствия украинского компромисса. Победа восточных регионов над радикальными "оранжевыми" кругами не сопровождалась победой ориентации на союз с Россией. Внутри дрейфующей на запад украинской политической нации просто усилилось представительство (и влияние) русскоязычных индустриальных регионов. Кроме того, в Украине возникла сильная прозападная оппозиция, которая не связана ответственностью за функционирование украинской экономики и государства. При первом же серьезном экономическом или политическом затруднении центральной власти эта оппозиция вновь попытается вызвать сильный кризис.

В общем, подобная политическая "структура" с разными нюансами действовала в Украине все перестроечные годы и обеспечивала успешную перестройку Украины в "западном духе".

Однако существует серьезное отличие сложившейся ныне украинской "ситуации" от той, которая существовала во времена Кучмы. Это отличие состоит в появлении иной России.

Прежняя Россия, наследница традиции СССР или романтически понятой Российской империи, стремилась сохранить максимально тесные связи с Украиной и не допустить слишком сильного отрыва республики от России в идеологии, идентичности, экономике...

Нынешняя Россия пошла на "отделение мух от котлет" и на фактический крах СНГ во имя сохранения высоких доходов от экспорта сырья и развития в качестве отдельного от других постсоветских стран государства.

Новая российская идеология требует повышать цены на газ для Украины с 1.01.2007 при любом правительстве в Киеве. Даже для союзной Беларуси выставлен высокий ценник с Нового года. Рост цен на газ для Украины может начаться уже во втором полугодии текущего года по мере окончания дешевого туркменского газа в общем объеме поставок из РФ.

Мы можем спорить о правильности такой политики для России. Но при любом отношении к ней, надо признать, что в ближайшее время правительству Януковича придется столкнуться с более серьезными экономическими проблемами в восточных регионах Украины в силу увеличения цен на российское сырье. Это обязательно ослабит положение правительства и, напротив, усилит оппозицию во главе с Юлией Тимошенко. Маловероятно, что в восточных регионах появится какая-то новая собственно прорусская сила вместо тех, кто ныне привел к власти Януковича. Времени для возникновения такой силы — почти нет. Появление же новых фигур, способных быстро развернуться в нечто существенное, — пока незаметно. В то же время, кризис, который угрожает вернуть к власти Тимошенко, может созреть уже зимой. Скорее, стоит ожидать либо сплочения восточных украинцев и русских вокруг Киева в ходе неизбежного нарастания сложностей в отношениях с Россией, либо роста политической апатии в этом регионе. Но не взлета прорусских партий и движений.

Причина столь слабых позиций России в Украине — видимо, в самой России. Россия отошла от интеграционной идеи вообще. Именно потому в Украине невозможно выдвинуть всерьез доктрину ориентации на восток, альтернативную курсу на сближение с ЕС и НАТО. Для разработки таковой стратегии недостаточно держать низкие цены на газ своим союзникам, хотя и этого многие в РФ ныне не хотят.

Для успеха политики РФ в Украине необходимо изменить сами политические ценности, ориентировать российское общество на осознание себя ядром огромного союза национальных государств. Надо начать мыслить категориями защиты интересов этого союза. Нужно также приучить себя к мысли о необходимости долгосрочного существования в рамках союза, выработки оптимальной стратегии защиты российских интересов внутри него и без ущерба ему. Мыслить лишь категориями прибыли, как, кажется, стало привычным в нынешней России, — значит, сводить Россию к "Газпрому" и отталкивать всех лишних, включая даже русских Украины, полагая их нахлебниками.

Сейчас важно сделать акцент на духовных ценностях, которые стоят выше "богатства", то есть — выше интересов "Газпрома". Только тогда Донецку или Харькову, Киеву или даже Львову, всей Украине станет возможно находить внутри России, особенно в Москве, какие-то комбинации, которые бы были выгодны этим регионам. Но понимания этих факторов в политике России ныне почти нет. Зато оно есть у сторонников либерально-национальных идей. "Оранжевые революции" — это не только либеральный национализм и особые политтехнологии, это еще и искренняя жажда обществами духовного очищения от "хамства", "совка", "клановости" и т.д. Если регионы и вся Украина будут видеть механизм действительной защиты своих интересов, обеспечение своего роста через Москву, тогда станет возможным возникновение в восточной Украине не только клановых сплоченных политических группировок. Тогда обозначится шанс на появление объединенных общими духовными ценностями политических движений. И очищение ими собственных областей и стран от множества духовных болезней, которые стремилась исправить идеалистические силы "оранжевой революции".

В нынешней же ситуации прорусским силам в Украине, получается, надо желать взвинчивания Россией цен на сырье, дабы таким образом свалить "ненавистное правительство" и т.д. Вряд ли даже этнические русские Украины смогут стать массовой опорой такого самоубийственного курса. Подобное уже было в постсоветских странах в 1990-х годах. Даже в Латвии с Эстонией лишенные гражданства русские поддерживали тогда антимосковские националистические силы своих стран.

Мы можем строить примерный график политических событий в России и Украине на ближайшее время. Скорее всего, Украина и Россия переживут зимою сильную вспышку противоречий, и дезинтеграция между двумя странами усилится. Украина — вторая по значимости страна в СНГ. Кризис в отношениях с Украиной подстегнет "сырьевой национализм" в РФ и, безусловно, осложнит отношения между Россией и другими соседними странами. Россия входит в обе свои предвыборные кампании на волне роста этого достаточно узкой и ослабляющей ее разновидности русского национализма — едва ли интеграционные настроения могут стать "фишкой" этих предвыборных кампаний.

В частности, все еще нельзя исключать, что в ходе националистического в плохом смысле этого слова развития РФ возникнет кризис еще и в отношениях с Беларусью. Не хотелось бы об этом думать, но пока Газпром не снимал своего намерения в пять раз повысить цены на газ для РБ с Нового года. Такие цены могут разрушить Союзное государство РБ и РФ. Почти наверняка в таком случае умеренно прозападная Украина, с тандемом Ющенко-Янукович во главе, — пойдет на глубокую координацию транзитной политики с РБ. Симптомов готовности к такому варианту развития — множество. В конце концов, именно после принятия Россией курса на "отделение мух от котлет" экспорт Беларуси переориентировался с России на Европу, и никакие идеологические споры этому не помешали. А если оранжевые вернутся к власти "спасать страну" от действий России, то это будут уже другие «оранжевые», чем те, что вернулись с Майдана — более уверенные в себе и прагматичные... За их спиною будет проходимый ныне втихую еще один технический отрезок на пути интеграции Украины в НАТО и большая готовность НАТО и ЕС к каким-то действиям в этом направлении. И гораздо большие симпатии в народе, чем в 2004-м году.

Коллапса России, Украины или РБ в случае такого переформатирования Восточной Европы не произойдет. Но, в таком случае, после 2008 года Россия, имея большие доходы от экспорта сырья, увидит вокруг себя цепь весьма враждебных государств, с очень прозападной Украиной в лидерах. На преодоление этой враждебности придется тогда этими доходами тратиться и тратиться... Украинский компромисс в ситуации, пока у России нет своей реальной интеграционной идеологии, — это всего лишь возникшее в основном по внутриукраинским обстоятельствам торможение расширения НАТО на Восток и, видимо, не более того.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram